В пятницу Законодательное собрание Иркутской области почти единогласно проголосовало за назначение Александра Тишанина на должность главы региона. Таким образом, г-н Тишанин стал очередным «путинским» губернатором-«варягом». Его первое заявление касалось присоединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к Иркутской области, «забуксовавшего» при прошлом губернаторе Борисе Говорине. Александр Тишанин пообещал, что процесс слияния регионов начнется уже к середине 2006 года. В самом автономном округе о возможном объединении субъектов Федерации говорят как о решенном вопросе, предпочитая особо его не комментировать. По мнению политологов, громкие заявления о слиянии Иркутской области и Усть-Ордынского АО для нового губернатора — хороший пиар-ход. Им Александр Тишанин «убивает сразу двух зайцев»: показывает себя региональным руководителем, идущим в авангарде политики укрупнения регионов, которую лоббирует федеральный центр, и одновременно пытается компенсировать громким процессом интеграции субъектов РФ возможные провалы в управлении областью, которые он способен допустить, так как пока не совсем ясно понимает, как это делается.
Александр Георгиевич Тишанин родился 20 апреля 1966 г. в городе Троицке Челябинской области. В 1993 г. окончил Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта, в 1999 г. получил второе высшее образование в Уральском государственном университете путей сообщения. В 1997-1998 гг. работал заместителем начальника службы перевозок Южно-Уральской железной дороги (ЮУЖД), в 1998-2000 гг. — первым заместителем начальника службы перевозок, в 2000-2001 — заместителем начальника ЮУЖД. Позднее занимал должность начальника Читинского отделения Забайкальской железной дороги. В 2002-2003 гг. был назначен на должность заместителя начальника Забайкальской железной дороги (ЗабЖД). В 2003 г. стал первым заместителем начальника ЗабЖД, а в апреле 2004 г. — начальником Восточно-Сибирской железной дороги.
В конце прошлой недели парламент Иркутской области подавляющим большинством голосов (только двое из 44 депутатов проголосовали «против») утвердил на должность губернатора региона Александра Тишанина — начальника Восточно-Сибирской железной дороги, рекомендованного Владимиром Путиным 13 августа. Таким образом, Иркутскую область возглавил пятый в этом году губернатор-«варяг» (до него пришлые главы регионов были назначены в Саратовскую, Тульскую, Нижегородскую области и в Алтайский край). Часть политологов видит в этом новое направление региональной политики федерального центра. Мол, «варяги», оторванные от местной политической и бизнес-элиты, не смогут проводить самостоятельную политику, им, хочешь не хочешь, придется во всем опираться на федеральные власти, что поставит их в зависимость от Кремля. С этой точкой зрения не согласен генеральный директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. «О новой волне в региональной политике, направленной на то, чтобы поставить «варягов» во главе регионов, говорить рано. Думаю, при назначении каждого конкретного губернатора-«варяга» имелся свой конкретный резон, а не общая политическая тенденция», — пояснил он RBC daily. Например, при назначении иркутским губернатором железнодорожника Александра Тишанина, по мнению политолога, Владимиру Путину было важно поставить во главе региона компромиссную фигуру, которая устроила бы всех. «В Иркутской области сталкиваются интересы многих сильнейших российских компаний. И каждая из них пыталась лоббировать интересы своего человека, между различными группировками шла очень серьезная борьба за политическое влияние и, в конечном итоге, за губернаторское кресло», — продолжил Константин Симонов. Поставив губернатором Александра Тишанина, Путин сумел достичь компромисса между различными политическими группировками в регионе — никто из них не остался в проигрыше, но и никто не победил.
Железнодорожник Александр Тишанин сменил в губернаторском кресле Бориса Говорина, который был избран на этот пост в августе 2001 г. По мнению части политологов, экс-губернатор оказался не у дел, так как фактически провалил процесс объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Новоиспеченный губернатор Тишанин, судя по всему, не хочет повторять ошибки предшественника и решил взяться за дело укрупнения Иркутской области всерьез. Он даже не стал дожидаться официальной церемонии вступления в должность, которая, по некоторым данным, должна пройти 8 сентября, чтобы громогласно заявить: одну из главных своих задач на посту главы Иркутской области он видит в том, чтобы объединить Иркутскую область и Усть-Ордынский АО. Как считает г-н Тишанин, это позволит оптимизировать управление единым регионом. Что, со своей стороны, должно привести «к улучшению жизни населения» и может способствовать «социально-экономическому развитию всего региона». По словам Александра Тишанина, объединительный процесс может перейти в практическую плоскость уже в середине 2006 г. В региональном объединительном стремлении нового иркутского губернатора поддержал полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин. «По географической, политической, социальной логике субъект должен быть единым, — пояснил он. — И я думаю, что против объединения выступает не народ, а местная элита».
Не удивительно, что после таких заявлений усть-ордынская политическая элита не особенно откровенничала, комментируя возможность слияния Иркутской области и УОБАО. Например, в аппарате окружной Думы на вопрос RBC daily о том, как региональные власти относятся к возможности объединения АО и Иркутской области, ответили буквально следующее: «Конечно, мнение по этому поводу у руководства округа сложилось, и мы его знаем. Но говорить не будем. Кто мы такие, чтобы об этом говорить?» Со своей стороны заместитель председателя Думы УОБАО Василий Савицкий отметил, что вопрос это сложный, однозначного ответа на него нет: мол, сколько в округе депутатов, столько и мнений на этот счет. Однако в конце концов заместитель спикера окружной Думы сообщил RBC daily: «Учитывая политику государства, направленную на укрупнение субъектов Федерации, думаю, что объединение неизбежно». При этом народный избранник пояснил, что «объединение Иркутской области и Усть-Ордынского АО должно идти таким образом, чтобы из-за него ни один житель округа не пострадал». «Только на таких условиях объединение регионов действительно может произойти», — считает он. В то же время представитель УОБАО при правительстве РФ Оксана Пахомова заявила RBC daily, что «объединение Иркутской области и Усть-Ордынского АО — то, к чему мы все стремимся». По ее мнению. процесс слияния регионов начнется очень скоро — практически сразу же после инаугурации Александра Тишанина.
По мнению Константина Симонова, слияние Иркутской области и Усть-Ордынского АО может добавить Александру Тишанину политических очков в глазах федерального центра. «Это позволяет ему проявить себя в роли главы региона, идущего в авангарде процесса укрупнения субъектов Федерации, которого придерживается федеральный центр», — считает политолог. К тому же под предлогом слияния Иркутской области и АО Александр Тишанин может попробовать «выбить» из госбюджета дополнительные трансферты. Одновременно начало процесса объединения Иркутской области и Усть-Ордынского АО может послужить Александру Тишанину хорошим пиар-ходом. «Возможно, что с помощью громких заявлений об интеграции регионов новый губернатор попытается компенсировать провалы в управлении областью, которые он, скорее всего, будет допускать», — пояснил Константин Симонов. Дело в том, что в настоящее время Александр Тишанин не вполне понимает, что ему делать с обрушившейся на него областью, как ей управлять, — такого опыта у нового иркутского губернатора просто нет.
RBC daily, 30.08.2005
↓