В местное отделение партии «Родина» пришли известные бизнесмены-политики. Они приступают к активным действиям.
После затишья, последовавшего за выборами конца 1993 — начала 1994 годов, борьба между партиями в Бурятии вновь обостряется.
Детонатором в выяснении отношений послужила волна протестов против закона о монетизации льгот. Их стремление оседлать волну народного гнева вылилось в стычку между сторонниками КПРФ и ЛДПР на митинге 12 февраля в Улан-Удэ.
Обострение борьбы идет одновременно с общим оживлением внутрипартийной работы. Связано это с ростом их роли в политической жизни страны. В частности, с тем, что выборы в законодательные органы будут проходить по партийным спискам, уже введена процедура утверждения губернаторов региональными парламентами, и в целом с наметившимся дрейфом политической системы страны в сторону парламентской республики.
Сейчас в Министерстве юстиции Бурятии зарегистрировано 25 региональных отделений политических партий. Верхние строчки в рейтинге, составленном экспертами БГУ, сейчас уверенно занимают «Единая Россия» и КПРФ. «ЕР» имеет отделения во всех районах республики, а коммунисты — в 18. Несколько, отделений есть у «Яблока» и СПС. Большинство же других — это партии-фантомы, считает политолог Борис Крянев. Например, «Либеральная Россия», «Партия социальной справедливости», Социал-демократическая партия, о которых мало кто знает.
В последние полгода резко активизировала свою деятельность в Бурятии «Родина». На думских выборах конца 2003 года она почти преодолела пятипроцентный барьер, за нее проголосовали 17820 избирателей республики. Очевидно, что она имеет неплохой потенциал и может составить сильную конкуренцию КПРФ на лево-патриотическом фланге. Не случайно на днях Сергей Будажапов подверг ее деятельность резкой критике: «Эта рогозинская «Родина» такая же авантюра, каких было и до этого полно». И проявил неплохую осведомленность о состоянии дел в стане конкурентов: «Возглавляет ее Матханов Иринчей Эдуардович. В Народном Хурале у них пять депутатов. Туда вошли Михаил Иннокентьевич Семенов, что для меня странно, Андреян Зыбынов и еще двое».
По некоторым данным, в Народном Хурале РБ уже формируется фракция партии. Предположительно в нее войдут депутаты Михаил Гергенов, Сергей Пашинский. Михаил Семенов хотя и не член партии, но намерен войти в состав фракции в Хурале. Членом «Родины» является и Виктор Измайлов, бывший депутат и заместитель председателя Хурала. Чем же вызвано присутствие известных в республике политиков в партии, пробившейся в Госдуму России на ультранационалистической волне и имевшей репутацию разового кремлевского, проекта? На эти и другие вопросы мы попросили ответить Иринчея Матханова, генерального директора МНПО «Байкалфарм», руководителя БРО партии «Родина» с декабря прошлого года.
— Мы появились не на пустом месте. Еще в 2002 году в республике официально начала работу партия российских регионов, ставшая позднее фундаментом блока «Родина», на базе которой, в свою очередь, мы и образовались. На протяжении двух лет отделение собирало своих сторонников. Сейчас, когда оно набрало силу, пришло время реальных действий. Мы не ульта, став парламентской, «Родина» серьезно изменилась, она стала более умеренной, прагматичной и в то же время сохранила ясные цели и задачи. У нашей идеологии два стержня — патриотизм и социал-демократия. Это привлекло меня и других бизнесменов и политиков. К тому же я не перебежчик, ранее в других партиях не состоял, а сейчас пришло время определиться.
— Ваше отношение к закону о монетизации?
— Мы организовали сбор подписей за создание чрезвычайной комиссии для рассмотрения причин социальных потрясений, произошедших вследствие монетизации льгот, и урегулирования ситуации в стране. Сбор подписей вызвал широкий отклик — только за один день наши активисты собрали более трех тысяч подписей горожан. Сейчас «Родина» готовит общенародный референдум по четырнадцати наиболее актуальным вопросам: по размеру минимальной заработной платы, пенсий, доступу оппозиции к федеральным СМИ...
Наша партия изначально выступала против этой реформы. И после вступления в силу 122-го закона наши депутаты в Государственной думе предложили ввести мораторий на этот закон. Несколько депутатов во главе с Дмитрием Рогозиным объявили голодовку.
В Бурятии практически одновременно значительно повысилась плата за квартиру и услуги ЖКХ, тепло- и электроэнергию. Можно ли говорить об улучшении материального положения жителей республики?
— Как известно, Дмитрий Рогозин заявил, что «Родина» переходит в жесткую оппозицию и собирается выступить против политического курса Кремля, взяв в соратники коммунистов. Найдете ли вы на местном уровне общий язык с коммунистами? Учитывая отношение Сергея Будажапова и его команды к вашей партии.
— Я удивлен его горячности... Вместо того чтобы объединить усилия, они начинают выяснять, кто из нас больший противник реформ. Возможно, они просто боятся появления настоящей оппозиции, готовой пройти свой путь до конца. Но мы не рассматриваем команду Будажапова как врага. Не случайно наши фракции в Госдуме совместно инициировали вотум недоверия правительству. Коммунисты поддержали «родинцев» и во время голодовки протеста. Мы можем уместиться с ними на одном политическом поле и даже стать союзниками.
Александр Махачкеев, «Информ полис»
Что представляет собой «Родина»
На думских выборах в декабре 2003 года за блок «Родина» проголосовали 9 процентов избирателей России и около 5 процентов избирателей Бурятии. За национал-патриотические идеи блока отдали голоса в основном жители сельской местности, рабочие, средние городские слои, в том числе значительная часть интеллигенции. Александр Дугин, лидер партия «Евразия», объявляя о выходе из предвыборного блока «Родина», обрисовал его идеологию так: «Основная причина — наличие в блоке расистов, антисемитов и членов РНЕ. К тому же блок, задуманный как корректный, лево-патриотический и антиолигархический, приобрел характер сброда всякого псевдопатриотического мурла с явной шовинистической ориентацией». После победы на выборах риторика лидеров партии поменялась. Лидер партии Дмитрий Рогозин объявил, что «Родина» будет ведущей оппозиционной силой и станет выразителем протестных настроений.
↓