Абстрактной свободы не существует. Она всегда конкретна и относительна. В зависимости от объективных обстоятельств люди могут обладать свободой или нет. Свобода людей тем больше, чем они лучше сознают свои реальные возможности, чем больше их интересы совпадают с объективными тенденциями развития общества. Свобода отдельной личности представляет лишь часть свободы, которой располагает общество. Но зачастую свобода одних подрывается произволом других.
Дорога без фонарей
Мера свободы чиновника и населения - жизненно важная проблема нашего развития. Ибо от ее решения зависит признание ответственности за свои поступки. Оптимизация величины свобод населения и чиновников определяет эффективность конкретного этапа нашего развития.
Успеха без ошибок не бывает. Их критика состоит в том, чтобы почувствовать в настоящем приговор будущего. Правительство существует для того, чтобы его ругали. И в этом я не вижу ничего плохого. Самоконтроль, самооценка требуют критической оценки своих результатов. Необходимо стремиться, чтобы самоконтроль был интегрирован в процесс деятельности чиновника. А если он не работает или работает не в полную силу?
Бывший президент Франции де Голь, просматривая прессу за неделю и не обнаруживая критики и карикатур на себя, делал вывод о падении доверия общества к нему и его политике. Наши руководители считают наоборот. Не любим, не признаем, не нуждаемся во мнениях граждан. С. Маршак писал, что жизнь без критики - что дорога без фонарей. Вот мы по ней и ползем впотьмах.
На проходившем 21 января заседании "круглого" стола "Развитие территории: принципы взаимодействия социальных и коммерческих структур" республиканской конференции «Социальная ответственность бизнеса. Реалии и перспективы» чиновник Минэкономразвития РБ, отвечающий за формирование Программы "Социально-экономического развития Республики Бурятия 2005-2007 годы", при обсуждении рекомендаций заявил: "Не должно быть заданий, предложений правительству, Народному Хуралу РБ. Надо просто декларативно записать".
Чиновник желает быть свободным в своих действиях! А чем больше свободы у чиновника, тем меньше ее у народа.
Министерство труда и социального развития РБ вообще официально отказалось участвовать в конференции на том основании, что тема "круглого" стола "Социальная защита работников предприятия" "недостаточно обоснованна и непонятна". А понятно ли предложение самого министерства: "Социальный эффект, экономическая выгода и политическая привлекательность взаимоотношения власти, бизнеса и институтов гражданского общества"? Ох уж эта "практикофобия".
Есть ли у нас вообще на сегодня сформированные, действующие институты гражданского общества? А вот "серая" зарплата, отсутствие отчислений в Пенсионный фонд, коллективных договоров на предприятиях - сплошь и рядом. Но чиновник желает сохранить свою свободу в неприкосновенности. Сохранить свой умозрительный мирок. И не желает этой свободой делиться ни с кем. Он уже начинает лениться что-либо сделать для завтрашнего дня. Даже поговорить. Нетерпимость, боязнь даже обсуждать практику реальной жизни, дать предложения по ее совершенствованию коснулись и СПП, ТПП РБ, самоустранившихся от участия в конференции. Живем по принципу старого холостяка: не тронь пыль, и она тебя не тронет. Интересная наступила у нас демократия - никто тебе рот не затыкает, но ты молчишь. Может, этому мы сами способствуем?
Политическая культура, как результат оптимизации свобод, не возможна без плюрализма, публичного сопоставления взглядов для улучшения нашего существования. Чем больше будет выявлено проблем, тем больше откроется перспективных возможностей формирования нашего будущего. Пока же у нас все решается на стадии аппаратной подготовки. Отсюда и существует две точки зрения на социально-экономическое развитие республики - правительственная и неправильная. Сознание собственного погрешения свойственно только силе.
В Республике Бурятия нет ясности в принципиальных вопросах: определении места РБ в России, в мировом экономическом разделении труда, ее специализации - основах региональной экономики. И не определены источники и факторы экономического роста.
Где у нас модель, "экономический образ" республики в новой России? И этот вопрос уже давно не теоретический. У нас уже более 14 лет протекает "крыша". Почему мы ее не ремонтируем? Да потому, что в дождь нельзя, а в ясный день и так не течет. Нельзя руководствоваться тезисом: положение не очень хорошее, но есть перспектива. Ложные "рапорты об успехах" на фоне усложняющейся жизни только раздражают.
Стабилизация в республике по сути желанная форма застоя. Главное препятствие, противоречие между параметрами программы устойчивого развития и сегодняшними реалиями - структура экономики республики, проблемы ее реструктуризации. Она не способна работать на республику.
Бизнес как способ существования
Изменить ситуацию под силу только бизнесу. Бизнес сегодня - способ существования и развития РБ. Ведь ресурсы отданы частному капиталу. Нужна стратегия создания "новой экономики" республики, сформированная совместно с бизнесом. Не ожидание ее эволюционного развития со всеми катаклизмами, как сейчас, а плановое ее преобразование. Не догонять средние общероссийские показатели, а осуществить прорыв вперед в четко определенном направлении. За счет интеграции, разделения труда и специализации.
Время сейчас решающий фактор. Инфраструктура экономики республики уже более 20 лет не обновлялась. Без этого никакого устойчивого развития не будет. Безумно сложно создать систему управления республикой, направленную на реализацию бизнесом обновления инфраструктуры (новые производства и услуги, новое оборудование и технологии), на увеличение собственной доходной базы, а значит, и улучшение жизни людей. В этой системе нет начальников и нет подчиненных. Есть интересы равных партнеров - государства и бизнеса. Умения работать в таких условиях нет. И нет желания терять свободу. Зато есть опыт командно-административной системы. Если этот опыт не подходит к новым экономическим условиям – тем хуже для условий. Пока мы не можем справиться с "базовым элементом", зашедшим на Селенгинский ЦКК. Раздражает самостоятельность, зрелая инициатива, настроенные на поиск эффективной работы. А что будет, когда крупные финансово-промышленные группы России, и не только России, придут на наши флагманы экономического роста - авиационный завод, ЛВРЗ и т.д.?
Нам еще многое надо узнать, научиться, решить сделать для себя, прежде чем говорить об "устойчивом развитии". Прежде всего научиться самостоятельно уменьшать, ограничивать свободу чиновника и эффективно содействовать увеличению свободы бизнеса и граждан. Затягивание этого процесса может привести к тому, что и граждане, и бизнес существующее положение сочтут за нормальное, должное. Люди привыкают жить сегодняшним днем, и рост социальной и деловой апатии неминуем.
Ликвидировав часть свободы чиновника, много в этом случае полезного могла бы сделать оппозиция. Но ее нет. Нет постоянной смены власти. Она бы значительно ускорила ее формирование. И средства массовой информации пытаются ее заменить. Именно СМИ, при отсутствии оппозиции, пытаются аккумулировать протестный потенциал общества, ограничивая свободу чиновников. Нет плохих статей, кроме некролога! Власть сейчас так закрепилась, что ее раздражает даже "легкое покусывание" СМИ. Ну как же - покушаются на свободу чиновника! Но обществу надо слышать хоть какой-то иной голос, кроме правительственного. Если мы все понимаем, то нам не все говорят. Необходимо формировать общественное мнение. А пока это мнение тех, кого не спрашивают.
Теперь, когда общество как никогда нуждается в разнообразии идей и предложений в условиях рыночной экономики, дискуссии в СМИ исчезли. Полтора десятка статей в год в печатных СМИ... Из них половина - интервью самого президента, членов правительства. Остальное - заметки журналистов с различных заседаний, совещаний, в "ключе" опять же чиновников. Что, перевелись в республике исследователи, ученые, журналисты?
Безусловно, обладая полнотой стратегической информации, чиновники имеют преимущества перед авторами критических статей, описывающих конкретную тему. Власть о своих недочетах не любит говорить вообще. Зная, что лучший отдых - это смена занятий, хотелось бы порекомендовать чиновникам чередовать правительственную деятельность с умственной.
Стоило руководству ОАО "Бурятэнерго" выступить в прессе инициатором формирования стратегии развития РБ, в том числе и на упомянутой конференции, заявив, что "ОАО "Бурятэнерго" как ведущий компонент инфраструктуры региона предлагает формировать образ будущего республики в интересах ее жителей", как тут же вполне гражданский поступок был назван излишней амбицией. Продолжаем жить по японской пословице: "Гвоздь, который высовывается, бьют по шляпке".
Все изложенное людьми по сути дела изначально субъективно. Ибо изложено отдельной личностью. "Двое смотрят под ноги. Один видит лужу, другой звезды", - заметил однажды Довженко.
Что нужно, чтобы было желание высказать свою позицию? Публичность! А пока великий застой продолжается, несмотря на фрагментарное успешное развитие отдельных предприятий.
Наша сила - в быстром избавлении от привязанности к прежней эпохе. Наша слабость - в затягивании этого процесса. Впереди самые трудные социальные реформы - ЖКХ. здравоохранение, образование, зарплата и т.д. "Сора" будет много. Выносить его из избы плохо, а в избе оставлять еще хуже. Но, если его некому вынести, то, возможно, необходимо вынести тех, кто намусорил?
Юрий Кравцов, «Правда Бурятии»
↓