Внести изменения в действующий республиканский закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия» предлагает депутат Народного Хурала, глава комитета по экономической политике Вячеслав Ирильдеев.
Данный закон устанавливает сроки действия инвестиционного соглашения, заключаемого между правительством РБ и инвестором при предоставлении последнему господдержки. На сегодняшний день максимальный срок действия такого соглашения, согласно законодательству – 8 лет, для инвестпроектов, направленных на организацию деятельности в сферах сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также строительства.
Однако, как пояснил коллегам из бюджетного комитета Хурала Вячеслав Ирильдеев, существующая практика предоставления господдержки выявила зависимость сроков действия инвестсоглашений от многих факторов. В первую очередь, от масштабности конкретных инвестиционных проектов, общей суммы инвестиций, размеров запрашиваемой господдержки. Установленные же законом об инвесторах нормы, связанные с приоритетами и отраслевой спецификой инвестиционной деятельности, на реальный требуемый срок действия инвестсоглашений влияния практически не оказывают, и действующие положения являются, по сути, формальными.
По мнению депутата, следует включить в действующий ныне порядок предоставления господдержки инвестиционной деятельности и заключения инвестиционных соглашений на территории Бурятии (постановление правительства РБ от 17 февраля 2010 года № 52) и порядок установления сроков действия инвестсоглашений.
Более того, Вячеслав Ирильдеев предлагает закрепить необходимость предоставления господдержки инвестпроектов в соответствии с приоритетными направлениями вложения инвестиций, определенными программой СЭР Бурятии. Причем, исключая установленные законодательством приоритеты отдельных видов экономической деятельности.
Таким образом, в случае изменения республиканского законодательства, преимущества при получении господдержки могут получить инвестпроекты в трех сферах: инновационные технологии и научно-технические разработки (альтернативная энергетика, энергосбережение, биотехнология и фармацевтика), адресная инвестиционная поддержка общественной инфраструктуры, экспортоориентированные и импортозамещающие инвестиционные проекты.
Обсуждение вопроса о господдержке инвестиционной деятельности вызвало бурное обсуждение сложившейся в Бурятии ситуации с привлечением инвестиций, причем как абсолютно конкретных вопросов, так и мнений общего характера. Памятуя о недавних и текущих перипетиях по поводу предоставляемых госгарантий, депутат Иринчей Матханов задал вопрос, почему же в перечне приоритетных направлений не указаны свиноводство и птицеводство? Глава комитета по экономической политике ответил, что упомянутые производства являются импортозамещающими, и подпадают под вышеназванные критерии.
Сомнения в достаточности нормативной базы по господдержке инвестиционной деятельности выразили многие депутаты. Так, Федор Трифонов, задал вопрос, почему же при вроде бы имеющейся нормативной базе по этому вопросу подаются неподготовленные проекты. Бато Семенов отметил, что экспертиза инвестпроектов все же должна быть независимой: «Госгарантии – это, по сути, наше участие, наши деньги. Почему же мы не можем свои серьезные финансовые шаги посмотреть, прописать этот момент?». Цырен Доржиев задал аналогичный вопрос, касающийся конкретно оценки реального наполнения ценных бумаг, которые могут предложить в качестве залога. На эти вопросы попыталась ответить присутствовавшая на заседании бюджетного комитета министр имущественных отношений Маргарита Магомедова:
- У нас по закону предусмотрено, что организация сама должна заказать экспертизу вне зависимости от формы собственности. По результатам этой оценки мы уже и начинаем отрабатывать. В бюджете средства на такую экспертизу не предусмотрены. Мы не вправе за счет бюджета платить за чужой объект.
Однако, как отметила Маргарита Магомедова, «страховочные» меры в случае неприятностей, тем не менее, предусмотрены.
Вячеслав Ирильдеев, отвечая на вопросы депутатов, отметил, что в вопросе привлечения инвестиций необходимо использовать два подхода:
- С одной стороны, действительно, республика должна бороться за инвестиции с другими регионами, чтобы они шли к нам. С другой стороны, мы не должны тянуть слабые инвестпроекты. Желательно заниматься теми проектами, которые будут иметь минимальные риски при максимальном эффекте. В плане, скажем, «Великого озера» (ООО «Агропромышленный комплекс «Великое озеро» - претендент на получение госгарантий РБ) мы обсуждали во фракции. Там есть ряд стратегических сложностей, связанных с тем, что производство планируется вблизи Байкала, а уже есть практика, что тот же самый Дерипаска потерял полтора миллиарда из-за экологических проблем. Такие же проблемы не исключены и для «Великого озера», - отметил депутат.
Член бюджетного комитета, ректор БГСХА Александр Попов задал вопрос, скорее, риторического характера, но тем не менее стоящий сейчас очень и очень остро:
- В нашем законодательстве вообще есть такое понятие как инвестиционная привлекательность? И вообще, есть ли она у республики, или привлекательность – это только гарантии правительства? Вот если не будет этой гарантии, никто, наверное, из серьезных инвесторов к нам не пойдет, тем более в АПК республики инвестировать не будет. Риски ведь очень большие, не только экономические, но природно-климатические, прежде всего.
Ответ Вячеслава Ирильдеева прозвучал довольно оптимистично, однако депутат признал, что «сходу сложно отвечать на вопрос в сфере сельского хозяйства»:
- Я думаю, что в определенной степени в секторах производства овощей или животноводства, с инновационными составляющими, инвестиционная привлекательность имеет место быть. Думаю, что нормальные проекты в этой сфере есть. Но есть и другие проекты, с использованием инерции Китая, причем больше в плане промышленных факторов. И у нас в Бурятии для этого есть определенные конкурентные преимущества.
Предлагаемые изменения в республиканское законодательство об инвесторах будет рассмотрено на ближайшей очередной сессии Народного Хурала 29 апреля.
↓