17 января 2007, 10:33

Монополия. Почему в Бурятии растет себестоимость строительства недвижимости?

В первую очередь рост цен на жилье определяет удорожание строительных материалов.

Российское правительство, начав реализацию нацпроекта “Доступное жилье”, одним из приоритетных направлений для обеспечения жильем россиян избрало развитие ипотеки. Но уже в этом году на волне спроса начался астрономический рост цен на недвижимость. В ближайшее время, по прогнозам ряда экспертов, строительный бизнес во многих российских регионах ждет тяжелая стагнация.

Ипотека резко подстегнула спрос, цены пошли в небо. И сегодня цена квадратных метров достигла потолка платежеспособного спроса. В то же время резко выросшая себестоимость строительства не позволяет строителям реализовывать крупные объемы жилья. В Бурятии, например, планы по вводу жилья фактически уже провалены.

Так, за январь-ноябрь 2006 года введено лишь 121 тыс. кв. метров жилья, причем в основном в деревянном исполнении (цемент нынче дорог). Строители Бурятии считают, что для обеспечения роста вводимого жилья для выполнения нацпроекта “Доступное жилье” необходимо возведение как минимум 200-250 тысяч кв. метров жилья в год. Но для реализации этих планов необходимо в Сибирском федеральном округе предотвратить монополизацию рынков строительных материалов и обеспечить свободную конкуренцию. В качестве примера можно привести ситуацию, сложившуюся на рынке цемента, - “хлеба” строительной отрасли, одного из основных строительных материалов, который за последние два года подорожал более чем в 2 раза.

Дорогой цемент – недоступная квартира

“В первую очередь рост цен на жилье определяет удорожание строительных материалов, - сообщил агентству “ЗабИнфо” председатель Забайкальской ассоциации строительных организаций Юрий Викулов. - Например, рынок цемента монополизирован и поделен на сферы влияния”. Строители убеждены, что при отсутствии свободной конкуренции монополисты будут взвинчивать цены. Цемент - основа всей промышленности и от бесперебойных поставок и цен на него зависят все без исключения строители. Особенно серьезное значение цемент приобрел в последние годы в связи с внедрением новых технологий строительства, основанного на так называемом монолитном домостроении, получившем в Бурятии новый импульс для своего развития. При этом способе бетонный раствор подается непосредственно на дом и этаж за этажом возводится железобетонный каркас.

Не кирпич и не металл

Как известно, кроме цемента в строительстве активно применяются кирпич и металл.

Но цены на них диктует рынок, а не картельные соглашения нескольких производителей. Все дело в том, что металл для строительства в Бурятии поставляет ограниченное количество заводов в Сибири и на Урале, но монопольных цен здесь нет, поскольку строители знакомы и со снижениями цен на металл в связи с мировой конъюнктурой. Эксперты считают, что развитая дилерская сеть, наличие значительного количества оптовых организаций, специализирующихся на поставках металлов, привели к развитию действительно конкурентного “металлического” рынка. То же самое с кирпичом. В каждом регионе имеется несколько кирпичных заводов, поскольку основа кирпича - глина - есть практически везде. И здесь тоже нет монополизма.

Совершенно другое дело цемент. Для производства цемента необходимо не только более редкое сырье - известняки, - но и источники электроэнергии, инфраструктура и, самое главное, значительные объемы вложенных средств (современный завод в среднем стоит около $300 млн.). Кроме того, цемент, в отличие от металлов, невыгодно завозить издалека. Поэтому во времена CCCР один цемзавод в среднем обеспечивал цементом 2-3 региона. Но сегодня почти все сибирские цементные заводы оказались в руках одной бизнес-группы из Кемерова - ОАО “Сибирский цемент”.

“Привет” из Кемерова

Еще несколько лет назад кемеровские предприниматели - будущие создатели холдинговой компании “Сибирский цемент” - обладали лишь областным предприятием “Топкинский цемент”.

В то время никто не помышлял, что эта группа так быстро возьмет под свой контроль почти все заводы от Западной Сибири до Дальнего Востока. Секрет столь феноменально быстрого поглощения базировался на двух китах - связях с руководством Кемеровской области и агрессивной политике, где использовались все без исключения методы. “Сибцемент” входит в финансово-промышленный союз “Сибконкорд”, который находится под тесным кураторством кемеровского губернатора Амана Тулеева. Административный ресурс Тулеева в Кемерово как минимум равен, если не превосходит административное влияние мэра Юрия Лужкова в Москве. На этом совпадения не заканчиваются. Именно при Лужкове цементные заводы центра России оказались под контролем его супруги Елены Батуриной. А при Амане Тулееве бизнесмены из Кемерова получили под контроль крупнейшие цементные активы Сибири.

Удачно выстроенная логистика, дешевые энергоресурсы и поддержка всесильного губернатора позволили кемеровским бизнесменам начать агрессивную экспансию на Восток. Используя свой плацдарм, “Сибирский цемент” начал свое продвижение весной 2004 года, применив тактику выброса крупных партий цемента на рынке захватываемого региона. Например, цены поставок через цепочку посредников на рынок ближайшего к Кемерово Красноярского края могли быть почти в полтора раза ниже, чем у красноярского цементного завода. Разумеется, в подобной ситуации предприятия несли убытки и вскоре становились объектами для поглощений. Весной 2004 года владельцы Топкинского цементного завода купили красноярский цемзавод, преобразовав его в ООО “Красноярский цемент”. То же самое повторилось и в Иркутской области, где работало ОАО “Ангарскцемент”. В октябре 2004 года “Сибцемент” купил у ЗАО “Истлэнд” 45 процентов акций ОАО “Ангарскцемент”. Одновременно поставки цемента по крайне низким ценам накрыли и рынок Бурятии. Неудивительно, что в условиях искусственно упавших цен на цемент залихорадило и Каменский цементный завод в Бурятии.

По данным “Ъ”, если в 2003 году бурятский завод произвел 220 тыс. тонн цемента, то в 2004 году - в два раза меньше, всего 115 тыс. тонн. Недозагрузка мощностей составила шестую часть от проектного, что при постоянных затратах означало одно - производство в одночасье стало нерентабельным и долги будут расти комом. С 16 декабря 2004 года арбитражным судом Бурятии на Каменском цементном заводе введено внешнее управление. В ходе банкротства завода контроль над ним также получили кемеровские. Большинство объектов поглощений доставались кемеровским по весьма сходным ценам.

Дешевый цемент только в мышеловке

Однако сказка с дешевым цементом закончилась так же быстро, как и началась. После получения контроля почти над всеми сибирскими предприятиями новыми собственниками сразу были резко подняты цены. Первыми забили тревогу красноярцы. Как сообщает журнал “Континент Сибирь”, летом минувшего года Управление федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (УФАС) заинтересовалось ценовой политикой “Сибирского цемента”, когда к нему поступила жалоба от Союза строителей Красноярского края на 30-процентное удорожание продукции красноярского цементного завода. “В УФАС по Красноярскому краю посчитали, что подконтрольный холдингу “Сибцемент”, ООО “Красноярский цемент“ и компания “Ан-Гарант“ (оптовый оператор завода на рынке цемента) вошли в сговор с целью получения дополнительной прибыли и ограничения конкуренции, - сообщает журнал “Континент Сибирь”. - Тогда же по материалам, собранным криминальной милицией ГУВД Красноярска, было возбуждено уголовное дело. Из собранных УФАС материалов следует, что 23 июня 2006 года “Ан-Гарант” и “Красноярский цемент“ заключили договор, в результате которого большинство производимого цемента, вместо того чтобы поступить в свободную продажу, оказалось у “Ан-Гаранта”. Компания же, став фактически монополистом на местном рынке, незамедлительно подняла цены на полученную продукцию на 30% (до 2700 руб. за 1 тонну). В УФАС посчитали, что полученные материалы указывают на согласованные действия. “Компания “Ан-Гарант”, судя по всему, была создана именно для подобной деятельности. Там работают всего четыре человека, у них нет никакой техники, нет складских помещений. По сути человек, который занимался реализацией, сидел прямо на заводе, - говорит заместитель начальника красноярского УФАС Олег Харченко. - То есть цемент никуда не вывозили, а просто продавали через посредника, который делал накрутку в 30%. Такое вряд ли можно объяснить случайностью”.

Сделано в Китае?

В Иркутске назревает конфликт вокруг завода “Ангарскцемент”, также контролируемого “Сибирским цементом”. Строители области обеспокоены грядущим ростом цен на жилье в Иркутске и называют в числе его причин рост цен на основные стройматериалы, в частности, на цемент, который, по данным строителей, в 2005-2006 гг. подорожал более чем на треть. Они обратились в администрацию Иркутской области выступить инициатором в УФАС для проверки обоснованности установленных “Сибирским цементом” цен на свою продукцию. Президент союза строителей Иркутской области Юрий Шкуропат в интервью журналу “Континент Сибирь” сообщил: “Цены на продукцию “Сибирского цемента” явно завышены, за последний год произошел их значительный рост. Иркутские строители никак не могут этому противостоять, так как на рынке действует монополия заводов-изготовителей. Приходится активно искать новых поставщиков - взгляды строителей устремлены на Китай, где цемент дешевле и уже есть потенциальные фирмы-партнеры”. Что называется, докатились. При наших неиспользуемых мощностях будем завозить цемент из-за бугра!

В бегах

Однако именно в Приангарье у “Сибцемента” возникли серьезные проблемы. В прошлом году “Сибцемент” проиграл ряд судебных процессов в Москве и Иркутске в корпоративной войне с новосибирской группой РАТМ за контроль над крупнейшим в Сибири производителем цемента ОАО “Ангарскцемент”. В ходе длительного противостояния с обладателем контрольного пакета акций - группой РАТМ - кемеровские не пускали на завод владельцев предприятия. При этом одновременно проводились многочисленные сделки по выводу активов с предприятия. Председатель совета директоров ОАО “Ангарскцемент” Александр Стефановский в интервью иркутской газете “СМ-Номер один” сообщил, что: ”Сибирский цемент” проиграл все суды, которые имели ключевое значение. …На данный момент следственным управлением ГУВД Иркутской области заведено уголовное дело по факту использования заведомо подложных документов, а именно - протоколов собрания акционеров и заседания совета директоров предприятия”. По словам Стефановского, “сейчас эти люди просто нарабатывают себе состав по статье 159 УК РФ (“Мошенничество”), а прежний директор “Ангарскцемента” г-н Пушилин уже вовсю скрывается от следственных органов”.

“Когда я вспоминаю весь тот ворох публикаций, которые на протяжении всего конфликта обвиняли компанию РАТМ в рейдерстве и во всех возможных прегрешениях, складывается ощущение, что получилось как на древнем базаре: кто громче всех кричит “Держи вора!” - сам вор непосредственно, - сообщил газете “СМ-Номер один” депутат Законодательного собрания Иркутской области Юрий Фалейчик. - Все обвинения в адрес РАТМа просто рассыпались, а к их оппонентам - “Сибирскому цементу” - возникли серьезные вопросы”.

Выводы

Таким образом, властям республики следует осознать всю серьезность ситуации, сложившейся на сибирском рынке цемента. Ведь от этого зависит и состояние самих градообразующих предприятий Бурятии, и исполнение статей бюджета (стоимость цемента влияет на цену одного квадратного метра возводимого жилья. Монополизм крайне неприятное явление не только для бюджета - все жители Бурятии из своего кошелька оплачивают прибыли, получаемые монополистами. Кроме того, вся республика несет просто огромные потери. Например, летом 2006 года, по данным минстроя РБ, при реконструкции взлетно-посадочной полосы в Улан-Удэ возникли перебои с поставками цемента, что повлекло срыв сроков сдачи ВПП.

Сегодня Каменский (Тимлюйский) цемзавод способен производить 650 тысяч тонн, но реально производится около 250 тыс. тонн цемента. Почему не производится больше? Чтобы можно было накручивать цены?

Антимонопольным органам, работающим в Бурятии, также неплохо бы дать оценку происходящему. Ведь и монопольно низкие цены, используемые для захвата рынков, и монопольно высокие цены, используемые для зарабатывания прибыли после захвата рынков, должны являться предметом для тщательного разбирательства.

Дмитрий Родионов, "МК в Бурятии"
В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^