На минувшей неделе бурятские энергетики отправили по почте «Восточному заводу строительных материалов»... керосинку - как худшему предприятию-должнику. Событие могло остаться незамеченным, если бы не одно обстоятельство: генеральным директором должника значится Софья Каширихина, по совместительству исполнительный директор силикатного завода - другого терпящего бедствие предприятия стройиндустрии республики, специализировавшегося на выпуске силикатного кирпича.
Старая добрая «силикатка» пребывает в процедуре банкротства почти три года, а вот для «Восточного завода строительных материалов», производящего красный кирпич, керосинка от энергетиков - недобрый знак. «Тенденции тревожные, - сказали «МК» в минстрое Бурятии. - И почерк, чувствуется, один».
В прошлый вторник на силикатном заводе случился очередной скандал: сотрудники милиции поймали группу китайцев, живущих и работающих на территории предприятия. Чем занимались граждане КНР в мертвых помещениях «силикатки», выяснилось: ночью печатали баннеры, днем спали. Видимо, с паршивой овцы хоть шерсти клок, поскольку других доходов «силикатка» просто не имеет.
Из долговой ямы предприятие не выбралось даже после введения процедур внешнего наблюдения и управления. Когда в мае 2003 года арбитражный суд Бурятии принимал решение о назначении временного управляющего, задолженность предприятия составляла около 9 миллионов рублей в бюджеты и во внебюджетные фонды. С тех пор она не только не уменьшилась, но даже возросла, приблизившись к 10 миллионам рублей. Спасти «силикатку» не удалось, в результате 16 марта собрание кредиторов решило обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства - продаже силикатного завода.
Впрочем, у предприятия был замечательный шанс выйти из кризиса, но он им не воспользовался. В начале 2006 года «Группа компаний «Капитал» (г. Чита) направила в адрес республиканского управления федеральной налоговой службы гарантийное письмо, в котором пообещала покрыть долги силикатного завода, чтобы предприятие и кредиторы смогли заключить мировое соглашение. В этом случае завод восстанавливает статус-кво, внешний управляющий складывает полномочия, передавая права директора Софье Каширихиной, одним банкротом в республике становится меньше. Что и требовалось доказать. Фискальный орган, заинтересованный в сохранении налоговой базы, пошел навстречу. На «ура» восприняли предложение «Капитала» внешний управляющий Доржи Намсараев и министерство строительства РБ, для которого неработающие предприятия - что кость в горле. Но не тут-то было. Впрочем, к этому мы еще вернемся. А пока о причинах, повлиявших, на наш взгляд, на провал спасительной сделки.
За годы своего руководства Софья Каширихина мистическим образом стала владельцем 2227 акций силикатного завода из 3359 имеющихся, то есть почти хозяйкой. Теоретически завод можно выгодно продать - если бы удалось заключить мировое соглашение с кредиторами и при этом остаться у руля. Однако в распоряжении «МК» имеется документ республиканского специализированного регистратора «Бурятский фондовый дом», датированный 17 апреля нынешнего года. Согласно нему некая г-жа Каширихина с инициалами «А.А.» является держателем 276 акций предприятия. В Бурятском фондовом доме «МК» сообщили: «Акционера Каширихиной С.А. в реестре акционеров не значится». Внешний управляющий силикатного завода Доржи Намсараев пояснил, что в 2002 году Софья Каширихина, в быту откликающаяся на имя «Алла», расторгла отношения с Бурятским фондовым домом и самостоятельно принялась за ведение реестра, в котором изначально значился 71 акционер.
Реестр акционеров - это список граждан, владеющих акциями. Государство не случайно создало такой институт, как специализированные регистраторы. Реестры акционеров закон обязал хранить в фондовых домах, подобных бурятскому. Как говорится, от греха подальше и от навязчивых бизнесменов, мечтающих заполучить контроль над тем или иным акционерным обществом. Чтобы добиться контроля, достаточно иметь список акционеров и тугой кошелек. Дальше дело техники - уломать тетю Машу, дядю Ваню продать свои акции.
В декабре 2005 года, когда кредиторы всерьез заговорили о введении конкурсного производства и продаже силикатного завода, родная сестра Софьи Каширихиной - Г.Хафизова - договорилась с одним из мелких кредиторов (1,8% долга) силикатного завода переуступить ей право требований к должнику. С этого момента Г.Хафизова выступала на собраниях уже в качестве представителя кредитора. Пусть мелкого, но по статусу достаточного, чтобы влиять на решения арбитражного суда. В результате ходатайств, заявляемых Г.Хафизовой в арбитражный суд, принятие решения о введении конкурсного производства на силикатном заводе откладывается из месяца в месяц. И всякий раз под одним и тем же предлогом: якобы акционер предприятия Софья Каширихина ищет средства для погашения кредиторской задолженности и заключения мирового соглашения. Чем же, в таком случае, ее не устроило предложение «Капитала», готового, как упоминалось выше, взять на себя все долги предприятия?
Первый платеж «Группы компаний «Капитал» в размере 1,6 миллиона рублей был направлен на счет силикатного завода 13 января 2006 года - как подтверждение серьезности намерений. Однако тут же был отозван... По сведениям «МК», «Группа компаний «Капитал» и дальше готова была вкладываться в производство, погашая многолетние долги, но лишь при одном условии: «силикатку» должен возглавить их человек. Оно и понятно: можно ли полагаться на людей, при участии которых некогда успешное предприятие ушло под лед? Очевидно «Капиталу» не удалось уговорить Софью Каширихину добровольно уйти в отставку. В результате ушел инвестор - тихо, не попрощавшись. И завод вновь оказался у разбитого корыта. Софья, она же Алла Каширихина, отчаянно пытается доказать обратное. И теперь заявляет о некой китайской фирме, готовой вложить в производство $1 миллион. Уж не те ли это китайцы, которые под покровом ночи штамповали баннеры в помещениях «силикатки»? «Мы про китайских инвесторов ничего не слышали», - сказали «МК» в министерстве строительства.
То, что некогда крупнейшее предприятие стройматериалов оказалось в стороне от строительного бума, подстегнутого национальным проектом «Доступное жилье - гражданам России», это плохо. В минстрое РБ говорят, что ежегодная потребность в кирпиче составляет в Бурятии порядка 20-25 миллионов штук. С учетом национального проекта потребности будут только расти. Пока же большую часть кирпичей нашим застройщикам приходится покупать за пределами Бурятии, подпитывая экономику других регионов.
Комментируя ситуацию, специалисты минстроя отметили, что особой нужды в силикатном кирпиче, как облицовочном материале, у республики нет. Правильнее было бы перепрофилировать завод на производство современных видов строительных материалов. Для чего необходимо продать предприятие не по частям, а в целом - как единый технологический комплекс. В министерстве не исключают, что таким покупателем могла бы стать группа компаний «Капитал», либо любой другой инвестор, но из Бурятии. Во всяком случае, нынешнее руководство завода преследуют одни неудачи, что видно и на примере «Восточного завода строительных материалов», для которого пока еще символическая керосинка от энергетиков может стать новой жизненной реальностью... И как следствие - процедурой банкротства.
Станислав Белобородов, «МК в Бурятии»
↓