14 октября 2005, 15:00

Минэкономразвития хватается за все, но при этом ни одна из разработок не доводится до завершения

Счетная палата РБ проверила правомерность, обоснованность и эффективность использования средств республиканского бюджета при выполнении договорных работ в 2002-2004 годах. Объектом проверки стало министерство экономического развития и внешних связей РБ.

В частности, аудиторы Счетной палаты изучили, как министерством в течение этих лет распределялись деньги на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (для простоты изложения далее используется аббревиатура НИОКР), проводившихся в рамках программы социально-экономического развития республики. Судя по результатам проверки, - лихо!

Так, в 2002-2003 годах из республиканского бюджета финансировалась тема по использованию возобновляемых источников энергии. Экспериментальной площадкой был выбран поселок на Верхней Березовке. Выполнить работы взялось ООО «Центр энергоэффективных технологий». С ним и был заключен государственный контракт. Согласно рабочей программе, оно должно было изготовить 10 кв.м. солнечного коллектора и 20 кв. м солнечного концентратора. И хотя в акте приемки сказано, что конструкции солнечного коллектора и концентратора разработаны, но ни слова о том, что они изготовлены, министерство экономического развития оплатило исполнителю в виде аванса 600 тыс. рублей - всю сумму по контракту. В 2003 году работы по данной теме были продолжены. На ее реализацию было выделено еще 400 тыс. рублей. И опять в акте сдачи-приемки указано, что произведен монтаж трех гелеоустановок, в то время как предусматривалось оснастить солнечными системами горячего водоснабжения пять жилых домов. Если первый этап был частично выполнен, то второй, ради чего все затевалось, — подготовка на основании мониторинга полученных данных методик и рекомендаций по применению и эксплуатации солнечных установок в жилых домах — так и завис. Самое интересное, госконтрактом предусмотрено, что исполнитель имеет право использовать полученные результаты для собственных нужд, в то же время приложением к контракту определено, что он за счет средств заказчика (!) оснастит жилые дома солнечными системами для горячего водоснабжения и отопления, то есть результаты работ будут безвозмездно переданы третьим лицам - частным домовладельцам. Хорош подарок республики живущим в тех теремах!

В конце 2002 года министр Т.Г. Думнова заключила с ректором ВСГТУ В.Е. Сактоевым государственный контракт на выполнение работ по программе «Энергосбережение в строительстве». Результатом трудов должны были стать разработка и внедрение технологии производства эффективных теплоизоляционных материалов: пеностекла, использование которого в качестве теплоизоляционного материала снижает теплопроводность в полтора-два раза, и стеновой конструкции из пенобетона, обеспечивающей по сравнению со стоимостью стены из кирпича снижение энергозатрат и себестоимости в два раза. На благие цели из республиканского бюджета, из 650 тыс. руб. было проплачено авансом 350 тыс. (оставшаяся сумма должна выплачиваться по окончании всех работ), часть из которых направили на приобретение оборудования для научных работ. Отчитываясь о проделанной работе, сотрудники ВСГТУ представили на заданную тему реферат(!), по-видимому, написанный ранее.

Несмотря на то, что научно-технические разработки так и не были внедрены в производство, следовательно, не выполнены условия контракта, минэкономразвитием с ВСГТУ был заключен новый государственный контракт на 150 тыс. рублей, которые были выплачены практически сразу же после его подписания. Любопытно: на этот раз речь о практическом применении научных разработок уже не велась. И опять о проделанной работе отчитались рефератом. Отчеты же о том, на что именно были потрачены деньги, представлены не были. В рецензии, написанной замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РБ В.Г. Баранниковым, никакой конкретной оценки выполненным работам не содержится, лишь отмечено, что заложенные в реферате технические решения соответствуют современным направлениям в строительстве. А как же их внедрять в производство, предложений от дающего рецензию не поступало. Из документа Счетной палаты: «Положительное заключение ФГУП «Центр «Ренатехс» (авт. — на финансирование из республиканского бюджета) было дано по заявке ВСГТУ, предусматривающей работы по разработке энерго-и ресурсосберегающих технологий строительных материалов, а не просто исследования в этой сфере. В качестве результатов указывались конкретные научно-технические разработки, которые планировалось внедрять в производство, а не научные статьи и доклады. Таким образом, реализацией государственного контракта цель разработки темы, установленная в программе СЭР — внедрение новых технологий в производство — не достигалась». А полмиллиона на нее выкинули. Это не единственный контракт, который заключался с ВСГТУ. Из республиканского бюджета была частично профинансирована (300 тыс. руб.) еще одна тема — «Разработка экологически чистой технологии переработки овчинно-шубного сырья». Ставившаяся конечная цель — снижение техногенного воздействия, оказываемого малыми предприятиями меховой промышленности на окружающую среду. Выполненная ВСГТУ работа в министерство не передавалась, независимой экспертизе не подвергалась, финансовый отчет о фактических затратах не представлен. Точно такая же судьба постигла другой проект, на который было выделено 200 тыс. руб., — «Разработка новых энергосберегающих технологий глубокой переработки злаковых культур и получения качественно новых пищевых продуктов на зерновой основе». Исследования показали перспективность данного направления, но тема больше не финансировалась. Подтверждающие же документы, что успевшие поступить деньги были потрачены по назначению, отсутствуют. 114 тыс. руб. выкинули на ветер, когда разрабатывали систему для эффективной переработки органических отходов в биогаз и удобрения. Ее планировалось внедрить на Улан-Удэнской птицефабрике.

В отсутствии фантазии Минэкономразвития вообще не упрекнешь. В эти же годы оно финансировало ряд других проектов. Но вот беда, ни один из них не был доведен до ума. К примеру, задумало оно решить проблему отходов, пока не всех, только медицинских. Предполагалось для высокотемпературной их утилизации и последующего полного сжигания разработать и изготовить специальное оборудование. Были проведены экспериментальное исследование, проектно-конструкторские работы и прочее. Но на полпути заказчик объявил о прекращении финансирования, и все работы были приостановлены. А деньги уже потрачены. «Плазменная технология переработки медицинских отходов принята к финансированию при отрицательном заключении экспертов. Работа не завершена. За ее исполнение выплачено 125 тыс. руб. Таким образом, расходы на финансирование данной темы следует отнести к неэффективному использованию средств республиканского бюджета», - напишут аудиторы. Еще 200 тысяч, как оказалось, потратили впустую, когда министерство серьезно озаботилось здоровьем населения, страдающего йодной недостаточностью. Ученые из института общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения РАН по заказу министерства должны были на основе местного природного сырья создать лекарственные препараты, которыми планировалось снабдить медицинские учреждения республики. Внедрялись ли они в медицину или нет, покрыто тайной, потому как неизвестно, были ли вообще созданы новые препараты, стимулирующие восстановительные процессы в органах при йодной недостаточности.

Министерство экономического развития хватается за все, но при этом ни одна из разработок не доводится до логического завершения. Намеченные практические цели не достигаются и экономический эффект не получается — сказано в отчете проверяющей организации. Торги или конкурсы на проведение НИОКР не проводятся. Ни в одном государственном контракте не определены конкретные научные, технические и другие требования. Поэтому невозможно определить, насколько соответствуют выполненные работы условиям договора. Акты сдачи-приемки подписываются без заключения специалистов и оценки достижения целей работы, без наличия материалов, подтверждающих выполнение объемов работ с должным качеством. По большинству НИОКР не соблюдены сроки иx выполнения. При этом министерство, внося 100% предоплату, никакие финансовые санкции к исполнителям за некачественную работу или ее несвоевременность не применяет. Из документа результатов проверки: «Данное обстоятельство, с учетом отсутствия конкретных требований к научно-технической продукции, не позволяет обеспечивать должный контроль за эффективностью использования средств республиканского бюджета, направляемых на финансирование НИОКР. Если при принятии решения о финансировании НИОКР вопрос рассматривается на заседаниях научно-технического совета при правительстве РБ, по проектам проводится независимая экспертиза, то при приемке работ никакой экспертизы не проводилось». Выводы, которые сделала Счетная палата, подтверждают, что деньги из республиканской казны бесконтрольно раздаются налево и направо. За два года таким вот способом было роздано почти 9 млн. рублей, из них подарено оборудования почти на миллион.

Кроме НИОКР, Счетная палата проверила эффективность расходования средств, выделенных министерству экономического развития и внешних связей по статье республиканского бюджета «Реформирование экономики». Три года над концепцией реформирования предприятий всех форм собственности работала специально созданная правительственная комиссия. Что она наработала, ответить уже нельзя. После ее упразднения, как выполнившей возложенные на нее функции, ею на проверку не были представлены ни решения, ни ежегодные планы мероприятий, ни сметы расходов.

Так как правительством республики не был определен порядок финансирования мероприятий по реформированию и финансовому оздоровлению предприятий, министерство экономики и внешних связей самостоятельно принимало решения кому давать деньги. Так, им были перечислены средства бесперспективным предприятиям, впоследствии признанным банкротами: АО «Каменский завод «ЖБИ», ОАО «Иволкон», ОАО «Завод «Теплоприбор»», ОАО «Улан-Удэстекло», ОАО «Завод «Эмальпосуда». Итого: 643,8 тыс. руб., по заключению аудиторов, использовано неэффективно. На начало проверки не действовало ОАО «Новая Бряньсельмаш». За разработку программы по восстановлению и развитию производственной деятельности этого ОАО и предприятий, созданных на его базе, было выплачено более 86 тыс. рублей. Не спасли 190 тыс., выделенных ООО «Убойных цех «Гарант» за разработку мероприятий по использованию местных ресурсов в организации забоя скота, переработке и реализации мяса в Мухоршибирском районе. Вывод Счетной палаты: 276 тыс. рублей использованы неэффективно. Также было выявлено нецелевое использование 268,5 тыс. руб., допущенное при разработке программы действий правительства на период 2003-2007 гг., программы социально-экономического развития на 2003 год, участии в научно-практической конференции «Стратегия управления: регион, город, предприятие» и прочее. Только на одно проведение общественного обсуждения проекта «От подъема экономики — к устойчивому развитию» было потрачено 75 тыс. рублей. «Вышеуказанные программы не относятся к мероприятиям концепции реформирования предприятий и не должны финансироваться за счет средств по реформированию экономики», - из отчета Счетной палаты.

На проведение семинара с привлечением трех специалистов из фонда поддержки аграрной реформы «Агромир» (Орловская область) ушло больше 150 тыс. рублей, хотя цена их услуг по договору в два раза дешевле. Почти 114 тыс. рублей из республиканского бюджета были перечислены на уставные цели орловского фонда. Какие были для того основания, неизвестно. ИП Шелковникову за разработку программы по реализации проекта создания эколого-этнографического парка-музея и развитию народных промыслов и ремесел в п. Максимиха оплачено около 100 тыс. рублей. Первый этап выполнен. Однако, что он в себя включает, какова его стоимость - ни в договоре, ни в календарном плане работ не указано. Невзначай ли или умышленно Минэкономразвития излишне перечислило 108 тысяч центру экономических исследований «Эксперт». Для организации маркетингового центра Торгово-промышленной палаты было перечислено 83 тыс. рублей, отчет о его создании и расходовании средств не представлен. 180 тыс. руб. было подарено «Центру поддержки предприятий МАКОН». По заказу минпрома РБ он должен был выполнить научно-практические работы по доработке программы реструктуризации и развития лесной промышленности. Не являясь коммерческой организацией, а значит, не имея на то право, Минэкономразвития, выступая финансовым агентом Центра, перечислило на его счет указанную сумму. Аудиторы Счетной палаты так и не поняли, были ли выполнены научно-исследовательские работы и переданы заказчику или нет. Теперь концы надо искать в минпроме. На момент проведения проверки субсидий с оформлением прав собственности были возвращены в республиканский бюджет 2 млн. 240 тыс. рублей, использованные ранее не по целевому назначению.

Более полумиллиона бюджетных средств было потрачено не по теме при введении системы индикативного управления. В план мероприятий были включены постоянно действующие семинары. Например, на проведение международной научно-практической конференции «Экономика региона: пространственные аспекты» потрачено около 740 тыс. руб. Из них более 400 тыс. было израсходовано на питание, проживание и оплату проезда. Участников конференции привечали с размахом. Делегаты проживали в гостинице «Бурятия», санатории «Солнечный», на турбазах «Култушная» и «Ровесник», что на Байкале. А еще им дарили подарки. При проведении региональной конференции, посвященной 80-летию планово-экономических органов республики, на эти же цели потратили более 500 тыс. рублей. На этот раз никуда не выезжали, жили и питались в «Бурятии». Руководителей, занимавшихся подготовкой по индикативному управлению, премировали. Затраты по этой статье составили почти 352 тысячи рублей.

Вот так «по мелочи» - насобирается немелочная сумма. Копейка народный рубль бережет — не принцип работы министерства экономического развития.

Ольга Панфилова, «Пятница плюс»
В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^