29 июня 2005, 17:34

Гостиничный зуд

Пока правительство Бурятии строит планы развития туризма как одной из доходных отраслей экономики республики, разрабатывает концепции, проводит форумы, мэрия Улан-Удэ методично подрубает саму основу туристического бизнеса - гостиницы. Закрытие муниципального гостиничного комплекса «Байкал» в канун туристического сезона стало, пожалуй, самым ярким воплощением принципа «Моя собственность - что хочу, то и ворочу», доведенного в данном случае до абсурда.

В столице республики и без того небогатой «постоялыми дворами» тут же возник дефицит мест для расселения гостей. Сколько туристов отказалось от посещения Бурятии из-за невозможности хоть где-то приклонить голову, точно не скажет уже никто. Как действия мэрии отразились на репутации Бурятии, упорно пытающейся сформировать имидж «туристической Мекки», несложно представить.

Проблемы испытывает и командировочный люд, и принимающие организации. Селиться в другой муниципальной гостинице - «Одоне», насквозь пропитанной специфическими ароматами походного китайского быта, мало кому захочется. Да и не каждому гостю прилично предложить подобный ночлег - в номерах, где зачастую нет даже отдельного туалета. В результате там обитают не те, кто привозит деньги в Бурятию, а те, кто их из нее вывозит.

Понятно, конечно, что продолжать сдавать в аренду «Байкал» за 12 тысяч рублей в месяц, как это было на протяжении двух предыдущих лет, - головотяпство чистой, а точнее очень даже мутной воды. Но, заметим, что эти условия аренды не являлись некой данностью, с которой улан-удэнское градоначальство столкнулось внезапно и вдруг. Условия эти были рождены самим улан-удэнским градоначальством, в мотивах действий которого предстоит разобраться компетентным органам. В любом случае, в силах мэрии было изменить правила игры, но не лишать республику полутора сотен койко-мест для гостей. И не вышвыривать, на улицу в одночасье ни в чем не повинных субарендаторов, разрушая их бизнес и сокращая налогооблагаемую базу бюджета. Но вернемся к туризму. Что осталось нам, а точнее нашим гостям? Гостиница «Баргузин» годится преимущественно для внутреннего туризма. «Сагаан-Морин» почему-то не позиционирует себя как туристический комплекс, возможно, в силу своей привязки к одноименному рынку. «Профсоюзная» так же, как и «Одон», занята по большей части китайцами и не приспособлена для приема требовательных к бытовым условиям отдыхающих и экскурсантов. Отель «Донай» пользуется весьма специфической репутацией и невыгодно расположен.

В результате долгожданных и столь настойчиво зазываемых гостей (тех, кто везет деньги в республику) из-за рубежа и других регионов страны принимают, в основном, две гостиницы - «Гэсэр» и «Бурятия». Мест, как уже говорилось, не хватает. При этом «Бурятия» уже три года находится на осадном положении, что, впрочем, не отражается на качестве сервиса, хотя, безусловно, стоит немалых нервов коллективу. Упорное желание улан-удэнской мэрии пустить с молотка самую большую и посещаемую гостиницу города (в 2004 году в «Бурятии» побывало 26 тысяч постояльцев, в том числе 4 тысячи иностранцев) прикрывается мифом о якобы неэффективном использовании этой «муниципальной собственности».

Ну, проблема собственности (муниципальной или республиканской), как известно, еще до конца не решена. А вот слово «эффективность» из уст городских чиновников после истории с «Байкалом» звучит уже не просто странно, а прямо-таки вызывающе. Если 13 миллионов рублей налоговых платежей в год, поступающих в бюджет от «Бурятии», сопоставить с 19-ю миллионами рублей, недополученных бюджетом в результате манипуляций с «Байкалом», поневоле задашься вопросом: кто же у нас в городе на самом деле неэффективен?

Еще один аргумент улан-удэнской мэрии - инвесторы, которые будто бы готовы выкупить гостиницу «Бурятия» и вложить средства в ее реконструкцию и развитие. Если допустить, что такие инвесторы реально существуют, почему бы им не начать свою деятельность с «Одона» или «Байкала»? Очевидно, что эти гостиницы, находящиеся под «эффективным» управлением муниципалитета, куда больше нуждаются в реконструкции и прочих преобразованиях, чем «Бурятия». И вопроса о собственности в данном случае не возникает.

Но похоже, что инвесторы - такой же миф, как и эффективное управление муниципальными гостиницами со стороны мэрии. И в действительности речь идет о банальном переделе собственности, а вовсе не о развитии рынка гостиничных услуг. Ведь было уже две попытки продать с аукциона тот же «Байкал» за 75 миллионов рублей. И что? Ничего!

Между тем, здание «Байкала» сталинской постройки даже более пригодно для реконструкции, чем здание «Бурятии», которое было заложено и построено в последние десятилетия советской эпохи. Почему? Все очень просто: в «Бурятии» низкие потолки. Никакой инвестор, никакая реконструкция не в силах изменить этой конструктивной особенности здания - результата несоответствия советских гостиничных стандартов современным международным требованиям. Поэтому «Бурятия» даже при самом высоком уровне сервиса никогда не станет трехзвездочным отелем.

И это вовсе не специфическая проблема. Ни в одном городе России еще не удалось превратить гостиницу постройки 70-80 годов в отель экстра-класса. Там, где власти действительно хотят иметь такой отель, они отводят выгодно расположенный земельный участок и договариваются с инвесторами о строительстве объекта с нуля. Так, к примеру, в последние годы в Тюмени появились «Президент-отель» и отель «Тюмень». Москва вообще пускает старые гостиницы под снос и строит новые.

Разумеется, нечего и сравнивать Улан-Удэ с Москвой или Тюменью. Но дело не только в нефтедолларах. Дело еще и в доверии к местной власти. Станет ли разумный предприниматель или солидная компания вкладывать деньги (и огромные деньги!) в строительство современного отеля в Улан-Удэ, зная о том, что происходит с ныне существующими гостиницами?

Долгие годы мы говорим о, развитии туризма в Бурятии. А развития как не было, так и нет. Мы рассчитываем на то, что красоты; Байкала и буддистская экзотика привлекут к нам богатых гостей из-за рубежа. Но в мире есть множество других красивых мест, а буддизм развит в целом ряде государств. И пока наши власти, годами испытывая какой-то непреодолимый гостиничный зуд, делят существующую собственность вместо того, чтобы создавать новую, пока сокращается, а не наращивается количество гостиничных номеров в городе, пока интриги и амбиции «сильных мира» мешают работать тем немногим, кто все-таки еще работает, потоки туристов будут устремляться мимо нас.

Сергей Березин, «Центральная газета», 29.06.2005
В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^