8 июня 2005, 15:39

Подводная лодка «К-2» торпедировала малый бизнес Бурятии

Развитие малого бизнеса - основа становления среднего класса в нашем обществе, стабильности и обеспечение занятости населения. Однако ситуация с малым бизнесом в Бурятии и особенно в Улан-Удэ показывает, что власти очень любят говорить о поддержке малого бизнеса. Но реально все идет к тому, что вместо многочисленного класса мелких собственников, так называемого среднего класса, у нас возникнет кучка воротил крупного бизнеса и целая армия наемных работников и безработных. Добавляет проблем рост налогов - установленный в Бурятии коэффициент К-2 как одноименная подводная лодка пускает на дно малый бизнес.

Развитие крупных сетей, работающих в формате «Cash and Carry», в 2004-2005 гг. поставило многие предприятия малого бизнеса Бурятии, владельцев небольших магазинов (чаще всего продовольственных) на грань разорения. Там, где появляется один крупный супермаркет, закрывается или перепрофилируется, десяток небольших торговых точек, расположенных в округе. Это следствие того, что крупные сетевики, во-первых, обладают более серьезными финансовыми ресурсами и связями с чиновниками и стратегически важные земельные участки достаются именно им. Во-вторых, они занимаются демпингом, лишая доходов окружающие магазины и вынуждая их сворачивать свою деятельность. Тем самым происходит довольно опасное явление, когда рушится важное звено торговли - розница и все заполоняет огромный и ненасытный опт. Глобализация местного масштаба. В результате мы можем столкнуться с резкой поляризацией в доходах небольшой группы собственников, которые переходят из категории малого бизнеса в средний и далее в крупный. А вместо многочисленного класса бизнесменов, работающих в малом бизнесе, мы можем получить безработных, наемных менеджеров и кучку крупных «сетевиков» и оптовиков. Все это, разумеется, очень далеко от того идеала, к которому должно стремиться наше общество. Средний класс при таких тенденциях у нас не появится.

Причем городские власти, предоставляя режим наибольшего благоприятствования крупным торговым структурам, одновременно усложняют жизнь многочисленному слою пока еще работающих частных предпринимателей, функционирующих в режиме уплаты единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Местные власти, несмотря на обращения предпринимателей, не стали менять налоговые ставки, которые резко увеличились с 1 января 2005 г. и поставили предпринимателей на грань разорения. Сущность этой системы в том, что для определенных видов деятельности, например, сферы розничной торговли, запутанная и неудобная система уплаты общих налогов заменяется уплатой единого налога на вмененный доход. Основная часть улан-удэнских предпринимателей, сидящих на «вмененке», работает в торговле. И все было бы хорошо, если бы с 1 января 2005 года городские власти не повысили так называемый коррелирующий коэффициент базовой доходности для розничной торговли (К-2), который достиг максимума из разрешенного (устанавливать величину коэффициента федеральный центр делегировал субъектам РФ). Реально налоговые платежи выросли с 1200 рублей за 1 квадратный метр торговой площади (расчет привязывается к метражу торговых площадей) до 1800 рублей. Это означает, что владелец небольшого магазина в 100 квадратных метров теперь платит 180 тыс. рублей в квартал! Подобные суммы неподъемны для малого бизнеса и приводят к его сворачиванию.

Причем с 1 января 2005 года поднялись не только налоги. Рост стоимости коммунальных услуг на 44%, арендной платы на 29%, волевая замена старых кассовых аппаратов на новые стоимостью в три раза дороже и беспрецедентный рост стоимости обслуживания - лишь наиболее видимые траты малого бизнеса в череде инфляционных «сюрпризов». Столкнувшись с угрозой ликвидации бизнеса, предприниматели в массовом порядке стали объединяться. В Улан-Удэ создано потребительское общество «Партнер-продукт», куда вошли представители около 100 продуктово-розничных магазинов. Недавно депутат Народного Хурала Михаил Гергенов обратился с письмом в мэрию Улан-Удэ и городской совет депутатов с просьбой рассмотреть вопрос об уменьшении коэффициента К-2 с 1 до 0,7. «Расчеты экономистов показывают, что в этом случае доходы городского бюджета уже во второй половине 2005 года резко вырастут, - говорит депутат. - Ведь что происходит сейчас? За 1 квартал 2005 года резко, на 20% от плана, возросли поступления налогов от предпринимателей, сидящих на упрощенной системе налогообложения (УСНО). Это означает, что предприниматели стали отказываться от «вмененки» (ЕНВД) и переходят на «упрощенку». Поскольку от упрощенной системы налогообложения в городской бюджет идет лишь 45% от собираемых средств, тогда как от ЕНВД - все 90%, городские власти должны быть заинтересованы в том, чтобы местные налоги поступали в бюджет. В этом заинтересованы и предприниматели. Повернуть налоговые потоки в городской бюджет можно лишь в том случае, если депутаты снизят коэффициенты и дадут малому бизнесу нормально развиваться».

Кстати, многие российские регионы пошли по пути снижения налоговых коэффициентов, прекрасно понимая, что, во-первых, нельзя резать курицу, несущую золотые яйца, а, во-вторых, необходимо создать условия для нормального функционирования малого предпринимательства в режиме легального бизнеса, а не ухода его в тень. Из наших соседей по такому перспективному пути пошли депутаты Читинской и Томской областей, Красноярского края, Алтая и Еврейской АО. Там умеют считать деньги и не зажимают бизнес. Депутатам городского совета Улан-Удэ, Народного Хурала, видимо, все же придется вернуться к этому вопросу.

В торговом центре «Восточные ворота» (тел. 45-51-06) создана инициативная группа ПО «Партнер-продукт», предприниматели призывают всех представителей малого бизнеса республики объединить свои усилия для отстаивания своих прав. Предприниматели говорят, что если их голос не будет услышан, они оставляют за собой право проведения публичных акций протеста.

С. Колесников, «МК в Бурятии»
В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^