15 ноября 2023, 10:28

фото: Сергея Примакова, пресс-служба ГРДТ им. Бестужева

Надежда Разуваева: «Если ты перестаёшь удивляться — это трагедия»

В Русском драматическом театре (ГРДТ) имени Бестужева готовят очередную премьеру бэби–спектакля. Жанр популярен, ведь это возможность привести малыша в театр, где его не напугает действие и ему не будет скучно. Новая постановка для маленьких называется «…и полетели!». Работает над ней актриса и режиссёр Надежда Разуваева, за плечами которой уже несколько постановок для самых юных зрителей. 

Режиссёр рассказала о том, как она ставит сказки для малышей и почему это настолько серьёзно.

— Надежда, судя по декорациям, зрителей ждёт чтото очень нежное, воздушное. Правда, что в основе твоего нового бэбиспектакля лежит реальная история?

— Да, я както прочитала, что пассажирами первого в мире воздушного шара были баран, утка и петух. Дело было во Франции, всё сложилось хорошо, все долетели и приземлились. Эта история с французским флёром тогда запала мне в душу. Так родилась идея спектакля для самых маленьких. Волшебная история происходит прямо на сказочном небе — на полянке у домика, в котором живёт грустное Облачко. Однажды двух странствующих мимов заносит в гости к Облачку, и там образуется весёлая компания — барашек Барашуля, петушок Цыпа, сторожевая утка Утя. Вместе с художникомпостановщиком Ольгой Клоповой мы хотим создать для «бэбиков» дружелюбное, милое пространство, в котором можно вместе с родителями уютно сидеть на подушках, ползать и даже лежать.

— А что нужно учитывать, когда ставишь бэбиспектакли?

— К самым маленьким нужен особый подход, но язык общения должен быть как со взрослыми. Как только у ребёнка появляется осознание самого себя, он не ощущает, что он — ребёнок, в любом возрасте он осознаёт себя как «я». Он — личность, для которой всё вокруг очень серьёзно. Да, может, через два года он скажет, что всё было смешно и нелепо, но на сегодняшний день любая проблема для него глобальна. Для того, чтобы понять мир маленьких детей, я в своё время общалась с психологами, а сейчас просто чувствую, какие приёмы нужно использовать. Прежде всего, им интересна атмосфера и визуальное оформление.

— А детям постарше?

— Дети до пяти лет — созерцатели, которые принимают мир и познают его тактильно, через прикосновения, через маму, которая сидит рядом. С пяти до семи лет ребёнок хочет во всём разобраться и начинает познавать, из чего состоит мир, разбирая его на части. Я сама разбирала всё, что было можно. Докопаться, разрушить, побегать, выплеснуть энергию, которая зашкаливает — это нормально и обусловлено природой. Самая сложная аудитория — подростки, с которыми нужно найти язык, на котором можно с ними разговаривать и донести до них через театр. А вообще, мне кажется, мы всегда остаёмся собой. Задачи у нас, постановщиков, те же: чтобы ребёнок первый раз пришёл в театр, и ему тут было хорошо узнавать новое. Кроме того, приятные воспоминания детства могут повлиять на дальнейшую жизнь.

— Твой бэби-спектакль «Снежный бум» идет в театре третий год и зрители с удовольствием на него ходят. Твое первое детище на большой сцене — «Жить или Нежить» вызвал большой отклик. А какой была твоя первая постановка?

— Мой первый спектакль для малышей  «Заюшкина избушка» был поставлен в Томском театре кукол и актёров «Скоморох». Художественный руководитель Сергей Всеволодович Столяров тогда просто сказал: «Ты ставишь». С тех пор спектакль идёт уже больше десяти лет. С этим спектаклем связана одна история. Был мальчик, который каждые выходные ходил с папой на «Заюшкину избушку». По словам родителей, ни цирк, ни кино не могли ему заменить театр. И когда он вырос из бэбиспектаклей, то вместе с папой пришёл на спектакль про ВинниПуха, который шёл на большой сцене. Был февраль, зрителей было мало. А в театре было правило: если продано меньше пятнадцати билетов, спектакль отменяется. Папа этого мальчика докупил пять билетов, чтобы спектакль состоялся. Прошло какоето время, и этот папа дал деньги, чтобы я поставила новый детский спектакль «Небылицы о былом».

— Наверное, в детском спектакле нет драмы…

— Да, в бэбиспектаклях за рубежом, в основном, обходятся без драматургии. Наш же человек привыкает к драме с колыбельных, в которых Дрёма ссорится с Соней и так далее. 

— Мир стремительно меняется, а театр продолжает привлекать своего зрителя. Но как конкурировать со спецэффектами в том же кино?

— Да, в нашем детстве спецэффекты, когда из рукава артиста вылетали какието штучки, вызывали вал восторга, а сегодня этим никого не удивишь. За короткое время современный ребёнок способен принять много информации, его мозг требует быстрой смены картинки и переключения. Театр подстраивается под это и живёт, потому что через него попрежнему идёт процесс познания мира. Как ни крути, человек наивен в душе и готов получать живые эмоции, которые ему даёт театр. И сегодняшние дети, которые приходят на обычный спектакль без спецэффектов, будут радоваться так же, как когдато наши предки радовались Петрушке на базарной площади. Главное, продолжать удивляться.

— А если перестанешь удивляться?

— Если ты перестаешь удивляться — это трагедия. Тогда ничего не будет радовать, даже если ты окажешься в самом волшебном месте на земле. Родителей иногда очень удивляют реакции детей, когда они видят его в социальной среде, в момент, когда эмоции зашкаливают. Бэбиспектакли — они и для мамы, и для малыша. Родители зачастую получают не меньше эмоций, чем дети. Потому что все мы — личности, в которых есть всё — и детская способность удивляться, и взрослые переживания из–за жестокости мира.

— Когда ты делаешь свои спектакли, какое у тебя при этом чувство?

— Любовь. Все спектакли только по любви.

Первый показ спектакля «... и полетели!» (0+) состоится 20 декабря на Малой сцене. По задумке авторов, зрители будут не только смотреть, но и активно помогать героям, чтобы в конце путешествия на воздушном шаре встретиться с самым настоящим Дедом Морозом. В спектакле не будет громкой музыки или пугающих отрицательных персонажей. Спектакль рассчитан на 30 маленьких зрителей до четырёх лет включительно.

Источник: пресс-служба театра


В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^