Трижды в неделю актриса государственного русского драматического театра (ГРДТ) имени Бестужева исправно «отрабатывает карму» — так она в шутку называет занятия с подростками. Прежде чем талант Елизаветы Михайловой проявился на театральной сцене, она была хулиганкой. Единственный ребёнок в хорошей семье, Лиза Михайлова была «трудным» подростком. Вспоминая то время, актриса так и говорит:
— У меня были тёплые отношения с родителями, но в те годы среди подростков в 18 квартале было так: либо ты, либо тебя. А у меня всегда был лидерский характер. Мы ездили, дрались. Я была за любой кипишь, кроме голодовки. Помню, получив люлей, бежим с подружкой, и сами себе жалуемся: «Ну, есть же люди, которые из дома
— в школу, из школы
— домой, а нас
–то, почему все время куда
–то заносит?!» Какие-то разборки
— мы всегда там. Папа не раз забирал меня из милицейских участков
— чего только не было. Когда в моей жизни появился театр, это повернуло мою жизнь в лучшую сторону.
Про работу с «трудными» подростками
Несколько месяцев назад в театр пришло распоряжение министерства культуры Бурятии о необходимости курировать школьную самодеятельность, затем последовало поручение о ведении работы по направлению «Социальный театр». Решение проводить занятия с «трудными» подростками поддержали актрисы Елизавета Михайлова и Лиана Щетилина, которая уже не первый год успешно занимается с детьми, в том числе, с синдромом Дауна.
Группа для занятий была составлена из «детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», в том числе из тех, кто состоит на учёте комиссии по делам несовершеннолетних (ПДН), помогали главный специалист аппарата уполномоченного по правам ребёнка в Республике Бурятия Инна Фомина и первый заместитель руководителя администрации Октябрьского района Улан
–Удэ Ирина Трунова.
На самом деле, категория «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» включает в себя и сирот, и страдающих серьёзными заболеваниями, и тех, кто пытался совершить правонарушение или попытку суицида, и многих других. Разбирать, кто есть кто, актрисы не стали, да и информации о личной истории каждого ребёнка у них не было.
— Зовите меня просто
— Лиза, я хочу быть для вас другом, — сказала Елизавета Михайлова на первой встрече с ребятами, стоя в центре Малой сцены. Несколько десятков глаз изучали её, а она
— их. С тех пор прошло почти три месяца, а она продолжает «сканировать» тех, кто пришёл заниматься к ней в театр.
— Ты смотришь, на что способен каждый, смотришь в глубину глаз. Те, кому не нужно, вставали и уходили сразу. И это правильно, потому что самое главное
— это свобода. Это амбициозные дети. Я им сказала, что кто не ходит по неуважительной причине, тот уходит, потому что желающих было в несколько раз больше, чем мы рассчитывали. Думала, что уйдут 8
–12 человек, а отсеялось только два.
По мнению Елизаветы, по сравнению с первым занятием дети очень изменились.
— Подростковый период такой, когда у детей всё на языке. Первоначально приходилось и конфликты решать. Главное
— всегда общаться с ними как друг. Сейчас они знают театральные термины, делают всё по щелчку, ушли зажимы и скованность. «Ребята, я вами так горжусь!»
— говорю я им. Для них это прорыв, они стали собранными. Помню, как на втором занятии они вышли со спектакля «Макаки, пицца и деструкция» в полном восторге, потому что мы объяснили им, что они могут так же. У них прошёл страх смотреть в глаза друг другу, ведь это были совершенно незнакомые дети, собранные из разных школ города, которые, да, могли стукнуть друг друга. Они все — замечательные, крутые, есть хорошо поющие. Если бы мы ещё чаще занимались, можно было бы такое сделать! — продолжает Елизавета Михайлова.
Про работу с детьми с ограниченными возможностями
Есть у Елизаветы Михайловой и другие подопечные — ребята из школы социальной адаптации детей
–инвалидов № 60. После распоряжения министерства культуры Бурятии, кураторство над школой № 60 передали артистам театра имени Бестужева. Елизавета Михайлова сама вызвалась заниматься с детьми с самыми серьёзными проблемами здоровья.
— В нашей семье есть своя история, благодаря которой я знаю, что такое жить с инвалидностью. Младшая сестра моей мамы
— Маша, окончила 60
–ю школу, потому я сразу сказала, что буду заниматься с её учениками, — говорит Елизавета.
Никогда, даже в разговоре, она не разрешает умалять достоинство своих воспитанников, поправляет, если кто
–то называет их инвалидами.
— Нужно вести себя на равных, — коротко говорит она.
На первую встречу пришло несколько очень смущённых ребят. Постепенно, откликаясь на простое, доброе и терпеливое общение, подростки раскрылись
— начали играть и отвечать на вопросы Лизы, которая сказала, что она им
— друг. Свой школьный театр они назвали «Радуга» и уже успели выступить.
25 мая на «Последний звонок» её подопечные пришли выступать перед одиннадцатиклассниками впятером
— ровно столько их осталось
— кто
–то заболел, кто
–то отсеялся ещё в самом начале. Но их пронзительное выступление запомнилось всем. А наставник Лиза не выдержала и расплакалась.
Лизин грех
Однажды Лиза разбила однокласснику очки. Он казался ей нелепым — этот Лёня Петухов, что
–то в нём её раздражало.
— Ни за что, просто взяла и разбила. Он ничего мне не сделал. Я потом узнала, что у него не было ни мамы, ни папы, он жил с бабушкой. Дети, которые растут с бабушками и дедушками, они
— другие. Столько лет прошло, а я всё время жалею об этом своём поступке. Если бы сейчас встретила его — встала бы перед ним на колени и со слезами просила прощения, — искренне признаётся Елизавета.
По мнению психологов, выросшие без родителей дети, становятся неуверенными в себе. У них нет чувства самоценности, собственной значимости. Актриса Лиза Михайлова это теперь понимает.
— Я знаю, что все мои воспитанники
— замечательные дети. Это всё, что мне нужно знать о них. Я всегда говорю: вас слышат, я вас слышу. Детей не нужно сравнивать никогда и ни с кем, не надо вешать ярлыки. Наоборот, нужно верить, что всё в этой жизни не напрасно и искусство
— великая сила, которая может всё изменить к лучшему. Кем бы я была сегодня, если бы в моей жизни не появился театр? Вот и из этих ребят кто
–то, возможно, станет самостоятельной творческой единицей.
Автор: Диляра Батудаева, пресс-служба ГРДТ имени Бестужева
↓