9 мая в театре оперы и балета состоялся концерт ко Дню Победы. А после соцсети и СМИ наполнили сообщения о том, что улан-удэнская публика освистала и фактически сорвала мероприятие.
БМК попробовал разобраться в том, почему это произошло. Начнем с того, что как ни крути такая радикальная реакция все же редкий случай для столицы республики. Наши зрители позволяют себе уходить из зала, бывало, что и требовать вернуть деньги за билет, но более бурная реакция, как случилась сейчас, не нормальная ситуация для бурятских зрителей.
Как анонсировали концерт?
То, что это мероприятия презентовали как концерт уже вызывает вопросы. На афише была указана именно эта формулировка: "Концерт ко Дню Победы", а в анонсе значилось следующее: "9 мая на сцене Бурятского театра оперы и балета будет исполнено одно из самых эмоционально глубоких музыкальных классических произведений, написанных о войне, – Струнный квартет №8 Дмитрия Шостаковича. Он посвящен памяти жертв фашизма и войны. Исполнение квартета будет дополнено чтением фронтовых писем в исполнении Эржены Жамбаловой и демонстрацией на экране предметов времен Великой Отечественной войны".
На деле концертом в полном смысле этого слова назвать это было сложно. Первая часть была полностью чтением писем солдата, про которого ни в афише, ни в анонсе не сказано ни слова - улан-удэнца Михаила Турошева. Почему выбрали именно его письма? И почему только его одного? Мероприятие, как указано, было сделано совместно с Национальным музеем Бурятии. Получается что во всем огромном музейном архиве региона нашелся всего один солдат? Также участие музея виднелось в фотографиях предметов военного времени, которые демонтировались на экране во время второй части этого концерта. Как сидящим в зале разглядеть,ощутить, прикоснуться к истории этих вещей на расстоянии и через экран?
Видеоряд из фото был дополнительной составляющей для "ядра", судя по анонсу, этого концерта - выступления музыкантов из Москвы. Приглашенные гости также не анонсировались толком.
Данный концерт ко Дню Победы был заявлен как часть некого музыкального фестиваля «Incalzando». Почему концерт на военную тему, становится частью события с итальянским названием, тоже не совсем понятно. В анонсе фестиваля по иронии судьбы значится: "
это будет не унылый инструментальный марафон, а весеннее разнотравье классических жанров: камерных, вокальных, симфонических, музыкально-литературных, концертных".
В целом, вполне логично, что путаница в рекламе всего этого мероприятия могла сильно повлиять на мнение тех, кто купил на него билет.
Реакция публики
Если кратко, то произошло следующее: сначала зал не выдержал монотонного чтения писем. И тут опять же вопрос неискушенного зрителя: почему письма 19-летнего солдата читала не молодой актер, а возрастной театральный режиссер? Зрители перестали соблюдать тишину примерно после 10-ой минуты чтения, после и вовсе начались выкрики: "Халтура", "Скукота". Последовавшее выступление музыкантов зал в конце концов тоже сорвал, захлопав выступающих.
Часть зрителей возмутились, но были и те, кто такую реакцию посчитал позором для репутации улан-удэнской публики.
"
Это был вечер памяти. Но для меня он превратился в вечер скорби - по современному обществу, которое не готово слушать и слышать, - написала в своих
соцсетях одна из зрительниц Карина Пронина, -
Может сложиться впечатление, что в зале сидела глупая "инстаграмная" молодежь. Но это не так. Основной тон задавали всему пожилые женщины старше 60 лет, их в зале было большинство. Они кричали про халтуру, они хлопали, мешая выступавшим. Насколько понимаю, часть зала попала по приглашениям и была "заряжена" на веселый концерт с военными песнями. Возмущались и те, кто купил билеты - хотя на сайте театра напрямую сообщалось, что будет за действо и кто будет выступать. Но они тоже ожидали чего-то другого. В этом ожидании эти зрители разрушили ожидания и у других зрителей".
Комментарии режиссера концерта
Своим мнением поделился в
соцсетях и постановщик оскандалившегося мероприятия Владимир Бочаров.
"
Вместе с Музеем Истории Бурятии мы сделали вечер памяти в театре оперы и балета Улан-Удэ. Он был радикально тихим и минималистичным. Ни секунды пафоса. Все документально. Главные герои - письма и реальные объекты из коллекции музея. Вечер освистали! <...> Историю юноши освистали! И музыку Шостаковича освистали! Для меня совершенно невероятно, почти невозможно представить это в XXI веке. Но это так! И я благодарен безмерно музыкантам, сыгравшим квартет до конца под хлопки, свист и крики из зала. Спасибо! Браво! Сейчас очень много мыслей. Мне ещё предстоит все обдумать. Но как же так, за считанные годы мы превратили День памяти в Диснейленд с "Катюшей", "Смуглянкой" и пластиковыми флажками за 100 руб.?", - считает режиссер.
↓