19 февраля, 18:08

Мнение: «Может быть, создать студию, которая могла бы заниматься не только съёмками своих фильмов, но и привлекать талантливых людей со стороны, и развивать тем самым наше бурятское кино»

Кинорежиссёр, поэт, автор-исполнитель собственных песен и стихов Юрий Ботоев в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует историю кинематографа Бурятии, первые фильмы с участием бурятских актёров, появление на киностудиях СССР режиссёров и актёров из Бурятии, постсоветскую историю республиканского кино, актуальность создания единой киностудии для развития бурятского кинематографа, и другие вопросы, и другие темы.

О первом фильме с участием актёра из Бурятии

– С фильмом «Потомок Чингисхана» у меня связана целая история. Вообще, кино я начал заниматься в школе, мы ходили в детскую фото-киностудию «Байкал» на улице Терешковой, снимали на киноплёнку чёрно-белое, а потом цветное документальное кино, сами монтировали, и так далее – огромный опыт в этом плане у меня был уже с детства. У меня до сих пор есть эти фильмы на плёнках – мы снимали дворовые времена, когда делились на чанкайшистов, чав, и так далее – я успел это снять, и всё сохранилось. А когда я работал в телекомпании «Ариг Ус», ко мне обратился тогдашний зампред правительства Бурятии Владимир Константинович Агалов – по-моему, его сестра была в Фонде Инкижинова – они нашли плёнку с восстановленным в 1985 году фильмом «Потомок Чингисхана», и взялись за то, чтобы перевести эту киноплёнку в видеоформат. Я предложил им поставить в кинотеатре видеокамеру, записать видео-, и аудиосигналы, и потом всё смонтировать. Обратился в кинотеатр «Прогресс», в то время им руководил Игорь Иванович Зураев – он охотно на это пошёл, и мы всё сделали. Я потом поправил звук, кадр, сделал цветокоррекцию, фонд начал этот фильм пропагандировать, и с того времени «Потомок Чингисхана» стал широко известен.

О фильмах «Песня Табунщика», «Пора таежного подснежника», «Утро обреченного прииска»

– История моей профессии связана и с этими фильмами тоже. У нас есть киноархив, который находится на Кирзаводе – там всё разваливалось и разрушалось, и, по-моему, в 2008 году ко мне обратилось министерство культуры Бурятии с просьбой перевести фильмы с плёнки в цифровой формат. Я достал свой старый 35-миллиметровый кинопроектор, поставил его в нашей маленькой студии, и на цифровую камеру мы пересняли около 30-ти фильмов – художественных и документальных – которые снимали бурятские режиссёры, которые снимались в Бурятии, или в которых принимали участие актёры из нашей республики. Сейчас, по-моему, все архивы «Мосфильма» отреставрированы, оцифрованы и выложены в интернет, но на тот период сделать это у нас было нужно, чтобы показывать их и иметь в Национальной библиотеке и в архивах министерства культуры. Может быть, меня сейчас услышат наши местные телевизионщики – сделать бы большую программу о нашем бурятском кино с возможностью показать фильмы, снятые в советское время, начиная с «Потомка Чингисхана» и с Инкижинова.

– Наш бурятский актёр Буда Вампилов участвовал в пробах к фильму «Пугачёв» в одном кадре с Владимиром Высоцким, и актриса театра и кино Марта Зоригтуева была лично знакома с Высоцким. Недавно ушедший из жизни Василий Лановой очень дружил с минкультом Бурятской АССР – в кинотеатре «Прогресс» раньше организовывались встречи с актёрами, и всё время туда приезжал Лановой.

О постсоветской истории бурятского кинематографа

– Наше постсоветское кино отчасти провинциальное – когда мы начинали снимать, то даже и не пытались равняться на федеральные фильмы, но сейчас местные картины уже имеют определённый успех в федеральном прокате и среди федерального зрителя. Допустим, та же самая трилогия «Решала» покойного Евгения Замалиева сделала определённый прорыв регионального кино – зрителям где-нибудь в Тамбове или в какой-нибудь бывшей республике Советского Союза этот фильм, как принято говорить у молодёжи, «вкатывает» – так же, как и нашим зрителям. Мой фильм «Головар» к этому времени в YouTube посмотрело почти 16 миллионов зрителей – значит, интерес есть, и это даёт нам возможность развиваться дальше. Конечно, наш основной зритель в кинотеатрах местный – это Бурятия и Иркутская область – мы его очень сильно любим, но мы хотим, чтобы наши фильмы смотрели гораздо больше, и вроде бы, это пока удаётся.

– У нас в Бурятии в начале нулевых всё началось с фильмов «Первый нукер Чингисхана», «Улан-Удэнская история». На самом деле, возможность снимать много фильмов и показывать их в кинотеатрах стала доступна с появлением цифровых кинопроекторов. Раньше сделать плёночную копию фильма стоило 500 тысяч рублей при стоимости доллара 25 рублей – сейчас бы это стоило уже миллионы. А за появление цифрового кино мы должны быть благодарны Джеймсу Кэмерону, который сказал, что фильм «Аватар» будет только на «цифре», а не на плёнке. Кинотеатры поняли, что могут оказаться без прибыли и вынуждены были покупать цифровые кинопроекторы. «Цифра» резко удешевила процесс кинопроизводства – фильмы начали снимать на фотоаппараты и на простейшие видеокамеры. Сейчас ты можешь иметь хороший компьютер и мощную технику, и снимать, но тут важно умение работать с отснятым материалом, со звуком, цветокоррекцией, монтажом, и так далее. Когда КВН-щики таким образом сделали комедийный фильм «Чайник», то он произвёл огромный фурор. Конечно, снято было на фотоаппарат, была интересная игра, и зрителям нравилось видеть на большом экране Улан-Удэ с нашими девятиэтажками. У КВН-щиков была своя аудитория и свои поклонники – потом были фильм «На Байкал», «На Байкал-2», «На Байкал-3», параллельно с этим начали работать ребята, которые делали фильмы на бурятском материале – «Булаг», «Отхончик», и другие. И я со своими фильмами «Тайна завещания» и «Каникулы в Таиланде» тоже влился в эту струю – это был период поисков. Потом я четыре года готовился к съёмкам «Головара», и снял его в 2018 году – средняя посещаемость зрителей в кинотеатрах на этот фильм была 70 процентов и выше – даже сами кинопрокатчики удивлялись, насколько высоким был интерес. Фильм шёл в прокате 43 дня, учитывая, что живучесть хороших фильмов составляет три недели. Потом я снял фильм «Золото империи», который скоро выйдет в прокат, а летом 2020 года начал работу над фильмом «Головар 2: Струна».

О создании единой киностудии для развития кинематографа в Бурятии

– На субсидию, полученную от министерства культуры Бурятии на фильм «Золото империи» я закупил оборудование – взял очень хорошую камеру с объективом и со всеми наворотами – на такие снимают настоящее кино на уровне «Мосфильма» и Голливуда. Вообще, у меня уже давно возникла идея как-то всё организовать, чтобы выделяемые на субсидии государственные средства материализовались во что-то такое, что может приносить пользу – может быть, создать студию, которая могла бы заниматься не только съёмками своих фильмов, но и привлекать талантливых людей со стороны, и развивать тем самым наше бурятское кино. Конечно, купленное мной оборудование – это мало, но это какой-то старт. Я не сторонник того, чтобы денежные средства проедались и уходили в никуда – когда выступал советник главы Алдар Бадмаев, он озвучил здравую мысль – надо аккумулировать всё в одном месте и создать возможность того, чтобы оборудованием киностудии могли пользоваться и корейцы, и японцы – они часто звонят, пишут и спрашивают – есть оборудование, чтобы приехать и поснимать у вас? А у нас были только фотоаппараты – они их вообще не рассматривали в качестве оборудования. Сейчас у нас ничего нет – ни кранов, ни тележек, ни квадрокоптеров с кинематографическим качеством. Всё это нужно создавать, но правительство не может этим заниматься – этим должны заниматься мы, но этого пока нет. Столько денег сейчас тратится на раздачу субсидий на кино, но это всё никак не материализуется. Я сторонник того, чтобы начала создаваться какая-то технологическая база – плюс ко всему, может быть, даже создать базу киноактёров. У нас большая проблема – люди могут создавать сценарии, а участвовать в их воплощении в фильмы некому. В Москве проще – ты пришёл на «Мосфильм» и открыл базу данных. И здесь надо просто аккумулировать людей, проводить кастинги – с этим надо работать постоянно. В качестве стартового оборудования для этого проекта я рассматриваю свою камеру, но это должно быть в комплексе со студией, чтобы заниматься тем, чтобы развивать профессиональный кинематограф в Бурятии. Все наши успехи уже были, а что у нас будет в третьем десятилетии XXI века – что мы сможем предложить? Требования зрителей увеличиваются – нас уже оценивают с точки зрения, как минимум, российского кино. Буквально в дни Сагаалгана проходит Бурят-монгольский фестиваль культуры на Тайване, и там представлены наши фильмы «Головар», «Каникулы в Таиланде», трилогия «На Байкал», «Улан-Удэ, я люблю тебя», а значит нам нужно всегда иметь готовый продукт, который мы можем продемонстрировать не только в России, но и на международном уровне. Наше бурятское кино по России стоит на втором месте после якутского кино среди региональных фильмов, и нам не надо упускать эту пальму первенства.


Комментарии для сайта Cackle

© 2004-2021 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: [email protected]

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^