22 октября, 15:04

фото: архив пресс-службы ГРДТ им. Бестужева

Театры не приветствуют введение общей бухгалтерии учреждений культуры в Бурятии

В 2020 году республиканские учреждения культуры начали переходить на централизованный бухучет. Такая же практика давно существует в других регионах, но чаще всего именно театральные коллективы активно высказываются против этого преобразования.

Между тем, в министерствах культуры и финансов Бурятии эту реформу оценивают положительно, отмечая что таким образом повысится качество управления финансами и будут сокращаться расходы. Замминистра культуры РБ Леонид Будаев дал на эту тему развернутое интервью газете «Бурятия», где уточнил до его прихода на работу в министерство культуры данный вопрос хотели исключить из плана мероприятий данный вопрос: "Непросто это сделать в учреждениях, где творческие процессы требуют особого подхода к бухгалтерии. Особенно это относится к театрам с их затратами на постановки. Поэтому первыми начали переводить на централизованную бухгалтерию учреждения с небольшими коллективами. Например, Центр эвенкийской культуры «Арун» и музеи. Из библиотек самый большой штат у Национальной библиотеки. Но она перешла на ЦБ без вопросов".

- Конечно, творческие коллективы требуют особого подхода. Но с другой стороны, нашумевшая проверка Счетной палаты только двух наших театров - оперного и русской драмы - вызвала огромный резонанс. Тогда вскрылось, как миллионы бюджетных денег тратились, мягко говоря, не всегда понятно и прозрачно. После этого невольно возникает вопрос - а так ли нужно театрам заморачиваться с содержанием штата бухгалтеров, если главная деятельность - творчество? Не зря же процесс централизации бухгалтерского учета уже вовсю ведется на федеральном уровне, - объяснил замминистра.

Леонид Будаев считает, что от введения централизованной бухгалтерии для учреждений почти ничего не изменится: "Останутся их счета и бюджеты, за каждым крупным учреждением будет закреплён бухгалтер", а процент неэффективно использованных средств из бюджета будет снижаться. 

Свою противоположную точку зрения в этом вопросе на личной странице в Фейсбук высказал Сергей Левицкий, художественный руководитель и режиссер Русского драматического театра им. Бестужева. 

- Для Счетной Палаты по результатам проверки нашего театра было не понятно, почему мы приглашаем на постановку спектакля режиссеров и художников из других городов, имея в штате и режиссера и художника. По логике СП - это неэффективное использование бюджетных средств. Для любого человека театра абсолютно понятна логика приглашений сторонних узких специалистов (режиссеров, художников и т.д.), так как новый режиссер - это свой театральный метод, художественный язык, способ репетирования и прочее, - объяснил худрук театра Бестужева, - То есть для того, чтобы труппа развивалась ей нужны новые художественные методики и практики, получает она их в том числе и в работе с новыми специалистами. 

Также руководитель театра отмечает, что если бы на одного штатного режиссера ложились выполнение всего госзадания на театр за год – это 5 новых постановок, то «он должен сродни пулемету почти каждые полтора месяца выпускать новый спектакль» (прим. ред. – напомним, что театральный сезон длится не круглый год, обычно это период с сентября по июнь).

«Потому что люди из этой структуры (прим. – имеется в виду Счетная палата), к сожалению, как и некоторые чиновники в кабинетах, совершенно не понимают специфики работы театра. И доказать обратное Счетной палате тогда никто не смог. Вот вам и "не всегда понятные миллионные траты», - отмечается в посте режиссера. 

По словам худрука театра Бестужева, его коллеги в других регионах, уже на себе испытавшие эту систему, отзываются об этом также весьма не положительно:

«Театры просто задыхаются в условиях централизованной бухгалтерии. Вот что говорил директор БДТ города Тюмень Сергей Осинцев журналу "Театрал": "Наш театр теперь относится к концертно-театральному объединению. Мы самыми первыми в стране прошли процедуру "слияния", и потому я хочу предостеречь других руководителей от каких-либо ошибок. Очень важно, чтобы ваше подразделение сохранило свой собственный мини-аппарат управления (директор, экономист, бухгалтер), поскольку именно этому аппарату и придется отстаивать финансовые интересы вашего подразделения. Ни одна "центральная бухгалтерия" или "центральная дирекция" сделать этого не сможет, поскольку будет преследовать не вопросы искусства, а цель заработать как можно больше денег". Статистические и отчетные показатели, о которых победоносно заявляют чиновники на местах не могут быть главной оценкой деятельности театров. Дело и не в количествах показов спектаклей и не в количестве зрителей, дело - в качестве! А качество берется из хорошо отлаженной работоспособной системы организации внутри театра. ЦБ эту систему подорвет», - пишет режиссер.

Также Сергей Левицкий отметил, что на сегодняшний день финансовая деятельность театров полностью прозрачна и получить к ней доступ может любой человек: «Ежегодный финансовый отчет размещен на правительственном сайте и сайтах театров. Все целевые деньги полностью отслеживаются казначейством». Беспокойство у руководителя ГРДТ вызывает и возможная потеря рабочих мест специалистов на местах, поскольку не все из них получат возможность перейти в новую единую структуру. 

- ЦБ не позволит лучше планировать творческие проекты, а поставит их под угрозу срыва, - утверждает в своем посте Сергей Левицкий, - Театр - это производство нон-стоп, здесь работают с утра до позднего вечера и, когда все отдыхают в стране в новогодние каникулы, театр работает, и в выходные тоже. И каждый день что-то меняется: перегорают лампы прожекторов, трескаются фрагменты декорации, рвутся костюмы, ломается обувь и т.д., а спектакль нужно играть на публику сегодня вечером и деньги нужны здесь и сейчас. При ЦБ достать эти деньги в кратчайший срок будет невозможно. (…) реальность такова, что театр - это не завод по изготовлению, скажем, стульев, где специальные машины по специальным лекалам отливают согласно плана тысячу одинаковых металлических стульев. Здесь, конечно, все можно заранее спланировать. Но в театре дело обстоит иначе. Создание нового спектакля подразумевает живой творческий процесс с живыми людьми, а людям свойственно болеть, с ними случаются разные происшествия, возникают проблемы разного порядка и так далее. То есть это те риски, которые невозможно учесть. Потом, как бы здорово не были продуманы заранее декорации, мебель, реквизит, всегда, в процессе репетиции при взаимодействии с живыми артистами, возникают новые идеи, неожиданные ходы, от чего-то приходится отказываться, что-то привносить новое - таков уж процесс создания творческого продукта - спектакля, потому что творчество - не штамповка "металлических стульев на станке" в заданном количестве, творчество, повторюсь, живой, если угодно почти "магический" процесс. А потому смета соответственно тоже меняется (пусть и не кардинально - в мелочах) и тут хоть "запланируйся", все равно коррективы неизбежны в силу специфики театрального искусства. И вносить эти коррективы нужно молниеносно. Однако всего этого сделать будет невозможно при централизованной бухгалтерии. 

- Нас никто не спросил, просто решено было поставить перед самим фактом. Более того, я не против самой Централизованной бухгалтерии. Я против вливания туда бухгалтерий театров по выше обозначенным причинам. Театр - безостановочное производство, и если библиотека, не являющаяся производством, вполне вписывается в контекст ЦБ, то для театра это сродни катастрофе. Прошу учесть мое мнение и мнение моих театральных коллег и начать диалог по этому вопросу, - подытожил свой пост режиссер Сергей Левицкий. 

В комментариях под этой публикацией отметился и директор знаменитого московского театра имени Вахтангова Кирилл Крок. Напомним, «вахтанцовцы» приезжали с гастролями несколько лет назад и несколько своих постановок показали именно на сцене ГРДТ, став первыми кто посетил Улан-Удэ в рамках программы «Большие гастроли».

- Нигде, ни в одном регионе не получилось хорошо при создание ЦБ, - отреагировал на пост Сергея Левицкого Кирилл Крок.


Комментарии для сайта Cackle

© 2004-2020 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: [email protected]

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^