β
μ


19 сентября, 10:27

Фото: Огородник А.

DV.LAND: hэер шаалган: Как сломать бычий хребет ладонью

Во-первых, hэер шаалган — один из элементов воспитания будущих мужчин. Во-вторых, по верованиям бурят, именно в хребтовой кости живёт душа животного. Когда человек ломает её, душа находит своё следующее перерождение, а тот, кто это сделал, считается совершившим благодеяние. DV рассказывает об игре из глубины веков.

Игра и выживание


Участник игры hэер шаалган, держа хребтовую бычью кость в одной руке, должен разбить её тыльной стороной ладони другой руки — резким и мощным ударом прямо на весу. Здесь главное не сила, а техника и ловкость. Условия состязания: руки и запястье должны быть голыми, то есть без перчаток и других средств защиты. Исключение — в случае травмы или порезов во время турнира их можно забинтовать, заклеить пластырем и с разрешения медика участвовать дальше.

Саму кость не разрешается оборачивать бумагой, ветошью и т.д. Удар должен быть не столько сильным, сколько точным — перед тем как сломать кость, участнику необходимо определить её наиболее слабое место. Порой в одном турнире участники ломают пару сотен хребтовых костей.
Размеры кости — 30 см в длину, 4 см в ширину и 0,6 см в толщину. Она имеет крупный набалдашник и длинную рукоять, состоящую из двух прочных стенок, между которыми находится костный мозг.

Существует более 20 разных техник разбивания кости. Опытные спортсмены разбивают их над головой, за спиной, сидя, лёжа и вообще самыми немыслимыми способами.

Соревнующиеся приносят свои заготовленные кости. Все они складываются в большую кучу. Кости сортируются по величине и толщине. Самые тонкие используются в первом круге соревнования.
Участник, разбивший кость, выходит в следующий круг.

Эти навыки прививались с детства: физическая подготовка составляла один из важнейших элементов выживания человека в суровых климатических условиях.

Неподготовленному зрителю кажется, что спортсмен вышел танцевать. Его плавные движения корпусом и плечами, манящие махи руками — всё это подготовительные движения к основному удару. И вот резкий, стремительный удар ладони по кости, а потом победный возглас участника или гул разочарования зрителей — таковы азарт и зрелищность древней бурятской игры. От ударов страдают руки. Порезы и царапины — это самые лёгкие травмы. Разбухают кости пальцев и опухают ладони. Говорят, что бывали случаи, когда участники в спортивном азарте ломали собственные кости.

Спорт и семейные традиции

Точную дату появления игры hэер шаалган никто не скажет. Ежегодно в период забоя скота в бурятских семьях приглашают родственников и друзей на своеобразный пир. Отваривают коровье мясо и угощают им гостей. Хребтовые кости вываривают отдельно. Особо почитают 12-ю кость: её подают самым почётным гостям. Кость освобождают от мяса, и потом её обязательно надо разбить ладонью, чтобы освободить душу животного для следующего перерождения. После угощения все присутствующие могут поучаствовать в игре по разбиванию кости. Причём участвуют и стар, и млад, и даже женщины.

Идейный вдохновитель чемпионатов hэер шаалган Гомбо Зурбаков рассказывает: «Мы с друзьями собрались на охоту в село Хойто-Гол (Тункинского района Республики Бурятия — прим. DV). Перед выездом решили зайти к моей маме, погостить. Во время еды и совместной беседы с моим другом Валерием Сыреновым случайно увидели заготовленные вываренные кости hэер, которые, как и любая хозяйка, приготовила моя мама. Я попросил Валеру продемонстрировать своё умение и разбить кость за спиной. Без особой подготовки он сломал кости. И с каждым ударом, с каждым хрустом у меня в голове начали появляться идеи. Можно сказать, зажёгся какой-то огонь внутри. Я задался вопросом: «Неужели такие талантливые ребята, с такой техникой и силой духа не могут продемонстрировать свои навыки людям?» Так появилась идея проведения турнира в Тункинском районе, которую поддержали мои друзья, а затем и вся Бурятия».

В 2013 году Гомбо Зурбаков провёл первый турнир.

- В первом районном турнире приняли участие 70 человек, — рассказывает он. — Уже через месяц состоялся первый республиканский турнир «hэер шаалган — 2013.

Тогда мериться силой и удалью прибыли 13 команд со всей Бурятии. Это было фееричное зрелище: под звуки национальных инструментов участники демонстрировали силу духа, смекалку и точность удара. Кстати, хочу отметить, что наряду с мужчинами приняли участие и женщины, которые ничуть не уступили в силе противоположному полу. А летом уже на районном сурхарбане победителю hэер шаалган вручали ключи от автомобиля».

Идею возрождения древней игры поддержала республиканская федерация этноспорта.

- Мы съездили в Тункинский район, посмотрели первый турнир, — говорит её руководитель Алексей Гыргенов. — Было очень интересно. И сразу через месяц в Бурятском драматическом театре организовали свой первый турнир, тогда было очень много народу, сто с лишним человек. Был огромный ажиотаж в СМИ и среди населения. <…> Эта игра стала популярной не только в Бурятии, но и в Иркутской области и в Забайкальском крае. Это результат шестилетней работы по продвижению древнейшего вида спорта бурятского народа.

Сейчас проводятся большие турниры.

- Алтан Мундарга» (этнокультурный фестиваль, назван как одна из вершин Саянских гор-гольцов). «Есть общее положение, которое было составлено в самом начале пути, — говорит Алексей Гыргенов. — Каждый участник должен принести на соревнование как взнос 1000 рублей и семь костей. Эта сумма идёт на развитие этого вида спорта: на призы, на организацию всех наших мероприятий, ведь первое время у нас не было никакой государственной поддержки.

Победителям дарят автомобили, а где-то и тракторы. Это большой стимул для молодёжи заняться спортом, начать интересоваться своими культурными и национальными корнями, считает Гомбо Зурбаков. Он уверен, что в скором будущем о hэер шаалган узнают во всём мире.

Спорт, приносящий доходы

Развитие hэер шаалган приносит прямое материальное вознаграждение не только спортсменам, но и животноводам. Коммерческие соревнования очень популярны. Каждый их участник обычно кладёт в банк небольшую сумму за подход. Если кость не разбивается, выходит следующий. «Сорвать банк» может не только спортсмен, но и владелец кости, которую никто не смог победить. Одна из таких «золотых» костей не поддавалась несколько лет на самых разных турнирах.

Из-за популярности игры возник дефицит хребтовых костей. Руководитель Федерации этноспорта Бурятии Алексей Гыргенов просил животноводов заготавливать кости впрок для продажи. Цена одной кости доходит до 150 рублей. Таким образом, у животноводов возникает дополнительная мотивация для наращивания поголовья скота в республике.

Древняя игра подогревает живой интерес зрителей, развивая событийный туризм. В прошлом году на международном этнокультурном фестивале «Алтан Мундарга» абсолютным победителем стал студент выпускного курса философского факультета Буддийского университета Иволгинского дацана Руслан Сантуев. Он выиграл новый автомобиль Hyundai Solaris.

- Секрет победы прост, — говорит Руслан. — Есть физическая сила, и она должна быть обязательно. Но человеку ещё надо успокоиться. Тогда сознание становится очень сильным. Я просто спокоен и контролирую своё сознание. Представьте: сознание как вода в стакане. Если вода мутная, то дно стакана мы не увидим. Это означает, что сознание затуманено. Когда мы успокаиваемся, муть оседает, и всё видно. Вот и всё. Надо успокоиться так, чтобы видеть донышко.

Сантуев впервые разбил кость в 22 года, и его этому никто не учил.

- hэер шаалган — это большой адреналин, потому что решается вопрос: ты разобьёшь или нет, третьего не дано. Из-за этого адреналина этот спорт очень азартный. Когда ты бьёшь вне соревнований, у тебя сердце колотится, и ты его даже слышишь. А во время соревнований в финале, где на кону стоит машина, адреналин зашкаливает очень сильно. И надо уметь устоять на ногах в моральном плане, успокоить сознание и сосредоточиться на победе.

Источник: «
DV.LAND». 

© 2004-2019 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: [email protected]

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^