Художественный руководитель Молодёжного художественного театра Анатолий Баскаков и директор и главный режиссёр Молодёжного художественного театра Артём Баскаков
в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы»комментируют новый муниципальный статус театра, плюсы и минусы этого статуса, ближайшие творческие планы театра, закрытие кафедры театрального искусства и сценической речи Восточно-Сибирского института культуры, и другие темы.
По словам Артёма Баскаков теперь легендарная Молодёжка называется «Муниципальное автономное учреждение «Молодёжный Художественный театр» - сокращённо МАУ МХТ:
«Снаружи кажется, что ничего особо и не поменялось, но, на самом деле, меняется всё - меняется система взаимоотношений с государством и система взаимоотношений внутри коллектива. С точки зрения зарплатной части ситуация улучшается, но она и очень сильно усложняется. Мне сейчас очень сложно, хотя я осознанно взял на себя обязанность быть директором МАУ МХТ. Анатолий Борисович - художественный руководитель театра, и так как у него огромный опыт, он постоянно подсказывает и помогает разруливать какие-то вещи, которые я не очень понимаю».
Анатолий Баскаков – один из создателей Молодёжного театра, поделился своим видением ситуации:
«То, что наш театр существовал ранее (с 1980 года – ред.), для государственной структуры это как бы ни о чём. Всё новое и с нуля, как будто бы ничего никогда и не было. Новая организация - это новый порядок документов, новые взаимоотношения, которых никогда в Молодёжке не существовало, новая правовая и юридическая основа. Всё это приводит к огромному количеству документов и занимает массу времени. Я просто не могу сейчас этим заниматься - у меня просто не хватит физических сил, это огромная неподъёмная работа, особенно для человека с творческими мозгами. Конечно, мы с благодарностью относимся к руководству администрации Улан-Удэ и конкретно к комитету по культуре и Ковалёвой Ирине Владимировне – ко всем, кто не первый год знает Молодёжку, и кто принимал участие – всем огромное спасибо! Но вряд ли это будет тот же самый театр - я уже это чувствую и понимаю. В большей степени это будет новое поколение людей, которых я не знаю ни как своих учеников, ни как воспитанников Молодёжки. А сейчас приходится нанимать разного рода специалистов и разных людей, но, конечно, в основе руководства театра остаются те же самые люди».
Артём Баскаков признаётся, что в муниципальном театре он пока больше директор, чем режиссёр:
«Теперь я понимаю – неважно, большой это театр или маленький - количество документов по сути одно и то же – меняются только суммы и цифры. Слово «документооборот» очень сильно съедает меня, как режиссёра, я никогда не хотел этим заниматься, и я понимаю, что как-то немножко принёс себя в жертву. У нас уже есть государственное муниципальное задание, но оно пока щадящее и минимальное – я попросил сделать так, потому что мы пока ещё не готовы брать на себя большие объёмы. Мы обязаны сделать, как минимум, два спектакля на стационаре, плюс ещё есть выезды и районы. Спектакли, которые мы сейчас восстанавливаем – «Ваш Вампилов» и «Палачи» - также войдут в госзадание».
Анатолий Баскаков прокомментировал новость о закрытии кафедры театрального искусства и сценической речи Восточно-Сибирского института культуры:
«Театральная кафедра была в институте культуры давно, но она выпускала специалистов не для профессионального искусства, а для любительского театра. Педагоги института всегда пытались сделать профессиональный уровень, и это им удавалось, но документов или лицензии на выпуск по данной специализации у института. И когда-то давно, в 1992 году при Молодёжке был набран экспериментальный курс, который четыре года обучался в стенах нашего театра. Это было сделано сознательно, чтобы создать профессионализировать воспитание. Всё это прошло, и в конце концов был блестящий успех у комиссии, которая это принимала. И только после этого институт культуры стал выпускать актёров с диплом, в котором было написано: «Актёр драматического театра и кино». А сейчас я хочу сказать - вы даже представить не можете, что произойдёт через два-три-четыре года в городе Улан-Удэ и в городах меньшего масштаба, чем Улан-Удэ, если там есть какие-то театры. Все театры Восточной Сибири получали выпускников улан-удэнского института культуры. А огромное количество актёров, которых выпускают в Москве, Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге и Владивостоке, оседает в рядом стоящих городах. За последние 30 лет я не помню такого случая, чтобы какой-нибудь выпускник школы-студии МХАТ или ГИТИСа приехал сюда - это нереально и невозможно. Путин недавно сказал здравую мысль – если это вопросы, связанные с внутренними делами региона, то это дело региона. Вы представьте себе - люди региона много лет назад добились того, что стали выпускать актёров - эти люди дефицит, их недостаёт. Взгляните на Русский драматический театр - Катя Белькова, Владимир Барташевич, Настя Турушева, Леонид Иванов, Софья Гущина, Сергей Левицкий, Олег Петелин, и там ещё масса людей - это всё выпускники этой кафедры. Петр Григорьевич Степанов – выпускник, Сергей Левицкий – выпускник, ваш покорный слуга тоже. А также половина хороших актёров в Чите, в Иркутске, в Иркутской области, в небольших театрах Братска, Усть-Илимска. Откуда они теперь возьмутся - что, какой-то выпускник «щуки», «щепки» или ГИТИСа поедет в эти города - да никогда! У нас своё время стали появляться специалисты, которыми мы гордимся, и которые удерживают репертуар – как режиссёры, так и актёры – а теперь их не будет. Они добиваются разрушения системы театров на местах. Отсутствие местной актёрской школы лишит кадров все улан-удэнские театры, и мы относимся к этому крайне отрицательно. Лишить лицензий людей, которые умеют делать хороших специалистов, неправильно с государственной точки зрения, потому что эти люди работают в России в тех регионах, где нет этих специалистов. Всё остальное можно поправить - этого не поправишь».
Артём Баскаков считает что к закрытию кафедры привела
«сумма причин. Здесь причина и в государственной политике нашей страны, и в том, что сами работники академии (института – ред.), и ректор, в том числе, не знаю, насколько заинтересованы в том, чтобы это театральная кафедра (существовала – ред.), чтобы биться за эту специальность, и могут ли они за неё биться. Я не общался с ректором, но планы-то у нас были большие! Мы стали муниципальным театром, и нам, конечно, хочется набрать свой курс, новую студию при театре - теперь есть такая возможность и есть ресурсы».
По словам Анатолия Баскакова, теперь ни у кого в Улан-Удэ нет возможности воспитать новую плеяду актёров:
«Мы должны набирать людей откуда-то с воздуха. У нас есть талантливые люди, которые живут здесь, хотят быть здесь, хотят играть в театрах, но их лишают этой возможности, а значит, лишают актёров и театры целого региона».
↓