13 марта в стенах Бурятского театра оперы и балета прошла пресс-конференция с участием руководства учреждения культуры. В беседе с журналистами не могли ни затронуть тему того, как на сегодня обстоят дела в коллективе после
случившегося скандала с увольнением бывшего директора Аюны Цыбикдоржиевой в конце сентября прошлого года.
Череда собраний, протестов, возмущений и публикаций в СМИ завершилась назначением на пост директора Эржены Жамбаловой.
- Я впервые осмелилась выйти на такой прямой разговор с журналистами спустя полгода в этой должности, - сказала на пресс-конференции новый руководитель оперного театра, - В общих словах - в театре достаточно хорошая обстановка, и творческая, и административная, и хозяйственная, и финансовая. Работает хорошая команда, кадры в театре работают профессиональные. Налаживаются активные взаимоотношения.
Самым погруженным в конфликтную ситуацию лицом была художественный руководитель оперы Дарима Линховоин. Она была на грани увольнения, двое её лучших учеников в итоге свое слово сдержали и труппу всё же покинули - это Ариунбаатар Ганбаатар и Михаил Пирогов. Сама прославленная концертмейстер всё же решила остаться, и по её словам, забрала
заявление на увольнение.
-
Было сложно, чрезвычайно. У нас кипели страсти. Вы все читали, сами все знаете, половина была не правдой...Но это было ужасно. Вся Россия об этом говорит, - сказала Дарима Линховоин, -
Я приехала на культурный форум в ноябре, все ко мне подходили и спрашивали "Что у вас в Бурятии твориться?!". Но Эржена Зугдаровна, когда пришла директором, то прямо сказала, что "Без Линховоин будет сложно", я ей за это по-человечески благодарна. Много людей мне звонили, преданных нашему театру, советовали не уезжать. Я забрала заявление. Но мои ребята решили уехать. Михаил Пирогов был категорически против того, что руководство резко и некрасиво вмещалось в дела театра. И он уехал, просто потому что ему там просто предложили больше в три раза зарплату (прим. - Михаил Пирогов теперь работает в Красноярском оперном театре). Ариунбаатар понятно, его Гергиев пригласил...И знаете, до сих пор уезжают люди, не потому что другой директор пришел, а, вероятно, они в целом рассматривают нашу республику по своим критериям. Уехал режиссер, уезжает сейчас концертмейстер оркестра Дарья Станишевская...У нас продолжается сложная ситуация. Но появились молодые ребята, которые хотят петь и танцевать. И им всё равно, что там происходит, им главное их творчество, кто режиссёр или дирижёр постановки. А у нас такой театр, что все певцы, которые сюда приезжают и сначала поют не очень, через года становятся великолепными. И Михаил Пирогов когда-то приехал с большими проблемами. Видите как изменился - стал звездой. Также Ариунбааатар. Жизнь продолжается. Мы делаем так, чтобы всем было творчески комфортно. Приглашаем хороших постановщиков, у которых они учатся. И будут в будущем новыми звёздочками.
Опытный "тренер" оперных голосов признаётся, воспитать тут свои кадры очень не просто, ещё сложнее сохранить. Становясь востребованными мастерами сцены артисты порой вынуждены выбрать более выгодные условия работы.
- Мэргэн Санданов уехал во Владивосток, потому что ему там предложили зарплату в четыре раза больше, а это за сто тысяч...У него семья, трое детей, он , конечно, думает о них. Как он тут на такие деньги смог бы прожить. Думаю руководство республики и министерство культуры должно обратить на театр пристальное внимание. Вырастить музыкантов трудно и сложно. У кого есть дети, которые ходят в музыкальную школу, вы же понимаете. После семи лет занятий там дети ни за что не хотят продолжать заниматься музыкой. Это только если сидишь над ними. Я сидела с газеткой над своей дочерью и била по рукам. Хочется и хорошие отношения сохранить с ребёнком, но ни один ребёнок не хочет заниматься, поэтому идёшь на это. Даже Денис Мацуев говорил, что как только его не соблазняли и не заставляли. Или наш бурятский пианист Баир Шагдаров, он сейчас в Америке живёт, говорил, что мечтал выбросить рояль из окна. Поэтому у нас тут музыканты навряд ли вырастут, надо чтобы мамы или бабушки были жёсткими. Понятно, что это из большой любви, но... Но я надеюсь, что всё будет хорошо, - подытожила Дарима Линховоин.
Сейчас руководство театра заявляет, что ведёт работу над восстановлением связей с колледжами культуры в Улан-Удэ, и более того, собирает базу уроженцев республики, которые уехали учиться в другие регионы, чтобы попробовать привлечь их как кадры для бурятской оперной сцены. Но как удержать будущих звёздных Пироговых и Ариунбаатаров Ганбаатаров - вопрос другой. Покинувшие воспитавшую их сцену, несмотря на прошлые конфликты, обещают сотрудничать с Бурятским театром оперы и балета, и иногда приезжать для исполнения своих знаменитых партий, но это "иногда" зависит от и без того плотного графика. К слову, 14 марта в опере «Тоска» (16+) на сцену БГАТиО вернётся Ариунбаатар Ганбаатар. Когда в следующий раз он порадует своим исполнением улан-удэнскую публику неизвестно.
↓