β
μ


11 сентября, 17:55

Фото: facebook.com/uutypomania

Типомания в Улан-Удэ: может ли Бурятия стать площадкой для общения дизайнеров востока и запада

С 28 по 30 сентября в Улан-Удэ впервые пройдет фестиваль графического дизайна «Типомания». Это региональная площадка международного дизайнерского фестиваля «Типомания», который проходит ежегодно уже шесть лет в Москве.

Большая «Типомания» с каждым годом расширяет границы и в этом году площадки фестиваля открывались в Томске, Санкт-Петербурге, Архангельске, Челябинске, в ноябре пройдет в Красноярске. В Улан-Удэ фестиваль пройдет по инициативе Дмитрия Галсана, графического дизайнера, книгоиздателя, который с 2011 года живет и работает в Бурятии. Для республики фестиваль «Типомания» событие знаковое, более того, Улан-Удэ может претендовать на то, чтобы стать в будущем неким арт-мостиком для дизайнеров Востока и Запада. Недаром центральным событием московского большого фестиваля «Типомания» стала дизайн-акция «West East Post» - «Восток-Запад», в рамках которой знаменитые графические дизайнеры из разных стран мира создали плакаты, отвечая на вопрос «Что такое Восток и что такое Запад для каждого из нас?».

В Улан-Удэ выставка West East Post открылась 12 июля в преддверии осеннего фестиваля «Типомания». Кроме плакатов акции «Восток-Запад» в экспозиции выставки были представлены работы традиционных бурят-монгольских каллиграфов, это не менее интересная часть экспозиции, отражающая традиционное высокое искусство бурят и монголов. Выставка открыта до 27 сентября в свободном режиме в Галерее искусств народов Азии. А с 28 сентября по 30 сентября выставка «Восток-Запад» (West East Post) будет доступна на основной площадке фестиваля в Улан-Удэ в одном из корпусов ТРЦ «Пионер».

Фестиваль графического дизайна в Улан-Удэ будет проходить три дня. Для начинающих дизайнеров Бурятии этот фестиваль может стать площадкой для развития или даже началом пути по дороге славы, а для тех, кто только думает о профессии, стать определяющим событием. Ведь дизайн сегодня касается почти всего, что нас окружает. Это книги, сайты, фильмы, игры, упаковка, одежда, дома и многое другое. Во всем, что создано руками человека, присутствует дизайн. Сегодня, с развитием технологий, дизайн стал проще и сложнее одновременно. Увеличилась доступность знаний, число специалистов, количество направлений и появилось множество школ, курсов и даже вузов дизайна. Со временем, когда назрела необходимость улучшения качества дизайнерских работ, в этой сфере стали появляться конкурсы и выставки.

О том, что такое «Типомания», почему она проходит в Улан-Удэ и зачем нам это надо, рассказал БМК инициатор проведения фестиваля в Бурятии Дмитрий Галсан.

Графический дизайн – искусство или ремесло?

Дизайн — это профессия. Это всегда заказная работа, и в этом главное отличие дизайна от «чистого» искусства — если художник может работать только на себя, то дизайнер выполняет и решает в первую очередь задачу другого человека, заказчика. Другое дело, что дизайн и искусство — тесно сопряженные занятия, уходящие в область сугубо эмоционального, иррационального опыта, поэтому порой бывает сложно увидеть или ощутить границу между ними.

Графический дизайн как термин и определение сегодня все чаще включают в понятие «коммуникативный дизайн», то есть дизайн коммуникаций между людьми, между заказчиком и потребителем, и это связано не только с бурным развитием коммуникаций как технологических решений. Такие фестивали, как «Типомания», призваны будить воображение людей, порождать в них интерес к чему-то большему, чем просто то или иное сиюминутное решение. 

Как фестиваль попал в Улан-Удэ

Это молодой и быстро развивающийся фестиваль, в 2012 году его придумали и создали Александр Васин и Наталья Вельчинская, которые когда-то сами были волонтерами на проектах у Сергея Ивановича Серова - президента Академии графического дизайна, аксакала российского дизайна, основателя биеннале «Золотая пчела». А «Золотая пчела» - это старейшее дизайнерское мероприятие в России, первое и главнейшее.

Год-два назад Сергей Иванович интересовался по случаю, не могу ли я сделать в нашем городе плакатную выставку «Золотой пчелы». Но тогда не сложилось, ни в Москве, ни у нас, но при необходимости можно легко активировать эту идею. Так что, возможно, еще созреют причины и условия для реализации этой идеи. Было бы здорово привезти сюда «Золотую пчелу». Она такая чисто постерная, замкнутая на статическую картинку. На самом деле очень крутое мероприятие, даже на уровне планеты таких событий не так много. Немного стран и немного людей это делают.

В общем, идея провести что-то интересное в нашем городе сложилась не за один день, поэтому когда этой весной поступило предложение из Москвы провести «Восток-Запад» в Улан-Удэ, подумалось, почему бы и нет, почему бы не попробовать выступить в не самой привычной для меня роли организатора общественного мероприятия. А за идеей одной маленькой плакатной выставки в нашем городе, с подачи друзей, и в первую очередь с поддержки нашего талантливого дизайнера интерьеров, Саяна Цыденова и предварительных разговоров с директорами трех колледжей и трех вузов, идея быстро доросла до уровня международного фестиваля, с приездом людей из других городов и стран, показом эксклюзивных документалок про дизайн, мастер-классами, лекциями и маркетом.

4.jpg

Но изначальное предложение поступило от Тани Альтаповой, директора по развитию типографии UP PRINT и при этом, как мне кажется, одной из главных сподвижниц команды Саши Васина и Натальи Вельчинской, создателей «Типомании». Таня влюблена в наш регион, несколько раз бывала на Байкале, но в наш город приедет впервые, прямо на фестиваль, вместе с очень крутыми книгами по дизайну и лекцией на тему современных технологий в книгоиздании, так что полагаю, что и книжным мастерам нашего города будет что послушать и о чем поговорить. Тем более, что с Таней невероятно приятно и легко общаться.   

О плакатной выставке East-West-Post (Восток-Запад) и Тэнгэриин Бэшэг

Саша Васин, создатель фестиваля «Типомания», сам выбирал авторов, которым озвучил идею и концепцию плакатной выставки – East-West-Post («Восток-Запад»), как каждый автор эту тему понимает. Авторы из большого количества стран, начиная от Японии, Ближнего Востока, заканчивая Штатами, Европой. Каждый автор сделал свое высказывание, они превратились в результат в виде 24 плакатов. Они были напечатаны московской типографией UP PRINT лимитированным тиражом, на трех видах особой бумаги от компании Antalis, тремя специальными красками. До конца сентября можно посмотреть их совершенно бесплатно на площадке нашего уважаемого партнера, Галереи искусств народов Азии. Впоследствии эти плакаты останутся в нашем городе, за что большое спасибо московским нашим партнерам.

3.jpg

Но плакатная выставка в июле – все же некая разведка, технический старт, где мы пытаемся понять ресурсы города и необходимость большого мероприятия – осеннего фестиваля. Много сложностей с площадками. Ну нет в городе клевых, современных и самое главное, больших выставочных пространств. Провести даже такое маленькое мероприятие (плакатную выставку) – нужно решить огромное количество вопросов, начиная с бокалов на фуршет, заканчивая smm-продвижением. Организацией занимается 3-4 человека, правда, со временем появляются новые союзники и даже сподвижники.  Я встретился с Даримой Жаргаловной Дамбаевой (руководитель школы каллиграфии «Тэнгэриин бэшэг»), рассказал ей об идее фестиваля и решили скооперироваться. Сейчас мы как бы «восток и запад», где она отвечает за восток, за монгольский контент, а я за условный запад. Но без помощи нашей команды и наших уважаемых партнеров ничего не получилось бы. 

2.jpg

Перечислять всех в формате статьи сложно, но могу подметить общую черту — идея интересна абсолютному большинству, с кем мы разговаривали. Если же говорить о конкретике, то лучше взглянуть на афишу, где внизу есть многочисленные логотипы — так много серьезных учреждений и классных позитивных компаний поддерживает идею сделать что-то интересное в городе. Поэтому есть надежда получить в итоге классное мероприятие в городе, как минимум, и продолжить его и в следующие годы.  

О целях и задачах

Мы направлены в будущее, мы хотим сделать не просто фестиваль, мы хотим сделать нечто более постоянное. Мы хотим этим фестивалем здесь сдвинуть ситуацию, найти постоянных союзников, чтобы это кристаллизовалось в некую платформу, на которую мы можем привозить людей, как с Запада, так и с Востока. Основная цель их привоза – это мастер-классы, возможность профессионального общения. Мы ищем единомышленников по внутренним ощущениям, чтобы это двигалось в будущее.

К нам на самом деле хотят ехать люди, часто интересуются. Подобных людей и схожих организаций в России не так уж и мало, но они в основном сосредоточены в центре страны. Если мы создадим на базе улан-удэнского фестиваля дизайна некий алгоритм, как завлекать и привозить сюда специалистов, то сможем реализовать и другие идеи. Кроме «Типомании» и «Золотой пчелы» ведь есть еще и другие интересные форматы. Например, «Дизайн-выходные», когда на выездные дизайн-конференции в разные регионы страны приезжают сотни дизайнеров из разных городов. Или различные летние школы дизайна и каллиграфии, которые проводятся россиянами не только в России, но и в Балтийских странах, Черногории, Италии, Франции. Географическая удаленность, возможно, не самый главный фактор. В общем, таких образовательных мероприятий и форматов много, но нам важнее построить платформу для реализации любых подобных штук в нашем регионе, поэтому пока задачи быстрой монетизации нет, ну на этот год точно. Это попытка создать схему, по которой можно будет делать дизайнерские арт-проекты и идеи ежегодно.

В случае «Типомании» мы хотим сделать мостик между общемонгольской культурой, между традиционной монгольской каллиграфией и современными плакатами, получить синергетический эффект, чтобы дизайнеры и каллиграфы из Монголии, Внутренней Монголии именно тут в Улан-Удэ получали площадку для общения с дизайнерами из Москвы, Франкфурта и любых других городов. Такой условный Восток-Запад в отражениях друг друга. Полагаю важным пробовать создавать такие причины и условия, чтобы уже сегодня здесь, на нашей земле, в нашем городе происходили активности, ради которых к нам хотели бы приехать разные позитивные и интересные люди, профессионалы, спецы и просто интересующиеся. Есть гипотеза, что если будет некая площадка, или хотя бы поводы для сборов, то неравнодушные к дизайну ребята здесь сами начнут если не конденсироваться, то хотя бы интересоваться происходящим, какими-то новыми идеями напитываться и т.д. и т.п. В конце концов, дорогу должен осилить сам идущий, поэтому наша задача здесь, наверное, эту дорогу сделать более интересной, доступной, приятной, в том числе за счет того, что будет появляться возможность прямого общения со специалистами высокого класса.

О вероятном создании сообщества дизайнеров Бурятии

Думаю да, что это нужно и возможно, и здесь я больше верю в силу неформальных объединений, искренних интересов и горизонтальных связей. Возможно, что такое коммьюнити может сложиться и с помощью нашего мероприятия, будем надеяться. Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем неравнодушным к дизайну и другим креативным дисциплинам — присоединяйтесь, вот в соцсетях мы очень живые, нас легко найти по хэштегу #uutypomania.

 

© 2004-2018 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес: 670000 респ. Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина д.54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru


Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг" 

Главный редактор: Будаев Валерий Николаевич

Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^