Председатель Союза кинематографистов Бурятии, член Союза кинематографистов России, генеральный директор кинокомпании «Азия Филмз», продюсер Артём Бурлов и кинорежиссёр, руководитель киностудии «Уладай Баяр» Баир Уладаев
в программе «Клинч» на радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ дискутируют по поводу высказываний руководителя кинокорпорации «Русская Фильм Группа» Алексея Петрухина о кинематографическом сообществе Бурятии, взглядов на развитие кинематографа в республике, готовящихся кинопроектов, взаимоотношений местных киностудий с федеральными структурами, финансирования кинопроизводства из республиканского бюджета, и других тем.
Баир Уладаев начал эфир с необходимого, на его взгляд, уточнения:
«С начала создания Союза кинематографистов Бурятии я был в его правлении, но после этого вышел из Союза. Своё мнение я высказал секретарю Эржене Тумуровой, и затем стал заниматься съёмками фильма «На берегу мечты». Работа была сложной, но я пытался найти диалог с серьёзными подюсерскими центрами. Я отправлял свои фильмы на разные электронные адреса, мне отвечали, писали критические замечания – был налажен постоянный диалог. Когда я написал в «Русскую Фильм Группу», мне ответил Алексей Алексеевич Петрухин, который прокомментировал и мой первый, и второй фильм. В один из дней он спросил меня: «Баир, чем ты сейчас занимаешься?». А у меня как раз заканчивались съёмки фильма «На берегу мечты», и я ему отправить трейлер. Через какое-то время Эльвира Доржиева, продюсер нашей студии «Уладай Баяр» поехала от Бурятии по приглашению Союза кинематографистов России на кинофестиваль в Екатеринбург, и там встретилась с Алексеем Алексеевичем. Он попросил Эльвиру, чтобы я срочно отправил фильм. У меня был готов черновой монтаж, и в таком виде я фильм и отправил. Через неделю я получил около 25-30 комментарии по фильму и приглашение в Москву. Мы встретились на киностудии у Алексея Ерохина, и я понял, что он тот человек, который развивает социальное кино. «На берегу мечты» - это детское социальное кино, но, в этом же фильме мы описываем взрослые проблемы. Алексей Алексеевич сказал: «Я хочу тебя поддержать, я увидел в этом фильме потенциал, и мне он очень интересен». Он полностью взял фильм на постпродакшн – монтаж, цвето-коррекция, был приглашён известный композитор, который пишет музыку на этот фильм. Я три недели провёл в Москве, и, соответственно, мы разговаривали о том, что происходит у нас, в Бурятии. Я, как режиссёр, знаю все проблемы нашего кино - слабое техническое оснащение, нет актёров и операторов-постановщиков. При корпорация «Русская Фильм Группа» есть департамент региональных проектов, и я предложил им открыть филиал в Бурятии. Алексей Петрухин прочитал сценарий моего нового фильма «Два капитана», и согласился приехать сюда, посмотреть локации, и заняться съёмками этого фильма».
Артём Бурлов ответил Баиру Уладаеву, и высказался по поводу слов известного российского продюсера Алексея Петрухина о том, что среди кинокомпаний Бурятии началась нездоровая конкуренция и произошёл раскол:
«Сначала хотелось бы перевести наш разговор в юридическую плоскость. Так как я являюсь председателем Союза кинематографистов Республики Бурятия, и веду личные дела, я хотел бы продемонстрировать заявление Баира Найдановича Уладаева (здесь присутствующего) о том, что он просит принять его в Союз кинематографистов Республики Бурятия. Заявление написано 16-го января 2017 года. Этот документ даёт основания полагать, что Баир Найданович сейчас является членом Союза кинематографистов Бурятии де-юре – заявление о выходе из Союза им написано не было. Далее, по поводу высказываний Алексея Петрухина – как человек может делать выводы об отрасли и о киносообществе, не пообщавшись с самим сообществом? Мы здесь есть, мы на связи, на телефонах - и министерство культуры Бурятии с нами взаимодействует, и все ведомства на всех уровнях власти. Нас задело то, что человек сделал поверхностные выводы, не пообщавшись с нами, и сделал заявления для прессы. А то, что он приехал работать с Баиром Уладаевым, и то, что продвигается бурятское кино, это вообще здорово, это нас радует! Мы бы никак не отреагировали, если бы не случилось такого заявления – это первый момент. Второй момент - за полчаса до проведения этой пресс-конференции ко мне поступил звонок из пресс-службы министерства культуры Бурятии - меня пригласили на эту встречу. Я надел костюм, и поехал - подъезжаю к Национальной библиотеке, только хочу заходить, поступает ещё один звонок из этого же ведомства, и мне говорят - не приходите, потому что вас здесь видеть не хотят, это закрытое мероприятие. Мы не голословны, и можем продемонстрировать все записи и скриншоты. После всего происшедшего я выразил своё мнение в прессе – не как Артём Бурлов, а как председатель Союза кинематографистов, куда входят многие студии, которым тоже не понравилось, что такие заявления делаются».
Баир Уладаев сформулировал свои претензии к новому руководству Союза кинематографистов Бурятии, и обрисовал цели приглашения в Бурятию Алексея Петрухина:
«Когда образовывался Союз кинематографистов, я написал заявление о вступлении. Тогда председателем Союза был Солбон Дандакович Лыгденов. Эржена Тумуровна Ширапова мне сказала - тебя хотят поставить в правление. Я согласился, но я постоянно на съёмках, и не люблю ходить по мероприятиям. Когда вместо Солбона Лыгденова выбрали Артёма Бурлова, меня, как члена правления никто не удосужился спросить - я не голосовал за Бурлова. У меня вопрос - почему старый председатель не выступил, не рассказал, почему он уходит, почему новый председатель не рассказал о своей программе - как будет развиваться бурятское кино? Если говорить о Союзе кинематографистов, то там только один или два человека связаны с кино, остальные - это видеографы и фотографы. Баир Цыренов - один из дипломированных режиссёров, который учился в Высшей школе режиссуры в Санкт-Петербурге. Он мне вчера звонил, и сказал - я ушёл из Союза кинематографистов недели две-три назад, я не могу там работать! Для чего Алексей Алексеевич Петрухин сюда приехал, почему мы его сюда позвали? Потому что мы хотим получить качественное, хорошее образование на мастер-классах. Если я сейчас поеду обучаться в Москву, то один мой мастер-класс будет стоить около 350-ти тысяч рублей, а если учителя приедут сюда обучать наших ребят, то выйдет дешевле - тысяч 15-20. Кроме того, по моему мнению, председатель Союза кинематографистов должен относиться ко всем одинаково, он не должен представлять и продвигать свою студию, он должен в целом говорить о бурятском кино».
Артём Бурлов ответил на вопросы и замечания своего оппонента:
«Когда Солбон Лыгденов снял с себя полномочия председателя Союза кинематографистов Бурятии, были объявлены выборы нового председателя. Все члены Союза кинематографистов были оповещены об этом через мессенджер, у нас есть группа в «Вайбере», в который Баир Найданович и его сотрудники также состояли. Если человек не пришёл на собрание, то весь Союз кинематографистов ожидать одного человека не может – кворум на собрании был, всё зафиксировано в протоколе собрания. Солбон Лыгденов свой уход с поста председателя Союза мотивировал работой над колоссальным проектом, о котором знают уже не только в России, но и за рубежом. На нём лежит большая ответственность, потому что он получил субсидию в десять миллионов рублей, и взял на себя обязательство выпустить фильм в этом году. Затем члены Союза выдвинули мою кандидатуру, потому что других желающих возглавить Союз кинематографистов Бурятии на тот момент не было. За меня проголосовали, и я предоставил свою программу, основным лейтмотивом которой было открытие отделения Союза кинематографистов России в Бурятии. Шестнадцатого марта 2018 года прошёл ежегодный съезд с отчётом о моей работе. На этом съезде присутствовали и министр культуры Бурятии, и депутаты Народного Хурала, и даже мэр города. У меня есть письмо секретаря Союза кинематографистов России, исполнительного директора Молодёжного центра Союза кинематографистов России Дмитрия Якунина, где он пишет: «23-24 сентября наша организация совместно с Союзом кинематографистов Республики Бурятия, представительством Союза кинематографистов в Иркутской области, а также представителями бурятского независимого киносообщества в рамках 17-го Байкальского международного фестиваля документальных и научно-популярных фильмов планирует провести «круглый стол» о развитии кинематографа в Улан-Удэ. Цель «круглого стола» - определить стратегию по развитию кинематографа в регионе на ближайшие пять лет, и сформировать рабочие группы по реализации предложенных инициатив, а также открыть официальное представительство общероссийской общественной организации «Союз кинематографистов России» в Республике Бурятия». Эту цель я заявлял в своей программе, и к этой цели мы идём. Далее, по поводу Баира Цыренова - он сейчас участвует в проекте «Улан-Удэ, я люблю тебя!». Это фильм, который выйдет в День города, шесть независимых киностудий снимает шесть новелл о городе, и одна из новелл снимается Баиром Цыреновым. Этот фильм - проект Союза кинематографистов, Баир в него входит, и в проекте участвует. О каком выходе Баира (из Союза кинематографистов Бурятии – ред.) может идти речь?».
Баир Уладаев нашёл свои аргументы для ответа Артёму Бурлову, и рассказал о встрече с главой Бурятии:
«Я есть «ВКонтакете», у меня есть электронная почта, я есть в «Одноклассниках», в «Фейсбуке» - ни одного сообщения от Союза кинематографистов на тот момент не было. Я не говорю, что Союз кинематографистов - это плохо, я с удовольствием войду в Союз кинематографистов, когда начнётся правильный диалог. А сейчас мы коммерческая организация, и мы занимаемся коммерческими проектами. На данный момент мы, как киностудия «Уладай Баяр», снимаем фильм, в который вкладывает деньги Алексей Алексеевич Петрухин. А с Артёмом Бурловым у нас диалога не получилось – человек не слушает. Артём написал – Петрухин приехал, и теперь Баир Уладаев точно заберёт конкурсные деньги, и это очень неправильно со стороны председателя. Если я написал хороший сценарий, если я снял хороший фильм, если он вышел на серьёзных кинофестивалях, почему министерство культуры не может меня поддержать? После подписания меморандума с «Русской Фильм Группой» здесь появится её филиал, который будет называться или «Бурятия Филмс» или же «Бурят Фильм Групп» - мы будем ещё думать над названием. Когда мы были у Алексея Самбуевича (главы Бурятии Алексея Цыденова – ред.), в разговоре с ним так получилось, что «Бурятия филмс» - хорошее название. В сентябре мы уже планируем везти сюда известных топовых операторов-постановщиков и актёров. Конечно, это не будет бесплатно, но, это будет дешевле, чем выезжать туда. Мы сейчас ищем площадку для этого, уже есть разговоры, что к нам приедут обучаться люди из Иркутской области и Забайкальского края. Сейчас мы рассматриваем Бурятию, как центр Восточной Сибири, куда люди будут приезжать и обучаться разным профессиям».
По словам Артёма Бурлова,
«к подписанию меморандума я отношусь хорошо, мы рады сотрудничать со всеми, но вы поймите суть конфликта - человек приехал, и голословно начал заявлять о тех людях, с которыми он даже не поговорил - вот и всё! По поводу нашей работы – 23-го сентября к нам приезжает Сергей Валентинович Мирошниченко, профессор ВГИКа, это первый человек, который снимал документальный фильм о Владимире Владимировиче Путине, это мастодонт российского кинематографа. Хочется, чтобы такие люди приезжали к нам почаще, и молодые кинематографисты, все, кто в Союзе, и не в Союзе, с такими людьми контактировали. Нынешний конфликт привёл к тому, что теперь пристальное внимание будет обращено и на нас, и на вас, и если что-то из заявленного не произойдёт, то это будет бросать тень на все высказывания. Мы работаем в сфере кино с 2011 года, с 2015 года работает «Байкальская школа кино», организованная нами. В Улан-Удэ и Иркутске занимаются, соответственно, 200 детей и 71 ребёнок, они профессионально ориентируются, и так далее. Далее, закон о поддержке кинематографа я знаю практически наизусть, и в этом законе есть субсидии на поддержку производства и на поддержку проката, но все эти затраты только компенсируются, а не то, что ты взял деньги и начинаешь их осваивать. Все эти моменты мы объясняем нашим членом Союза кинематографистов Бурятии, готовим их, оказываем консалтинговые услуги. Компания, которую я возглавляю, дважды не смогла получить субсидию по каким-то моментам - 30 копеек задолженности по налогам в предыдущем месяце, или ещё что-либо. Но нам уже есть, чем гордиться – фильм «Дом на Луне» Батора Цыбикова, члена Союза кинематографистов Бурятии в этом году взял Гран-при Красноярского фестиваля фильмов для детей и юношества, а фильм «По совести» взял приз за лучший сценарий этого фестиваля. Мы всё это делаем на голом энтузиазме, нам никто не платит денег. Когда я поехал на Московский международный кинофестиваль, то сделал презентацию всего кино региона, и эта презентация была признана самой лучшей, и вошла в альманах, который будет представлен на Тавриде первым лицам государства – это официальная информация. Вот она, работа, и я представляю не свою компанию, а все кинокомпании».
По словам Баира Уладаева он рассчитывает на финансовую поддержку от государства:
«Работая в Москве над фильмом в разных студиях, я потратил огромные деньги. В этом году мой фильм на кинофестивале на Байкале выиграл в номинации «Лучший духовный фильм», мы получили редкий экземпляр Библии от Иркутской епархии, на «Алтаргане» я представлял Республику Бурятия и занял там первое место».
Артём Бурлов прокомментировал свою же цитату в СМИ по поводу Алексея Петрухина – «хотите знать, что сообщили нам в Союзе кинематографистов России? «Доведите до республиканского руководства, что не стоит слепо доверять первому встречному»:
«Мы общаемся в рамках общероссийской общественной организации, и наблюдали такую картину, что в разных регионах разным проектам всё тем же Алексеем Алексеевичем была обещана помощь и поддержка, но, судьба этих фильмов до сих пор неизвестна. Это наталкивает на мысль - а для чего вообще всё это надо?».
Баир Уладаев выступил в защиту Алексея Петрухина:
«Мы с Артёмом Бурловым находимся в Республике Бурятии, я снял столько же фильмов, сколько и он – он как продюсер, я как режиссёр. Но, по сравнению с нами Алексей Алексеевич Петрухин снимает один фильм на полтора миллиарда из бюджета. Сейчас он снимает фильм «Путешествие в Китай», в котором участвуют Джеки Чан и Арнольд Шварцнегер. Петрухин - это человек международного уровня, который продвигает российское кино в целом. Я не думаю, что из-за того, что я попросился к главе Бурятии, и произошла встреча Алексея Петрухина с главой Бурятии».
Артём Бурлов так отозвался об итогах вышеупомянутой встречи:
«Поговорить с главой Бурятии на общие темы, это одно, а когда вы предлагаете нашему главе проектный офис или развитие кинематографа, как отрасли экономики, это совершенно другое. Я же не прихожу, и не говорю – я, Артём Бурлов, дайте мне деньги, я снимаю то-то и то-то. Мы не просим денег, мы просим удочку, чтобы ловить рыбу - все эти проекты сформированы и компактно упакованы в различные презентации, бизнес-планы и бизнес-проекты. Мы надеемся, что встреча с главой Бурятии у нас состоится, но если даже Алексей Самбуевич не найдёт время в своём плотном графике, в любом случае, 23-го сентября приезжает Сергей Валентинович Мирошниченко, Дмитрий Якунин, Филипп Абрютин - это всё крупные функционеры в области общероссийского кино. Я, пользуясь случаем, приглашаю всех людей, связанных с кинематографом, в том числе, и Эльвиру Доржиеву, и Баира Уладаева – приходите, это будет абсолютно бесплатно, и там будет много полезной информации».
↓