Художественный руководитель Буряад театра ответила на критику журналистам и общественности.
После того, как в газете «МК Бурятии» вышла статья
«Талантам в культуре – да, семейственности – нет», у меня возникли вопросы: в чем же все-таки дело? За что именно мою семью выставляют отрицательными героями в развитии культуры нашей республики? И кому это нужно на самом деле?
О коррупции…
Меня откровенно удивляет политика газеты «МК» в Бурятии». Это независимая, уважаемая и читаемая газета. Но, неужели руководство издания видит в нас великих коррупционеров, и страшных врагов республики? Что ж, в таком случае я могу только поздравить эту газету с тем, что она «вывела на чистую воду» преступную группировку в лице двух режиссеров и худрука?!
Теперь о спектакле «Недоразумение» Кшиштофа Занусси. Еще до выхода статьи министр культуры Владимир Мединский заявил, что запрет на работу в одном учреждении близких родственников не будет распространяться на творческие должности в учреждениях культуры. Это официальное заявление министра культуры России автор статьи почему-то не учла.
Но вернемся к спектаклю Кшиштофа Занусси. «Недоразумение» - проект предыдущего руководства театра, о чем автор статьи, безусловно, осведомлен. Контракт с польским кинорежиссером был заключен задолго до начала проекта, и не 600, а 800 тысяч рублей, что упоминаются в статье как не оправдавшие себя расходы, составляют только гонорар господина Занусси за постановку. А еще были траты на поездку актеров в Польшу, их проживание, питание, постановочные расходы. Все эти затраты стали частью многомиллионного долга, разгребать который пришлось уже мне, как новому руководителю Буряад театра.
О гонорарах. У многих складывается впечатление, что режиссеры и худруки получают какие-то баснословные гонорары? Мы все работаем за заработную плату, согласно штатному расписанию. В театре не работают, а служат! Но, такой подход к делу, видимо, журналистке не известен?!
О приглашенных специалистах. Молодежь, что сейчас приглашает Буряад театр для постановки спектаклей, это молодые, но талантливые и неравнодушные специалисты. Это ребята, готовые к поиску, экспериментам ради искусства, а не ради денег. Они работают за небольшие гонорары, но при этом ставят очень серьезные спектакли. Примером тому спектакль «Наадан» Владимира Бочарова по роману «Игрок» Федора Достоевского.
Театр не стоит на месте, он постоянно развивается, причем в едином процессе, из которого очень нежелательно выпадать. Сойжин, как молодой специалист, водит театр в круг молодых, но очень талантливых специалистов, которые работают в России как художники, режиссеры, композиторы. Для нас очень важно, чтобы наш театр не выпадал из общего потока театрального процесса в России.
О театре…
Были долгие переговоры о нашем возвращении в Буряад театр. И летом 2013 года мы дали согласие. Атмосфера, что творилась в театре на тот момент, меня просто поразила. Я увидела актеров, которые не хотели выходить на работу, по той простой причине, что получали мизерную зарплату. Театр тогда был в шаге от банкротства, так как отсутствовала заработная плата за два месяца (ноябрь и декабрь 2013 года). Самая молодая, Питерская студия уже собиралась уходить из театра.
С чем я столкнулась, вернувшись в театр? С миллионными долгами перед множеством самых разных организаций и предприятий. Подумать только, прежнее руководство театра объявило о розыгрыше автомобиля, чтобы продать билеты на спектакль «Турандот»?! Автомобиль, по всей видимости, они планировали приобрести с доходов спектакля?!
Но в итоге зритель, купивший выигрышный билет, после долгого ожидания, свой приз потребовал уже с меня, нового руководителя. И мы заработали, и вернули ему эти деньги, хотя имели полное моральное право отказать.
А что творилось на территории театра? В одном из помещений театра развернули цех по изготовлению пластиковых окон. Гараж театра был превращен в платную теплую стоянку, с отдельными воротами и отдельной охраной. Все здесь что-то делали ради чего угодно, но только не ради театра. Многих, в итоге, пришлось уволить, и тут же набирать других, тех, которые будут честно работать на театр, а не на свой карман.
Бурятский драматический театр, один единственный во всем Мире, и он ни в коем случае не должен терять своих актеров, потому как работать они могут только здесь. Первым делом я постаралась вернуть актеров, что ушли из театра. Так вернулись Дарима Сангажапова, Людмила Дугарова, Чингиз Гуруев. Вернулись Цынге Ломбоев, Баста Цыденов, Саяна Цыдыпова. Вернулась Дарима Лубсанова. Театр нуждался в их помощи! Они нужны бурятскому зрителю! Да, зарплата маленькая, но я попросила их потерпеть, пока не пройдут трудные времена. И они поверили мне, включились в работу.
В то время о нас с Саяном говорили «Филармония вернулась в стены театра». Но ведь бурятский зритель любит концерты. И мы давали один концерт за другим, собирая полные залы. Тактически, в тот момент, просто не было другого выхода. Мы зарабатывали на заработную плату коллективу. И заработали! Это было в 2013 году. А затем был тяжелейший 2014 год, ведь именно в этот год мы погасили все долги, что остались от прежнего руководства. Все эти деньги театр заработал сам!
↓