5 мая 2019, 19:10
Фото со страницы Facebook
Мнение: «Бурятмяспром» сейчас ищет выход на китайский рынок, потому что его продукция уже там присутствует - наша тушёнка продаётся в Китае в переводе с юаней по 300-400 рублей за банку»
Советник главы Бурятии по экономическим вопросам Алдар Бадмаев
в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует аналитический обзор Сбербанка «Российские регионы и их потенциал экономического роста», согласно которому Бурятия заняла последнее место, послание главы Бурятии народу и Народному Хуралу, реальность выполнения стоящих перед республикой задач по освоению федеральных средств, указ президента России о новых показателях для оценки эффективности губернаторов, и другие темы.
Аналитический обзор Сбербанка «Российские регионы и их потенциал экономического роста» Алдар Бадмаев прокомментировал так:
«Это обзор ежегодный, он выходит под разными названиями, но в целом это регулярная работа аналитических служб Сбербанка. У меня, как у экономиста, вызывает вопросы методика, применяемая при анализе – ставить в один ряд Северо-Кавказские регионы, Москву, Ямало-Ненецкий округ и Саха-Якутию мне кажется не совсем корректным – где-то есть нефтегазовый, сырьевой комплекс, а где-то его нет. Республика Бурятия в этом рейтинге среди всех регионов России оказалась на последнем месте с отрицательным результатом - минус 8 процентов. Лично я не удивлён - представьте себе, что вы в огороде 20 лет ничего не делаете, а только смотрите через окошко - травка растёт, что-то зеленеет - вроде бы какая-то флора присутствует. Но, потом, когда вы выходите в огород, оказывается, что у вас сорняки всё задавили, урожайность упала, собирать нечего, и огород превратился в сорное место. Именно так и действовали представители двух республиканских администраций, которые под маркой индикативного управления фактически самоустранились от руководства Бурятией. Именно на этот период у нас приходятся самые громкие банкротства, закрытия предприятий и ликвидация рабочих мест – сейчас мы видим закономерный результат всего этого бездействия. То, что сейчас у нас отрицательный рост экономики - на языке профессиональных экономистов называется кумулятивный эффект - он бывает с положительным знаком, а бывает, как в нашем случае, с отрицательным. Это следствие того, что у нас наложились друг на друга такие эффекты, как, например, связанное падение в отраслях, которые задействованы в различного рода технологических и производственных цепочках, а также падение потребительского рынка, который неизбежно следует вслед за падением базовых доходов региональной экономики – всё это циклическая реакция по типу эффекта домино, и я уже говорил о том, что у нас 2019 год будет самым сложным. Сейчас руководством республики прилагаются титанические усилия к исправлению положения, и если бы не они, у нас спад был бы, возможно, не 8, а все 10-12 процентов. Мы вполне могли бы потерять и «Улан-Удэстальмост», и целый ряд других предприятий, но благодаря ручному управлению сохранили их. Здесь другого подхода быть и не может, это адресная единичная работа в каждом отдельно взятом случае».
Но, по словам советника главы Бурятии по экономическим вопросам, благодаря работе только с кризисными предприятиями ситуацию переломить невозможно:
«Чтобы переломить падение, надо компенсировать рабочие места и производства, которые мы потеряли за предыдущие 20 лет. Эта задача намного сложнее - нам необходимо воссоздать птицефабрики, стеклозаводы, заводы по производству железобетонных изделий, и так далее - это десятки тысяч рабочих мест. И вот когда нам это удастся, тогда ситуация улучшится, но эта работа требует огромных усилий. Инвестиционный цикл в реальной экономике, когда мы говорим не о бюджетных инвестициях, а о рыночных деньгах, составляет два- три, и более лет. С бюджетными проектами всё можно решить гораздо быстрее – мы это видим на примере здания для театра «Байкал» или третьего моста через Уду. Используя колоссальный административный ресурс Алексея Самбуевича Цыденова, мы буквально продавливаем эти проекты, невзирая на огромные сложности в процессе согласования с федеральными структурами. Что касается инвестиционных проектов, здесь ситуация сложнее, потому что тут намного больше внутренних и внешних факторов - приходиться действовать нестандартно и включать мозги. Бурятия раньше всегда выходила вперёд за счёт перерабатывающей промышленности, и именно она понесла наибольший урон в предыдущие годы. Но, с другой стороны, я считаю, что потенциал роста экономики Бурятии намного больше, чем потенциала роста ямало-ненецкой экономики или даже Якутии-Саха. Там изменится мировая ситуация по алмазам, и якутская экономика провалится».
На ситуации с заводом «Улан-Удэстальмост» герой программы «Мнение» остановился подробнее:
«Могу сказать по секрету – на меня выходили разные люди, которые спрашивали: «Алдар Гальчиевич, ты же в теме, - может нам имеет смысл залезть и прикупить немножко Стальмоста?». Я им сказал – вы, ребята, занимайтесь своими делами - политика руководства республики и Сбербанка вполне прозрачная, понятная и последовательная. В конце мая пройдут торги, на которых весь имущественный комплекс «Улан-Удэстальмост» будет выставлен единым лотом. Он выкупается компанией, в которой 75 процентов доли собственности Сбербанка - благодаря этому весь имущественный комплекс будет выведен из-под ареста, а значит всё оборудование, помещения и цеха спокойно смогут функционировать в рабочем режиме. Тогда можно будет говорить о том, что основная фаза кризиса «Улан-Удэстальмост» пройдена. В последнее время были проведены тектонические изменения в общей структуре управления предприятием, в финансовом менеджменте, в управлении издержками и в ценообразовании. Многие до сих пор считают, что на стальмост нет смысла обращаться, потому что там очень высокие цены - ничего подобного, сейчас ценообразование на предприятии носит абсолютно рыночный характер, цены очень конкурентные, и благодаря этому стальмост и отвоевывает свой рынок, который он потерял в результате просто бездарной политики предыдущего руководства».
Послание главы Бурятии народу и Народному Хуралу и реальность выполнения стоящих перед республикой задач по освоению федеральных средств Алдар Бадмаев проанализировал следующим образом:
«В послании Алексей Самбуевич большое внимание уделил всем актуальным направлениям социальной жизни Республики Бурятия, тем проектам, которые давным-давно висели в повестке. Надо понимать, что проекты, которые финансируются из федерального бюджета, имеют два аспекта. Во-первых, решается социальная задача, и, во-вторых, в экономику республику вливается крупная сумма денег, которая, при условии определённой локализации, вкачивается в потребительский рынок Бурятии, и создаёт положительный кумулятивный эффект. И как раз благодаря этим средствам, которые начнут поступать уже в ближайшее время, я считаю, что мы сможем начать отталкиваться от того дна, на котором мы сейчас оказались. Но, мы к этому всему должны добавить больше реальной экономики - больше рабочих мест, больше доходов - и тогда можно будет говорить о том, что республика - это хорошее место для жизни. За предыдущие 20 лет мы получили экономику, которая замешана на теневом обороте и в значительной степени не поддаётся управлению - очень сложно влиять на процессы, которые происходят в целом ряде отраслей и секторов экономики. Эта ситуация должна быть изменена в ближайшей перспективе. На смену нынешней экономике должны прийти мощные предприятия, вооружённые современными технологиями, который будет конкурентоспособны не только на рынке Бурятии, но и в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, в Монголии, и, возможно, Китае - это минимальные требования. Период поверхностных и самых простых решений в настоящее время уже исчерпан - мы сейчас уже должны что-то менять в подходах, в организации привлечения инвестиций, в работе с инвестиционными проектами для того, чтобы реально переломить ситуацию».
По словам, экономиста, сейчас самая большая проблема - это моральное состояние наших людей, чувство их неуверенности в будущем:
«На встречах с предпринимателями и экономистами я пытаюсь вселить в людей уверенность в том, что у нас есть реальные перспективы, и что мы действительно добьёмся хороших результатов. Да, сытые и тучные годы мы проспали, но и сейчас у нас есть много проектов с очень хорошими возможностями. Например, в том же Китае из чумы было уничтожено огромное количество поголовья свиней, и сейчас там гигантский дефицит по производству мяса свинины, на него растёт цена. У нас в настоящее время идёт активная работа по выходу на китайский рынок российских предприятий, которые производят мясо свинины, в том числе, и из Бурятии. «Бурятмяспром» сейчас ищет выход на китайский рынок, потому что его продукция уже там присутствует - наша тушёнка продаётся в Китае по 300-400 рублей за банку. Как она туда попадает, непонятно, но факт есть факт. Недавно Алексей Цыденов подписал специальное письмо-ходатайство с просьбой, чтобы федеральные структуры помогли нашим предприятиям в выходе на китайский рынок - будем надеяться, что всё получится».
Указ президента России о новых показателях для оценки эффективности губернаторов, по мнению советника главы Бурятии, будет только помогать Бурятии развиваться:
«Целевые показатели для оценки эффективности губернаторов очень сильно отличаются от того, что было ранее. Новая система фактически переориентирует деятельность региональных властей в сторону реальной экономики. Мы видим среди ключевых показателей такие, как привлечение инвестиций из внебюджетных источников, создание рабочих мест во внебюджетном секторе, рост производительности труда в несырьевых отраслях экономики. Пять показателей из 15-ти - чисто экономические и очень серьёзные. Ещё пять показателей, которые характеризуют уровень производительности труда или, например, уровень доступности жилья, также имеют прямое отношение к экономике. И за каждым показателем скрывается гигантский пласт работы, который придётся произвести в ближайшие годы. Но мы готовы к этому, потому что именно в этом направлении уже и идём».
↓