Было заметно, что последние публикации в СМИ задели ведомство. В своих пресс-релизах налоговики подробно отвечают по всем пунктам, называя утверждения журналистов неверными. Эмоциональные выступления бизнесменов-политиков в СМИ, по мнению налоговиков, не отражают реальной картины отношений между налоговой и бизнесом.
Управление достаточно аргументированно парирует выводы журналистов и общественников про 6 миллиардов "недособранного" НДФЛ, приводя свою более детальную версию подсчета сборов этого налога. Пресс-релиз уточняет, что за последние годы происходит со сбором НДС, и есть ли прямая зависимость между ним и валовым региональным продуктом. По данным налоговиков самые громкие процедуры банкротства последнего времени - ОАО «Амта», ООО «СТАМстрой», ОАО «Водоканал», АО «Востоксибэлектросетьстрой», ООО «Байкальские коммунальные системы», ООО «Икат-Плюс», ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат, ОАО «Стальмост» - были инициированы либо самими должниками, либо третьими лицами. За первые десять месяцев этого года налоговая инициировала менее половины таких процедур - лишь 39% от общего числа.
Глава УФНС по Бурятии пытается послать сигнал о том, что времена изменились. Логика звучит достаточно просто. Налоговая служба - это инструмент по выполнению налогового законодательства, и за последнее время эффективность этого инструмента значительно возросла.
- Государство больше не может себе позволить смотреть на невыполнение налогового законодательства сквозь пальцы, как это было во времена дорогой нефти. Экономическая ситуация, приправленная санкциями, приводит к необходимости наведения порядка в сфере сбора налогов. Лавочка закрыта, - говорит Куриленко, рассказывая о том, что работать в белую и считать собственные отчисления в бюджет так, как это видит налоговая, будет спокойнее и даже выгоднее. - Возможности ФНС многократно возросли.
Именно по поводу трактовки законодательства чаще всего возникают споры между налоговой и бизнесом. Предприниматели предпочитают пользоваться схемами, например, дробления бизнеса, чтобы платить меньше. И считают такие схемы вполне законными. Свое видение о том, кто и сколько должен платить предлагает налоговая, и в последнее время это мнение становится все более четким. ФНС выигрывает около 80% дел в судах. И сам контекст, который предлагает Минфин РФ, тоже изменился. Речь идет о том, что если раньше поощрялась дискуссия и решение разногласий в суде, то сейчас существующая судебная практика довольно четко показывает, есть ли у бизнеса шанс оспорить видение налоговой по его отчислениям в бюджет или нет.
Несмотря на то, что количество выездных поверок бизнеса по Бурятии уменьшилось с 351 в 2011 до 82 в 2016 году, представители бизнеса продолжают выступать с мнением, что налоговая виновата в крахе реального сектора экономики Бурятии. Налоговики парируют своими данными, в которых они не фиксируют массового исхода предпринимателей из республики. Доля индивидуальных предпринимателей в общем числе выбывшего трудоспособного населения республики в 2015 году составила всего 0.4%. Сборы НДФЛ, доходы от которого составляют существенную часть бюджета, на начало ноября в Бурятии превысили 11 миллиардов. Вклад индивидуальных предпринимателей в этот пирог составил менее 5%.
Жаркая дискуссия по вопросам методологии начисления налогов и трактовка разных схем по так называемой их оптимизации требует выводов. Кто же прав? Бизнес или налоговики? По уверенному тону последних слышно, что они четко осознают и преследуют свою задачу - исполнять законодательство. Налогов в республике собирается больше, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию.
- Потому что собирать стали лучше, - почти не скрывая улыбки, говорит Куриленко.
С этим не поспоришь. Большую часть эмоциональных претензий налоговики не принимают на свой счет, переадресовывая этот поток на тех, кто принимает законы, в том числе и налоговые. На вопросы "Почему раньше мы платили так, а теперь должны платить больше?" отвечают примерно так: "Увеличились возможности. Контроль за соблюдением закона усилился."
В чем прав бизнес? Законодательство оставляет широкие варианты для трактовки. Если ты сдал в аренду коммерческую недвижимость своему дальнему родственнику или однокласснику, значит ли это, что ты автоматически дробишь бизнес с целью ухода от налогов?
Бизнес прав и в более глобальном смысле. Но это выходит за рамки спора только с налоговой службой, которая в конечном итоге является лишь инструментом. Стратегия экономической безопасности страны до 2030 года и желание президента получить план действий, которые позволили бы обеспечить темпы роста российской экономики на уровне выше мировых к 2019-2020 годам, нашли отклик у бизнес-омбудсмена и руководства ТПП России.
- Бизнес должен иметь доступ к длинным и дешевым кредитам — для этого нужно снижать ключевую ставку и облегчать регулирование банков. Налоги на производство — НДС, налог на прибыль, соцвзносы — надо снижать. При этом нужно ввести налог на роскошь, повысить акцизы на крепкий алкоголь и табак, ввести прогрессивный НДФЛ. Необходимо вывести из тени малый бизнес, легализовать самозанятых, — сказал уполномоченный при президенте по правам предпринимателей Борис Титов, сообщает
Lenta.ru.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова считает главной экономической угрозой коррупцию.
- Согласно опросу ТПП, с ней сталкивается каждый второй российский предприниматель. Пока государство не поймет, что реальная помощь бизнесу — финансовая, законодательная, налоговая — это ключ к новым рабочим местам и увеличению зарплат, роста ВВП не будет», — подчеркивает она и напоминает, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП РФ составляет 21 процент. Лидирующие экономики мира демонстрируют показатель в 65 процентов. Государство не сможет обеспечить опережающие темпы роста ВВП без значительного увеличения доли малого и среднего бизнеса в экономике.
↓