Listen Music Files - Audio Hosting -
14 марта 2016 года
Главный редактор информационного агентства "Байкал Финанс" Алексей Субботин обсуждает с ведущим программы "Особое мнение" Игорем Озеровым решение и приватизации холдинга "Вертолёты России", рейды по квартирам, сдающимся в аренду с целью выявления уклоняющихся от уплаты налогов, мельдониевые допинг-скандалы, ситуацию с реконструкцией школы № 2, дальнейшее развитие и финансирование "Байкальской гавани", положительную реакцию президента России на просьбу главы Бурятии о выравнивании энерготарифов, фьючерсы на приобретение овощей и мёда для жителей Улан-Удэ, и другие вопросы.
(с сокращениями)
И. Озеров
- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Особое мнение», в студии Игорь Озеров, и последние новости, события, тенденции мы обсуждаем с главным редактором информационного агентства «Байкал Финанс» Алексеем Субботиным. Алексей, добрый день!
А. Субботин
- Добрый день!
И. Озеров
- Власти России приняли решение о приватизации в 2016 году холдинга «Вертолёты России», в который входит улан-удэнский авиазавод. Твоя оценка – как эта приватизация скажется на авиазаводе, на его коллективе, заказах и объёмах работы?
А. Субботин
- Судя по тому, что заявляли в СМИ глава «Ростеха» Чемезов и глава минпроторга Мантуров речь идёт о продаже 49 процентов, то есть, контрольный пакет остаётся у государства, поэтому, я думаю, что оно не потеряет управление холдингом. Если говорить об иностранном инвесторе, ему планируется отдать не более 25 процентов, если отечественный – 49 процентов. Видимо, всё упирается в поиски денег для бюджета и в поиск инвесторов для развития промышленности, каких-то злодейств здесь искать не стоит, скорее всего.
И. Озеров
- В Бурятии начались рейды по квартирам, сдаваемым в аренду. Их цель – выявить арендодателей, сдающих квартиры и не платящих налоги. Эта затея даст какой-то эффект, получится ли привести в правовые рамки этот довольно большой рынок?
А. Субботин
- Мы на самом деле не знаем, какова доля сдаваемых квартир. Может быть, раньше она была невелика, у нас не очень большой город, нельзя назвать его слишком вузовским, как Томск или Иркутск. Но, в последнее время, мы знаем, люди делали покупки квартир-новостроек, как инвестиции – для сдачи, для последующей продажи. Можно предположить, что рынок достаточно большой, цены тоже немаленькие, так что вполне может быть, что для бюджета это что-то и принесёт – наши бюджеты сегодня настолько дырявые, что любая копейка там сгодится.
И. Озеров
- Недавно глава налоговой инспекции говорил, что тратить на проверку мелких предпринимателей усилия просто нерентабельно, это слишком затратно – проще колошматить крупных предпринимателей. Не получится и здесь так же – мы больше убьём на зарплату государственным сотрудникам, а поимеем мизерные, номинальные суммы.
А. Субботин
- Каждый человек, сдающий квартиру или дом, является маленьким бизнесменом, просто он нигде не оформляется. Конечно, на их поиски на первых порах будет тратиться больше средств, чем будет приходить в бюджет. Но, если наладить эту систему и приучить людей, что это нормально, там речь идёт не об очень высоких ставках налога – проще заплатить, чем бояться каких-то проверок. Интересно, узнать насколько велик рынок.
И. Озеров
- В пределах десяти процентов от общего жилого фонда - это возможно.
А. Субботин
- В разговорах со знакомыми, не сказать, чтобы через одного, но, очень многие имеют по две квартиры по разным причинам, и сдают одну из них, пока дети или внуки не вырастут. А есть ведь ещё и сдаваемые комнаты, и дачи.
И. Озеров
- Какая позиция тебе ближе – государство здесь должно навести порядок и эти люди должны платить налоги или людям и так тяжело, и так сложно, а тут приходит государство и пытается отобрать последние копейки.
А. Субботин
- Здесь, конечно, не о копейках речь идёт, те, кто сдают квартиры, имеют возможность опекать по две-три квартиры - я не думаю, что для них это накладно. Если говорить о бабушке, сдающей комнату студентке - конечно, это другой вопрос. Я знаю москвичей, которые сдают по две-три квартиры, успев их купить в своё время, и прекрасно живут, ка рантье.
И. Озеров
- Иногда уезжая за границу, где жизнь дешевле.
А. Субботин
- Да, проводя зиму в Таиланде, и прочих приятных местах.
И. Озеров
- Мельдониевый скандал, разразившийся несколько дней назад, не утихает, всё новые спрортсмены становятся его фигурантами. Это, действительно, наша российско-спортивная безалаберность или больше атака, связанная с геополитической обстановкой?
А. Субботин
- Всё вместе – и наша безалаберность, и элемент давления на наш спорт, элемент провокации. Сам создатель этого мельдония, академик говорит, что никаким стимулятором он не является. Как недавно на днях подметил, по-моему, наш фигурист Авербух, мельдоний не может научить танцевать на коньках. Печально, то, что спорт становится большим бизнесом, вокруг него крутится фармацевтический бизнес, академик сказал, что место мельдония займёт другой, западный препарат, разрешённый.
И. Озеров
- Пока.
А. Субботин: Как недавно на днях подметил, по-моему, наш фигурист Авербух, мельдоний не может научить танцевать на коньках. Печально, то, что спорт становится большим бизнесом, вокруг него крутится фармацевтический бизнес
А. Субботин
- Спорт всё меньше становится чистым спортом.
И. Озеров
- Власти Улан-Удэ избежали митинга недовольных родителей школы № 2. Школа находится в сотне метров от площади Советов, родители опасаются, что школу снесут и вместо неё построят что-то другое. Как ты думаешь кризис в этой ситуации виноват, или там, на самом деле, были какие-то другие планы?
А. Субботин
- Какой кризис, это уже тянется пять лет, с 2011 года. По-моему, это обычное бюрократическое разгильдяйство муниципалитета, прежде всего, поскольку он отвечал за весь этот процесс. Возможно, были какие-то потуги занять это место, я не исключаю, что от нашего бизнеса какие-то посылы исходили. Там же речь идёт о реконструкции этого здания и строительстве пристроя. Школа №2 - маленькая, старенькая, на этом месте было бы логичнее построить современную школу, которая была бы витриной, туда можно было бы недалеко от правительства водить гостей. И там ещё будут проблемы, о которых почему-то не говорят. У нас практически все школы в центре города были эвакогоспиталями и все признаны памятниками. И что с ней делать дальше?
И. Озеров
- Как школа она уже никаким нормативам не соответствует, и сносить нельзя.
А. Субботин
- Память о войне дело святое, но, можно было это решить какими-то другими способами – мемориальными досками на новых зданиях, макетами старых зданий в самих школах, школьными музеями – это, по-моему, индикатор бюрократического бреда.
И. Озеров
- «Байкальская гавань» вновь напомнила о себе. Вячеслав Наговицын заявил, что этот проект должен оставаться под федеральным патронажем. Владимир Путин дал поручение Козаку рассмотреть эту проблему и внести предложения. Профинансирована «Байкальская гавань» с федеральной стороны процентов на 15-20, и Вячеслав Владимирович говорит, что для того, чтобы она заработала, как планировалось, надо её нормально профинансировать, республика в любом случае это не потянет.
А. Субботин: Школа №2 - маленькая, старенькая, на этом месте было бы логичнее построить современную школу, которая была бы витриной, туда можно было бы недалеко от правительства водить гостей
А. Субботин
- Байкальскую гавань» чаще ругают, но я не думаю, что бессмысленно всё это. Действительно, она недофинансирована, построена инфраструктура и сопутствующие вещи на двух участках - Турка и Пески, на остальных, условно говоря, конь не валялся. Конечно, логичнее было бы, если федеральный центр дофинансировал её в полном объёме так, как она проектировалась. Там же был целый комплекс разного отдыха - от горных лыж до медицинской рекреации. В условиях бюджетных сложностей я не знаю, какое будет принято решение, теперь уже хочется верить в то, что хотя бы два участка заработали скорее.
И. Озеров
- Улан-Удэ собирается предложить горожанам приобретать фьючерсами не только овощи, но и мёд. В основном мы слышим о фьючерсах в связи с новостями про нефть. О чём идёт речь, и как ты думаешь, пойдут на это горожане?
А. Субботин
- Это продовольственные сертификаты, их пытались вводить ещё в прошлом году. Сейчас предлагают ещё по предоплате покупать и мёд. Я не помню, чем закончился прошлогодний эксперимент, по-моему, там особых успехов не было. Вообще, торговля будущим урожаем – это вполне цивилизованно.
И. Озеров
- Я поясню – ты платишь весной 2500 рублей, за это тебе обещают 145 килограммов - по 17 рублей за килограмм усреднённых овощей, и всё это ты получаешь уже в сентябре-августе.
А. Субботин
- Тебе привозят к подъезду. Надо поинтересоваться, насколько те, кто брали в прошлом году, получили качественные овощи. Цены, конечно, выгодные.
И. Озеров
- Владимир Путин оставил положительную резолюцию на письме главы Бурятии об уравнивании тарифов на электроэнергию республики. Вице-премьер правительства России Дворкович дал поручение профильным ведомствам рассмотреть вопрос о выравнивании тарифов. Глава Бурятии заявил, что мы давно ждали этого решения президента России и это решение получено.
А. Субботин
- Наши власти давно и по-честному занимаются этим вопросом. Все попытки выровнять тариф начались с того момента, как тариф разбалансировался. Идут споры, принимались решения, и даже некоторое время мы были в особой зоне с Тувой. Но, я не думаю, что включение в особую энергозону сильно повлияет на нас.
И. Озеров
- В пошлый раз я особо ничего и не заметил.
А. Субботин
- Это может заметить промышленность и бизнес, дай бог, нам ждать скорее всего ничего не стоит. И я не думаю, что это вообще можно быстро и кардинально решить. Существует, надо признать, очень сильное энергетическое алюминиевое лобби…
И. Озеров
- …которое очень дружно выступает и по Байкалу, и по энерготарифам.
А. Субботин
- Нас просто не слышат, не хотят слышать, глушат. На самом деле, скорее всего, прав Михаил Викторович Слипенчук, который заявлял, что нужно решать вопрос о водной ренте.
И. Озеров
- О чём идёт речь?
А. Субботин
- Чтобы «Иркутскэнерго» платило за использование байкальской воды, и эта рента шла, в том числе, и нам на понижение энерготарифов. Получается странная ситуация - за сохранность Байкал отвечаем мы, от маловодья страдаем мы, а вся прибыль остаётся на западном берегу. Кстати, минэнерго выступает резко против (выравнивания энерготарифов – ред.), говоря – у вас рыночная цена на входе, а дальше она растёт из-за того, что у вас большая протяжённость сетей, и они очень плохие. Этих вопросов целая куча и я не думаю, что они решатся вмиг. Пусть хотя бы что-то сдвинется, пусть войдём в одну зону с Тувой – и то будет хорошо.
И. Озеров
- Нефть торгуется около сорока долларов, укрепился и рубль - это начало конца кризиса, дно пройдено?
А. Субботин: Получается странная ситуация - за сохранность Байкал отвечаем мы, от маловодья страдаем мы, а вся прибыль остаётся на западном берегу
А. Субботин
- Эти колебания, я думаю, ещё будут продолжаться, низкая цена на нефть выгодна сегодня Европейскому союзу, крупным потребителям США. От неё не очень сильно страдают производители Ближнего Востока, поскольку себестоимость добычи там гораздо ниже, чем у нас. Колебания будут, но попытки поиска справедливой цены в этом году начнутся, так долго терпеть убытки не захотят ни Эмираты, ни Саудовская Аравия.
И. Озеров
- Есть планы совсем запретить вылов омуля на Байкале в 2017 году. Насколько серьёзна ситуация, на твой взгляд?
А. Субботин
- Росрыболовство предупреждало о том, что может ввести тотальный мораторий на вылов омуля. Резко стали снижаться нерестовые стада, которые заходят в Селенгу, и я не исключаю, что эту меру введут. Насколько она будет тотальной, говорить сложно, может быть, сохранят какие-то квоты для бригад, для которых это единственное занятие. Видимо, вопрос назрел, и возникает беспокойство, что просто омуля не будет.
И. Озеров
- Исчезнет, как краснокнижный вид.
А. Субботин
- Мы помним, что прошлый запрет позволил восстановить численность омуля. Омуля мы тогда не видели вообще за исключением какой-то очень счастливой оказии.
И. Озеров
- Оказия, видимо, браконьерская была.
А. Субботин
- Я, например, по-настоящему распробовал омуль, будучи взрослым человеком. У нас львиная доля улова уходит на рынок Иркутска, это ни для кого не секрет, и по федеральной трассе «Байкал». Время от времени там изымают какое-то дикое количество тонн в каких-то грузовиках, но, проходит их больше, и, кстати, красноярский рынок тоже занят нашим омулем. Здесь нужна политическая воля, но, населению, которое живёт у Байкала, тоже надо чем-то кормиться. Откуда браконьерство – они всю жизнь ловили эту рыбу, и тут им раз – запретили, говорят, что нельзя. В царское время, когда омуль шёл на нерест, запрещался колокольный звон в церквях, которые стояли на берегу Селенги. Как наладить такой механизм…
И. Озеров
- Такое отношение сформировать.
А. Субботин: В царское время, когда омуль шёл на нерест, запрещался колокольный звон в церквях, которые стояли на берегу Селенги
А. Субботин
- Чтобы местные жители сами охраняли омуль от браконьеров, дать возможность им по каким-то квотам ловить… Я не знаю, я не специалист, но, какое-то зерно, видимо, в этом есть. А сейчас у нас солёный омуль стал дороже мяса – такого никогда не было. Кстати, если у нас будет развиваться туристическая зона, омуль, вообще, будет «золотым».
И. Озеров
- Это была программа «Особое мнение», мы обсуждали последние события с главным редактором информационного агентства «Байкал Финанс» Алексеем Субботиным, в студии был Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!
А. Субботин
↓