20 января 2016, 11:45

На словах декларируется либерализация, а на деле, как с пенсионными накоплениями – экспроприация (19.01.2016)

Music podcasts - Upload Audio Files - Особое мнение А... 19 января 2016 года

Главный редактор информационного агентства "Байкал Финанс" Алексей Субботин обсуждает с ведущим программы "Особое мнение" Игорем Озеровым суд над депутатом Народного Хурала Бурятии Валерием Доржиевым в Якутске, внесение на рассмотрение Народного Хурала Бурятии законопроекта о 50-процентном сокращении доплат из республиканского бюджета к пенсиям высокопоставленных чиновников и депутатов, возможный запрет школьникам пользоваться гаджетами в образовательных учреждениях, сравнение экономических кризисов 1998 года и 2014-2016 годов в России, высказывания главы Сбербанка Германа Грефа о состоянии российской экономики, и другие вопросы. 

(с сокращениями)

И. Озеров

- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Особе мнение», в студии Игорь Озеров, и я с удовольствием представляю сегодняшнего гостя – Алексея Субботина, главного редактора информационного агентства «Байкал Финанс». Алексей, добрый день!

А. Субботин

- Добрый день!

И. Озеров

- В якутском городском суде возобновился процесс по уголовному делу депутата Народного Хурала Бурятии Валерия Доржиева. По версии следствия Доржиев угрозами пристрастных проверок в 2008 году, когда он исполнял обязанности первого заместителя главы Якутска, вынудил предпринимателя Надежду Захаревич переоформить 50 процентов уставного капитала городского рынка на своего родственника. Многие в Бурятии со скепсисом относятся и к перспективам, и к самому факту появления этого уголовного дела. О чём вы пишете по этому поводу?

А. Субботин

- После перерыва рассмотрение уголовного дела в якутском городском суде накануне продолжилось, Валерий Доржиев и его адвокаты настаивали на том, чтобы дело рассматривалось в Улан-Удэ, поскольку он сам живёт в Улан-Удэ, и основные фигуранты тоже находятся в Улан-Удэ. Однако, дело снова будет рассматривать якутский городской суд. Дело, на самом деле, «шито белыми нитками», поскольку, достаточно сказать, что вся фабула – это дела шестилетней давности, даже больше уже теперь. Якобы, обиженные Валерием Доржиевым коммерсанты вспомнили обо всём этом через шесть лет и подали заявление. Кроме того, в деле присутствуют люди, которые связаны с силовыми структурами. Это можно назвать продолжением тех историй, число которых достаточно велико на просторах России, когда силовики или бывшие силовики пытаются отжать бизнес у успешных предпринимателей. Вот под эту струю и попал Валерий Доржиев.

И. Озеров

- Как долго это дело может длиться?

А. Субботин

- Вспомним нашу историю – Дмитрий Козлов, владелец и директор «Макбура» доказывал свою невиновность четыре года. В итоге, доказал, но, предприятия не стало, очень успешного предприятия, которое работало от Дальнего Востока до Урала, и экспортировало свою продукцию в Монголию. Сегодня идёт уголовное дело в отношении бывшего директора «Амты» Сергея Пронина, и так далее.

И. Озеров

- И бизнесмены, которые оправдывают тех, кто уходит из региона в качестве красноречивых вещей давления на бизнес именно эти примеры и приводят.

А. Субботин

- Можем утешиться, что это не только у нас, но, и в Якутии.



А. Субботин: Это можно назвать продолжением тех историй, число которых достаточно велико на просторах России, когда силовики или бывшие силовики пытаются отжать бизнес у успешных предпринимателей. Вот под эту струю и попал Валерий Доржиев



И. Озеров

- Утешение слабое, особенно для Валерия Пурбуевича, которому мы пожелаем всяческих успехов и скорейшего разрешения этой ситуации. В Народный Хурал Бурятии внесён законопроект, согласно которому на 50 процентов могут быть сокращены доплаты из республиканского бюджета к пенсиям высокопоставленных чиновников и депутатов. Как ты считаешь, нужно принятие такого законопроекта?

А. Субботин

- Я думаю, что, вообще, нужна какая-то регламентация подобных вещей, это касается и зарплат руководителей, начиная от руководителя республики, и кончая главами муниципалитетов. Не так давно глава республики пообещал такой законодательный акт относительно глав муниципалитетов. Что касается пенсионного обеспечения – тоже не помешали бы здесь какие-то рамки и привязки. Сегодня никто не может понять, откуда взялись эти дикие цифры. Хотя, понятно – это всё привязано к зарплате первого лица в республике, если брать исходные параметры вычислений всех этих доплат. Я думаю, в кризис не помешало бы ужаться, бюджет у нас пока сокращается в основном за счёт социальных расходов или расходов, связанных со стимулированием экономики. У нас достаточно крупные суммы идут на пенсионные льготы. Примут – не примут, неизвестно – скорее всего, нет, поскольку вопрос чувствительный и для депутатов Хурала, которые так же попадают в эту систему, и для исполнительной власти. Но, он всё равно будет всплывать, и что-то решать надо, иначе он останется постоянным фактором, дискредитирующим власть.

И. Озеров

- Высокие доплаты можно было бы понять – первые лица, большая ответственность. С другой стороны, обычные люди получают в основном самую минимальную пенсию в 7-11 тысяч рублей. Была бы она средняя, хотя бы, за 20 тысяч и уже…

А. Субботин

- Я с тобой совершенно согласен, поскольку на пенсию в 10-11 тысяч очень сложно прожить с нашими коммунальными и энерготарифами. А у пожилых людей ещё много уходит на лекарства. Во-вторых, первые лица, которые за что-то отвечали, которые, в конце концов, могли оказаться на скамье подсудимых, как это нередко бывает – это тоже риски. Но, когда рядовые чиновники, которые выполняли обычную работу, ту же, которую выполняют и федеральные чиновники, но, у них нет таких доплат почему-то – это вызывает вопросы. Кроме того, нам, простым людям, предлагали самим формировать свою пенсию, накопительную, которая повисла. Более того, закрываются негосударственные пенсионные фонды, вполне успешные – фактически, всё это прекращается. С этими доплатами получается, что мы, как налогоплательщики, оплачиваем эту синекуру для чиновников. Как у Щедрина – в Бурятии один мужик кормит двух генералов – одного действующего, и одного на пенсии.

И. Озеров

(смеётся) - Творческое развитие Салтыкова-Щедрина. Кстати, об этом вы тоже писали, закрытие местного пенсионного фонда «Сибирского капитала» - с чем это связано? Представители фонда говорят, что все предписания банка, контролирующих органов были выполнены.



А. Субботин: Мы, как налогоплательщики, оплачиваем эту синекуру для чиновников. Как у Щедрина – в Бурятии один мужик кормит двух генералов – одного действующего, и одного на пенсии



А. Субботин

- Это большая загадка, потому что «Сибирский капитал» стал лучшим среди негосударственных пенсионных фондов по итогам прошлого года по проценту, который дали вложения денег клиентов – 22 процента, это опередило инфляцию. Никаких чётко сформулированных претензий от Центробанка не было получено, замечания которые были, исполнялись. Единственное объяснение – федеральной казне потребовались деньги, она их сегодня ищет где угодно. Крупные негосударственные пенсионные фонды закрыть сложно, будет большой скандал. А здесь ничего не будет, никто даже не подаст в суд, поскольку назначена временная администрация, которой надо ликвидировать этот фонд, и заботиться об интересах его клиентов она не станет.

И. Озеров

- А люди, которые перевели свои пенсии в эти фонды, они автоматически возвращаются в пенсионный фонд России?

А. Субботин

- Да, если они не успели написать до 31-го декабря заявление о переводе в тот государственный пенсионный фонд, который пока ещё не закрыли (смеётся). 

И. Озеров

- В части образовательных учреждений Бурятии не достигнут установленный майскими указами президента уровень средней заработной платы работников. Причина этого, как говорит Счётная палата, в том, что руководство школ, во-первых, излишне себя премирует, во-вторых, имеет излишнее количество заместителей, и, в-третьих, разница в зарплатах между средними зарплатами и зарплатами руководства составляет более четырёх раз. Это связано с излишней самостоятельностью в распределении фонда заработной платы, либо со слабым контролем?

А. Субботин

- Это не первый такого рода скандал и это всё связано с реформой оплаты труда в образовании. Её разделили на основную часть и некий премиальный фонд. Теперь учителям приходиться доказывать своей же дирекции, что они хорошие, а дирекции никому ничего не надо доказывать, она себе просто устанавливает хорошие оклады, ставки или премии, или всё вместе, и их, судя по всему, мало кто контролирует. Там далеко не всё отработано, далеко не всё хорошо. Тот же чиновник, он получает стабильный оклад и некие премиальные – по кварталу, по году, а учителю нужно доказать, что он достоин этой зарплаты.

И. Озеров

- Детям в школах могут запретить пользоваться гаджетами. Как ты считаешь, нужно это делать или нет?

А. Субботин

- Я думаю, рациональное зерно в этом есть. У нас единственным гаджетом был калькулятор, и то не у всех, и им запрещали пользоваться, во всяком случае, на экзаменах и контрольных. Что касается гаджетов, которые позволяют получить ответы буквально на все вопросы, разумеется, это сказывается не лучшим образом на качестве образования. Слышал недавно шутку от кого-то из наших юмористов - младшее поколение должно уважать старших, хотя бы, потому, что старшее получило дипломы, не пользуясь гаджетами (смеются).

И. Озеров

- Но, это же и безопасность – ребёнок должен быть на связи.

А. Субботин

- Это решается просто – можно сдавать перед началом урока, и забирать после завершения учебного дня.

И. Озеров

- Это будет отдельная история – куда сдавать, ответственность – как в гардеробе.

А. Субботин

- Я был в Северной Корее – там в аэропорту сдаёшь мобильный телефон…

И. Озеров

- На входе в страну (смеётся).

А. Субботин

- …когда выезжаешь – выдают. Что удивительно, не ошибаются, выдают твой, всё нормально, никто ничего не забывает.

И. Озеров

- Ну, там, наверное, и таможня, и погранслужба были задействованы, а не какой-нибудь вахтёр. Вариант Северной Кореи – это, скорее, забавно, чем хотелось бы применить. Счётная палата Бурятии считает, что повторения кризиса 1998 года не будет, нынешняя экономическая ситуация кардинально отличается от той, что была тогда, сказала аудитор Счётной палаты Бурятии Ольга Чимитдоржиева. Расшифровки не последовало, что имелось в виду?

А. Субботин

- Кризис 1998 года был связан с тем, что у государства не осталось денег, чтобы платить по долгам. На это накладывалась пирамида ГКО (государственные краткосрочные облигации – ред.), так называемых, которая обвалилась, как всякая пирамида. Сегодня ситуация иная, государственных пирамид такого рода не существует, остаются достаточно солидные золотовалютные резервы - около трёхсот с лишним миллиардов долларов, причём, они за последнее время качественно изменились – часть резервов перевели из ценных бумаг США в другие валюты. Потом произошёл довольно заметный рост золота в золотовалютных резервах. Поэтому, обвала 1998 года, наверное, ждать не стоит. Что касается дальнейшего падения цен на нефть, от которых зависит, здесь пока непонятно, в какую сторону будет двигаться. Снижение не может быть бесконечным, потому что…

И. Озеров

- Потому что существует ноль.

А. Субботин

- Потому что существует себестоимость добычи. Я пока не вижу развития катастрофических событий. Будет тяжело, но без каких-то обвалов.

И. Озеров

- Аркадий Дворкович на днях оценил структура наших проблем, он сказал, что 3 процента ВВП мы потеряли из-за цен на нефть, и только полпроцента – из-за санкций. Получается, мы фатально зависим от нефти. А если цена на нефть нащупает дно и будет по этому дну ползти?

А. Субботин

- Я не знаю, как эти проценты вычислялись. Цены на нефть определяют далеко не всё, а санкции довольно сильно нам вредят. Одна из причин сегодняшней ситуации – недоступность финансово-кредитных ресурсов на международных рынках, где нам их не дают. И Китай, который обещал замещать нам Запад, тоже не торопиться нам эти ресурсы предоставлять. Если цены на нефть будут так ползти, значит, правительству нужно будет искать иные способы выхода из кризиса. Нужно думать о том, как раскачать собственное производство – сегодня оно у нас зажато высокой учётной ставкой Центробанка и отсутствием финансовых средств. В конце концов, нужно искать деньги, эпоха больших углеводородов пришла в СССР в начале 70-х. Западно-Сибирские нефтяные провинции…

И. Озеров

- «Уренгой – Помары - Ужгород».

А. Субботин

- …начали работать тогда, и уже тогда нам не давали экспортировать газ в Европу. США были резко против сделки «Газ в обмен на трубы». Вопрос - а как мы жили до 80-х без больших углеводородов? Как-то жили, победили в войне, полетели в космос, в конце концов. Пусть небогато, но…

И. Озеров

- Там была совершенно другая структура, другая ситуация, не было частной собственности, и за каждым достижением маячила наша репрессивная система – начиная с Королёва и кончая кем угодно – это тоже сейчас невероятно. Многие экономисты говорят ,что Россия развивается, когда она частично или полностью закрыта.

А. Субботин

- Во всяком случае, не так сильно привязана к спекуляциям вокруг доллара, и может проводить независимую экономическую политику, не связывая её с пожеланиями кого-либо извне.

И. Озеров

- Ну, мы сейчас максимально суверенны, какие уж там пожелания! Со всеми перессорились, никто нам сейчас не указывает. Отвязаться совсем от этой системы – от SWIFTа отключится, от доллара отвязаться, перестать золотовалюту в долларах считать?

А. Субботин

- А этого не мы хотим, нас подталкивают к этому, санкции не мы вводили против себя.

И. Озеров

- И перед санкциями не они устраивали какие-то вещи… Ладно, вопрос полемический. Цена на бензин в США упала ниже 10-ти центов за литр. Получается, что бензин у них стоит 7,5 рублей за литр. У нас в Бурятии – 35 рублей за литр, причём мы гораздо большее право имеем называться нефтедобывающей страной, чем США. Это с чем связано?

А. Субботин

- Для меня это тоже самый большой парадокс и самая большая загадка. Цена на нефть падает до минимума, а на бензин стоит.

И. Озеров

- Справедливости ради, он снизился, но, далеко не так сильно, как упала нефть.

А. Субботин

- Если бы он падал пропорционально падению нефти, то появлялись бы некие ресурсы для стимулирования экономики. Дешёвый бензин – это снижение себестоимости для многих производств. Я думаю, что это связано с монополизацией нефтяного рынка и с нежеланием государство отрегулировать эти цены.

И. Озеров

- Куда будет двигаться наше государство – в сторону либерализации или, наоборот, ужесточения и закручивания гаек.

А. Субботин

- На словах декларируется либерализация, а на деле, как с пенсионными накоплениями – экспроприация частичная (смеётся). Видимо, будут комбинировать. В СССР в конце 70-х – начале 80-х бензин был по 10 копеек за литр, потом поднялся до 20-ти. В стране это был шок. И нам тогда говорили – у нас очень низкие цены на бензин, поэтому такая бесхозяйственность, и поэтому мы не хотим экономить ресурсы – нам надо повышать до мирового уровня. Ну, повысили, уже обогнали этот мировой уровень… (смеются).

А. Субботин

- В нашей экономике много загадок. Когда рубль стоял по отношению к доллару, несколько лет это продолжалось, но, навоз постоянно дорожал. Видимо, какая-то часть нашей экономики совершенно не связана с этими курсами и живёт по своим законам.

И. Озеров

- Вообще, рублёвые цены растут не точно так же, как слабеет рубль по отношению к доллару.

А. Субботин

- Если бы всё это было пропорционально, я думаю, сейчас бы уже, просто, пустые магазины были. 

И. Озеров

- Глава Сбербанка Герман Греф заявил о том, что Россия упустила свои возможности, которые были в нулевые годы, и превратилась в страну-дауншифтера, которая не успела вскочить на подножку уходящего поезда, и место среди развитых стран Россией упущено.

А. Субботин

- Да, это высказывание Грефа оказалось очень резонансным, ещё и в силу того, термин для многих не очень понятный, хотя, это означает «проигравший». Такие резкие заявления очень странно звучат из уст бывшего министра экономики – а где же ты был всё это время, почему ты не бил в колокола? То есть, он фактически поставил оценку своей работе. Не случайно левая позиция тут же потребовал его отставки с поста руководителя Сбербанка, поскольку банк государственный, и тоже, получается, дауншифтер.

И. Озеров

- Может быть, власть сознательно просит Грефа выступать с такими заявлениями, чтобы потом, в случае, негативного, протестного развития событий в стране, использовать его как преемника, который скажет - я уже давно говорил…

А. Субботин

- Что-то очень сложно. Роль человека, который вбрасывает провокационные идеи, давно определена - это Владимир Вольфович…

И. Озеров

- Тут его никто не перепляшет.

А. Субботин

- Просто поражает, что наши чиновники высокого ранга, уходя в отставку, вдруг начинают прозревать, что надо было делать то-то и то-то, и всё крайне плохо. Это вызывает, по меньшей мере, удивление.

И. Озеров

- Алексей спасибо огромное, это была программа «Особое мнение», мы беседовали с Алексеем Субботиным, главным редактором информационного агентства «Байкал Финанс».

А. Субботин

- Спасибо вашей программе, спасибо за эфир!

И. Озеров

- В студии работал Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^