Podcast Hosting - Share Audio -
31 июля 2017 года
Доктор исторических наук, доцент БГУ, руководитель проекта по изданию "Книги памяти жертв политических репрессий в Бурятии" Светлана Васильева обсуждает с ведущим программы "Большой повод" Игорем Озеровым начавшийся конкурс "1937 год в истории и судьбах", двухлетний опыт проведения акции "Возвращение имён" в Улан-Удэ, возможность появления в Бурятии объектов акции "Последний адрес", работу по увековечиванию памятных мест, связанных с советскими репрессиями на территории республики, возможность создания музея памяти жертв политических репрессий, и другие вопросы.
(с сокращениями)
И. Озеров
- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Большой повод», в студии Игорь Озеров, и я рад с огромным удовольствием приветствовать Светлану Васильеву, доктора исторических наук, доцента БГУ. Светлана Владимировна, добрый день!
С. Васильева
- Здравствуйте!
И. Озеров
- 2017 год и 1937 - 80 лет прошло с даты начала Большого террора в Советском Союзе. Эта скорбная трагическая дата довольно широко отмечается, вспоминается, разные мероприятия проходят, и в Улан-Удэ, в Бурятии пройдёт конкурс «1937 год в истории и судьбах». Давайте об этом конкурсе поговорим.
С. Васильева
- Учитывая страшную юбилейную дату, которую будет отмечать вся наша страна, я думаю, этот конкурс станет толчком к тому, чтобы не только научное сообщество, не только школы, не только сама Ассоциация жертв политических репрессий поучаствовали и представили свои воспоминания. Этот конкурс представляет возможность поучаствовать в нём всем, кто неравнодушен к этой теме - очень часто это бывают люди, родственники которых были подвергнуты репрессиям, это просто сочувствующие, это иностранные граждане, которые сегодня уделяют этой теме огромное внимание, потому что на территории Бурятии в списках жертв политических репрессий очень много иностранцев – японцев, вьетнамцев, корейцев, монголов, литовцев. Всё это сегодня позволяет нам рассмотреть эту тему с разных сторон, но, этот конкурс, наверное, будет завершающим во всех мероприятиях. В этом году прошло очень много серьёзных этапов подготовки к этой дате. Они состоялись благодаря активному участию самой ассоциации и Лидии Васильевны Соколовой, которая непосредственно со своими сподвижниками очень активно принимала участие в грантовых конкурсах и правительства, и министерства социальной защиты. Им удалось выиграть эти гранты, и это позволило сегодня поработать с молодым поколением. Весной прошёл конкурс эссе для школьников, посвящённый именно этой тематике. Именно конкурс эссе школьников нам позволил, когда мы смотрели эти работы, понять, что молодому поколению известно не всё. Темы, которые были затронуты в этих эссе, немножечко поверхностные, очень часто повторяющиеся - это всё, что сегодня известно из учебников. Почему мы и хотим придать значимость этой тематике именно среди молодого поколения, потому что сегодня нужно усилить уроки по этой теме в школах, усилить внимание не только старшего поколения, но, и завести эту тематику в среднюю школу, где можно обсуждать эту проблему. Поэтому, следующим этапом станет научно-практическая конференция, которой мы планируем провести 20-го октября на территории Бурятского государственного университета с привлечением научного сообщества не только нашей республики. Сегодня информационные письма разосланы по всей России, сегодня есть отзывы из сопредельных регионов - всё это позволить придать совершенно новый статус изучению этой проблемы. Сегодня открываются новые архивы и источники, и я думаю, что это будет интересно, а другой взгляд на проблему будет нам давать возможность работать дальше.
И. Озеров
- Давайте подробнее остановимся на деталях конкурса.
С. Васильева: Конкурс представляет возможность поучаствовать в нём всем, кто неравнодушен к этой теме - очень часто это бывают люди, родственники которых были подвергнуты репрессиям, это просто сочувствующие, это иностранные граждане, которые сегодня уделяют этой теме огромное внимание, потому что на территории Бурятии в списках жертв политических репрессий очень много иностранцев – японцев, вьетнамцев, корейцев, монголов, литовцев
С. Васильева
- Прежде чем провести этот конкурс, мы разработали положение, и главная задача была в том, чтобы подчеркнуть исследовательскую подачу материала – это воспоминания, журналистика с использованием творческого подхода - необязательно писать эти работы в академическом стиле. Я думаю, что именно это позволит нам увидеть новые исторические сравнения позволит, услышать точки зрения, с которыми многие сегодня не согласны, и это нужно изучать. Конкурс объявлен, открыт специально электронный адрес для подачи конкурсных материалов, его итоги будут подведены 27-го октября, а 30-го октября они будут озвучены в средствах массовой информации и на сайте университета. Будет награждение победителей, я знаю, что ассоциация жертв политических репрессий приглашает многих спонсоров поучаствовать в церемонии награждения.
И. Озеров
- Когда можно подавать работы на конкурс?
С. Васильева
- Положение о конкурсе было размещено 25-го июля, а работы мы принимаем до 15-го октября. Мы ждём исследовательские работы, воспоминания, журналистику, может быть, даже поэзию. Когда мы работали над книгой воспоминаний, многие дети жертв политических репрессий в конце своих воспоминаний включали личные произведения, которые часто заканчивались на сложной ноте, и я думаю, что их тоже можно принять как конкурсную работу.
И. Озеров
- Нет ли опасения, что прошло уже слишком много времени, и адекватных, исторически достоверных воспоминаний добиться уже сложно, найти сложно?
С. Васильева
- Мне судить сложно вдвойне, потому что я профессиональный историк, и хотела бы жить этой темой. Для нашей работы очень важно - правильно освещать те или иные события. То, что касается каких-то новых воспоминаний и источников, то я думаю, в нашей Республике Бурятия как раз это есть. Сейчас мы готовим восьмой том «Книги памяти жертв политических репрессий», и параллельно идёт работа с архивом МВД. В первые семь томов у нас вошли дела по политическим мотивам, а за экономические преступления получали административные наказания - лишение избирательных прав и раскулачивание, например. Благодаря большой совместной работе университета, министерства внутренних дел и Ассоциации жертв политических репрессий мы смогли сегодня попасть в архивы. Архив позволяет нам открыть новые источники, и те дела, над которыми мы сейчас с аспирантами работаем - это огромный пласт информации. Многие дела начинаются с анкеты, состава семьи, объёма хозяйства – переписано всё, вплоть до того, какая крыша на амбаре, какой забор, какие орудия труда – по всему, что изымалось, велись подробные описи. Я думаю, что если это сегодня будет доступно, это будет новый большой-большой источник информации, который позволит нам сегодня изучить экономическую составляющую тех процессов, посмотреть социальный статус тех, кто попал под этот молот. Из тех дел, которые мы сегодня уже обработали, особое место уделяется населению, которое открыто выражало свой протест – эти дела связаны с выселением в Бурятию из Томского и Красноярского краёв вместе с семьей. Это почти 730 фамилий, и мы сейчас всё делаем для того, чтобы это было доступно. Мы отошли от практики печатать тома «Книги памяти» - в рамках гранта мы создали интернет-портал, и восьмой том будет уже только в электронном виде –здесь будут собраны административные дела. Эта информация очень нужна нашим жителям, потому что до этого архив был закрыт. Наверное, будут новые вопросы к Министерству внутренних дел, потому что есть ещё очень много дел, которые до сих про не получили статус реабилитации. Когда мы работали в архиве ФСБ, последняя строка, которую мы искали - человек реабилитирован. А по экономическим преступлениям многие дела остаются без справки о реабилитации.
И. Озеров
- И в этом плане работа может быть продолжена, чтобы эти люди были всё-таки реабилитированы.
С. Васильева: Мы отошли от практики печатать тома «Книги памяти» - в рамках гранта мы создали интернет-портал, и восьмой том будет уже только в электронном виде –здесь будут собраны административные дела. Эта информация очень нужна нашим жителям, потому что до этого архив был закрыт
С. Васильева
- Наверное, здесь нужно уже в рамках сегодняшнего, современного законодательства принимать определенные шаги и общественности, и, прежде всего, заинтересованным родственникам. Запрос, который они могут сделать, будет связан как раз с той информацией, которую они найдут в списках по раскулаченным.
И. Озеров
- Вы пытаетесь сами выходить на родственников репрессированных, или ждёте, что когда опубликуете эту информацию, родственники сами будут находиться, и вы совместно будете продолжать эту работу - как это выглядит?
С. Васильева
- Этот процесс идёт в двух направлениях. Когда публиковались семь томов, каждый том ждали, и в первую очередь искали своих. А когда люди увидели, что не все репрессированные вошли в эти тома, естественно, встал вопрос о необходимости восьмого тома. вопрос Он состоит, в том числе, из писем из разных точек нашей республики. К нам очень часто приходят архивные справки с просьбой включить в восьмой том ту или иную фамилию. За два года после завершения седьмого тома мы сегодня имеем более 500 фамилий, которые пришли к нам самостоятельно, и мы их включим в восьмой том. Второй момент - это работа с Ассоциацией, члены которой настолько переживают за это дело, что именно благодаря сотрудничеству с разными гражданскими институтами, они смогли сделать этот процесс общественным достоянием. Сегодня почему им удаётся выигрывать гранты - потому что, действительно, будет результат от совместной работы с гражданскими институтами и государством. Всё это позволяет нам аккумулировать информацию с трёх потоков. А возможности интернета и создание сайта ещё более откроют это поле, но, как быть дальше? Я даже боюсь, что когда будет открыта наша электронная база - это будет информация для всех, и наша самая главная задача сегодня - не пропустить никого.
И. Озеров
- А когда вы запустите сайт?
С. Васильева
- В октябре, на официальной презентации.
И. Озеров
- Как вы думаете, какой объём фамилии из вашего внимания пока выпущен?
С. Васильева
- Я думаю, тысяч пять. Есть цифры и статистика, которая говорит о том, что в Бурятии было репрессировано около 22 тысяч человек.
И. Озеров
- В программе «Большой повод» принимала участие Светлана Васильева, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!
С. Васильева
↓