24 октября 2016 года
Основатель новостного интернет-портала «Байкал Дэйли» Виктор Золотарёв обсуждает с ведущим программы «Особое мнение» Игорем Озеровым гибель в Забайкалье в результате катастрофы вертолёта учредителя золотодобывающей компании Сергея Бербидаева, очередную смену директора в издательстве газеты "МК в Бурятии", проблему межбюджетных отношений Бурятии и Улан-Удэ, захоронения репрессированных в годы сталинского террора в Улан-Удэ, памятники Ивану Грозному в Орле и Канске, и другие вопросы.
(с сокращениями)
И. Озеров
- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Особое мнение», в студии Игорь Озеров, и я рад приветствовать основателя информационного агентства «Байкал Дейли» Виктора Золотарёва в нашей студии. Виктор, добрый день!
В. Золотарёв
- Добрый день!
И. Озеров
- Трагическая новость пришла сегодня - в авиакатастрофе в Забайкалье погиб, как в одном из СМИ указано, миллиардер с бурятскими корнями. «Байкал Дэйли» сообщил о том, что пропавший в субботу вертолёт найден, он следовал по маршруту Золотореченск - артель «Джалал-Кадай» и в контрольное время не вышел на связь. Пилоту и двум пассажирам воздушного судна выжить не удалось, вертолёт принадлежал золотодобывающей компании «Урюмкан». В числе погибших - единственный учредитель этой компании Сергей Бербидаев. Что-то ещё тебе известно?
В. Золотарёв
- Пока я к тебе через пробки добирался, успел прочитать то, что я читал ещё на уровне до выставления текста. Да, действительно, трагичный случай. Применительно к Бурятии семья Бербидаевых очень известная, но, малоизученная, я бы сказал так – мы даже не смогли найти в интернете официальную биографию Сергея Бербидаева. Это тот случай, когда бизнес крайне не публичный, но, тем не менее, нам удалось найти несколько компаний, где Сергей Бербидаев был или учредителем, или владел через дочерние компании. Совокупный баланс этих предприятий – несколько миллиардов рублей, это крупный бизнес, связанный с горнодобычей различных полезных и драгоценных ископаемых. Более известен в Бурятии по роду своей деятельности отец, Геннадий Бербидаев, наиболее публичным местом его работы была Торгово-промышленная палата Республики Бурятия. Семья известная, состоятельная, имеющая влияние внутри Бурятии и за её пределами. Это иркутские буряты, западные – так принято говорить, и это очень серьёзный финансовый клан. Это всё, что я могу сказать - мои соболезнования всем родным и близким…
И. Озеров
- Присоединяюсь.
В. Золотарёв
- Всём партнёрам и друзьям в Бурятии и за её пределами. Это трагичный случай - так бывает.
И. Озеров
- Да, и соболезнования не только близким Сергея Бербидаева, но, и двоим другим погибшим.
В. Золотарёв
- Естественно, конечно.
И. Озеров
- В «МК в Бурятии» снова сменился директор, об этом сообщает «Номер Один». Новым руководителем газеты стал бывший чиновник мэрии. Совсем недавно мы осуждали, что Николай Будуев, в связи с необходимостью работать депутатом, избавился от бизнес-активов и передал в доверительное управление с 11-го октября «Издательство Бурмакина» своей маме, Татьяне Ивановне. Она поруководила ровно 10 дней, а с 21-го октября у «Издательства Бурмакина» числится новый начальник - Николай Васюткин. Он работал заместителем председателя КУИ (комитет по управлению имуществом) Улан-Удэ, а также являлся членом избиркома города. Ещё до этого он работал в одной из крупнейших торговых сетей Бурятии. Как ты думаешь, с чем эта руководящая чехарда связана?
В. Золотарёв
- Она связана с тем, что попадание в Госдуму Николая Робертовича было для него неожиданным, и поэтому он просто не успел подготовить свои активы, в частности, газету «МК в Бурятии» для логичной и неспешной передачи. В силу срочности был выбран самый быстрый вариант – мама, а потом Николай Васюткин. Мы с Васюткиным лично не знакомы, хотя город маленький и несколько раз была такая возможность, но, мне лично он больше известен, как электоральный юрист, занимающийся избирательными кампаниями внутри штаба на выборах. Ещё он возглавлял благотворительный фонд торгового дома «Абсолют» и работал юристом в том же «Абсолюте». Затем у него была карьера в КУИ и сейчас неожиданно – медийный бизнес. В социальных сетях журналисты «МК в Бурятии» попытались достаточно эмоционально поговорить на тему – зачем вы это будоражите? Я уже писал ою этом в «Фэйсбуке» и скажу сейчас - учитывая то, что Николай Робертович стал депутатом Государственной Думы, все его активы становятся прозрачными в силу здорового интереса к власть предержащим - это любопытно аудитории, прежде всего. Надо быть готовым к тому, что любой шаг депутата Государственной Думы будет достаточно серьёзно рассматриваться.
В Золотарёв: Попадание в Госдуму Николая Робертовича было для него неожиданным, и поэтому он просто не успел подготовить свои активы, в частности, газету «МК в Бурятии» для логичной и неспешной передачи. В силу срочности был выбран самый быстрый вариант – мама, а потом Николай Васюткин
И. Озеров
- Да, мы помним историю с Михаилом Слипенчуком и его офшорами.
В. Золотарёв
- Тем более, когда человек вносит изменения в реестр юридических лиц о назначении генеральных директоров или смене собственников, то, естественно, эта открытая информация становится новостью, тем более, когда речь идёт о медийных активах. Второй момент – надо понимать, что Васюткин – это не медийный менеджер, ему только предстоит познакомиться с тем, как делается этот бизнес, тем более, сложный газетный бизнес, тем более, на фоне кризиса и падения рекламного рынка в Бурятии. Я надеюсь, что «МК в Бурятии» справится, и у него (Васюткина) будут достойные помощники, которые или ему объяснят или за него будут что-то делать. Это любопытное кадровое решение с точки зрения эффективности работы медиаресурса. С другой стороны, это говорит о том, что нынешний депутат Государственной Думы, прежде всего, руководствовался принципом доверия к конкретному человеку, а уже потом шла медийная составляющая. Это абсолютно доверительное назначение.
И. Озеров
- Если абстрагироваться и посмотреть на биографию Васюткина – городской КУИ, горизбирком, «Абсолют», которым владеет депутат горсовета. Не выглядит ли это недружественным назначением – мы знаем, в каких напряжённых отношениях городская администрация с Будуевым.
В. Золотарёв
- Нет. Карьера Васютина в КУИ была, прежде всего, связана с его работой в избирательном штабе Голкова в пору выборов в горсовет, но, не думаю, что здесь есть влияние госсовета или мэрии. Просто город маленький, все со всеми работают рано или поздно, и перестают работать. Мне кажется, что всё-таки Николай Робертович доверил газету тому человеку, которому он доверяет в данный момент времени.
И. Озеров
- Сити-менеджер Улан-Удэ дал интервью СМИ, заявив, что город остро ставит вопрос пересмотра межбюджетных отношений. О чём идёт речь, что делят?
В. Золотарёв
- Делят отсутствующие ресурсы, вот и всё. Тема межбюджетных отношений муниципалитета и республиканской власти всплывает раз в год по всей стране и во всех регионах между столицами и региональной властью. Оставьте нам побольше налогов, мы несём некоторые инфраструктурные расходы…
И. Озеров
- Столичные функции.
В. Золотарёв
- Просто здесь полмиллиона жителей. Иногда то, что они разбираются на бюджетных комитетах и между собой, всплывает на поверхность. Естественно, каждый тянет одеяло на себя и у каждого куча аргументов. Это нормальный процесс, нормальный разговор о финансах. Дайте нам побольше, у нас расходы – зарабатывайте сами, у нас расходы ещё больше. Это бесконечный диалог из года в год и из десятилетия в десятилетие – так будет всегда. На мой взгляд, городу надо было продавливать это решение тогда, когда деньги были. Сейчас всё обострилось потому, что город Улан-Удэ и республика находятся в очень тяжёлой финансовой ситуации. Все понимают, что денег в ближайшее время не будет. Их сейчас нету, а будет ещё меньше. Это знают министры, мэр, глава республики, минфин – все понимают, что у нас под угрозой выплаты зарплат бюджетникам.
И. Озеров
- Даже уже до этого доходит?
В. Золотарёв
- Я тебе скажу то, что они не скажут или скажут позднее. У нас реально тяжёлая ситуация в сельских районах республики, они начали занимать деньги в банках, причём суммы не инвестиционные – в полтора миллиона рублей. Понятно, что деньги занимаются для латания дыр, то есть, что-то кому-то уже должны. Это деньги не в развитие, это деньги, чтобы не умереть, или чтобы прокуратура не зашла на задержку заработной платы, или чтобы с подрядчиками рассчитаться здесь и сейчас, иначе подрядчики подадут в суд. Я не думаю, что в сложившейся ситуации городу что-то обломится, потому что у республики возможностей не больше. Все понимают, что скоро будет ещё хуже, чем сейчас.
В. Золотарёв: Все понимают, что денег в ближайшее время не будет. Их сейчас нету, а будет ещё меньше. Это знают министры, мэр, глава республики, минфин – все понимают, что у нас под угрозой выплаты зарплат бюджетникам
И. Озеров
- Когда станет хуже? Для кого-то эта отсечка – чемпионат мира по футболу в 2018 году, до этого российская власть из последних сил продержится с зарплатами бюджетникам, и так далее, а потом будет совсем беда.
В. Золотарёв
- Нет, всё немножечко не так. Плохо будет уже в следующем году. Я знаю цифры сокращения бюджета по сравнению с этим годом.
И. Озеров
- Я слышал – 40 процентов.
В. Золотарёв
- Да, но, это ты сказал. 40 процентов бюджета – это всё плохо. Это ещё не катастрофа, но это реально совсем плохо. Я знаю настроение в министерствах и ведомствах, там есть понимание, что резать будут по живым людям - у кого-то бинты, зелёнка, у кого-то – артисты, у минсоца - дети и старики. Я не знаю, как они смогут избежать задержек по зарплате. Как вариант, республика и город будут занимать, и занимать, но с долгами регионов уже сейчас ситуация тревожная – об этом пишут «Коммерсант» и официальная «Российская газета». Регионы загоняют себя в долги, чтобы не остаться крайними перед федеральной властью за задержки по зарплате.
И. Озеров
- Долги надо возвращать с процентами.
В. Золотарёв
- Конечно. И федеральная власть об этом знает, но сделать пока ничего не может, потому что в Москве тоже денег не особо много. В стране кончились деньги – так бывает.
И. Озеров
- Психологически в сравнении с 90-ми - как ты это воспринимаешь?
В. Золотарёв
- Я это воспринимаю спокойно, потому что в 90-е я видел всё, я знаю, чего ожидать при совсем плохом сценарии или при более или менее. Безусловно, сейчас объявят реформы и объяснят нам, насколько они сейчас вовремя, но, надо немножко потерпеть.
И. Озеров
- Что из себя будут представлять эти реформы?
В. Золотарёв
- Это будет зависеть от того, кому эти реформы доверят. Если реформы доверят либеральным экономистам, то для населения всё будет по-тяжёлому, но, с каким-то просветом через 5-10 лет, как и было в 90-е. Если реформы доверят консервативным экономистам, то мы попадаем в ситуацию 60-80-х годов Советского Союза, то есть, мы будем умирать долго, медленно, но, совершенно точно. Теперь власть выбирает политическое решение на фоне выборов Путина, чемпионата мира по футболу…
И. Озеров
- Пары- тройки войнушек.
В. Золотарёв: Если реформы доверят либеральным экономистам, то для населения всё будет по-тяжёлому, но, с каким-то просветом через 5-10 лет, как и было в 90-е. Если реформы доверят консервативным экономистам, то мы попадаем в ситуацию 60-80-х годов Советского Союза, то есть, мы будем умирать долго, медленно, но, совершенно точно
В. Золотарёв
- Они думают – хватит ли политического ресурса, чтобы провести реформы, от которых все будут стонать несколько лет. Заморозим пенсии, заморозим зарплаты, повысим налоги – если резать по живому, мы сохранимся у власти? Или же – у нас не настолько серьёзный политический ресурс, поэтому мы пойдём медленными темпами а-ля Советский Союз дабы не допустить бунта. На самом деле, местная нищета города и республики – это же зона ответственности федеральных властей, у которой внезапно для страны кончились деньги. Ну, как, не внезапно - мы же понимали, что когда мы кричим про Крым, за это надо будет платить, мы понимали, что когда мы кричим про Сочи, за это надо будет платить. Когда мы говорим, что заграница нам не указ, и там все враги, то за это надо будет платить, потому что импортного оборудования нет, краткосрочных кредитов нет, иностранные инвестиции тоже кончились. Это цена купленного билета – государство сильное, экономика – нет.
И. Озеров
- Не согласился бы я насчёт сильного государства, то, как оно себя ведёт – это признак слабости, на мой взгляд.
В. Золотарёв
- Они сейчас думают, насколько сильный у них запас прочности, чтобы что-то делать с экономикой.
И. Озеров
- «Байкальская Гавань» вновь дала о себе знать, есть «дорожная карта», по которой объекты и территории «Байкальской Гавани» будут передаваться из федеральной собственности на региональный и муниципальный уровени в виде безвозмездной передачи в собственность сёл Турка, Горячинск и Кика. В связи с этим некоторые эксперты стали говорить о том, что всё это вполне может закончиться тем, что на территории «Байкальской Гавани» просто появятся частные элитные посёлки на берегу Байкала, в хороших местах, с хорошей инфраструктурой, потому что сельские поселения просто не потянут многомиллионное содержание всей инфраструктуры «Байкальской Гавани». Как ты считаешь?
В. Золотарёв
- Я могу с гордостью сказать, что я был первым у тебя в эфире, кто тебе сказал, чем это всё закончится.
И. Озеров
- Я уже за давностью и забыл – напомни.
В. Золотарёв: Это же зона ответственности федеральных властей, у которой внезапно для страны кончились деньги. Ну, как, не внезапно - мы же понимали, что когда мы кричим про Крым, за это надо будет платить, мы понимали, что когда мы кричим про Сочи, за это надо будет платить. Когда мы говорим, что заграница нам не указ, и там все враги, то за это надо будет платить, потому что импортного оборудования нет, краткосрочных кредитов нет, иностранные инвестиции тоже кончились
В. Золотарёв
- Я тогда сказал – в результате, скорее всего, сделают коттеджные посёлки VIP-уровня. Перефразируя одну истину - хорошее место пусто не бывает, они найдут юридический выход. Это не значит, что они опять там всё купят и продадут. Реально сейчас есть деньги только у зажиточных людей - там сделают Рублёвку какую-нибудь. Мне бы не хотелось там заборов, но, скорее всего, этого избежать не удастся. Пусть стоят эти замки, у кого хватит денег, пусть будет нормальное передвижение вдоль берега для того, чтобы не было гражданской войны – иначе сожгут, иначе сломают заборы и как только государство чуть-чуть ослабит хватку – снесут. Мои рекомендации управляющим будущих коттеджных посёлков - будьте добры, сделайте так, чтобы через 5 - 10 лет вас просто не снесли вместе с этим забором и внезапно не сожгли. Как только вы отгородитесь от местных жителей, которые считают эту землю своей, а вас всего лишь гостями вместе с замками – лучше не надо. Будьте демократичнее в полном смысле этого слова, постройтесь, идите и лоббируйте там хорошие магазины, детские сады и что угодно вашим детям, но, отгораживаться не надо.
И. Озеров
- А насколько там актуальна эта Рублёвка? От того, что «Байкальская Гавань» схлопнется, там теплее не станет, это место не приблизится к Улан-Удэ, чтобы быть такой же доступной, как иркутская Листвянка. Есть там элитный запрос на коттеджи?
В. Золотарёв
- Я думаю, что в Бурятии и Иркутской области есть сто-двести зажиточных людей, которые способны выстроить себе там или дачу, или дом.
И. Озеров
- Они ещё не построили их в других местах?
В. Золотарёв
- Я думаю, что они не упустят момент сделать второй - я точно это знаю. Более того, я думаю, что сначала люди разделили, а потом об этом сообщили, чтобы не создавать излишнего ажиотажа. Сейчас те, кто ещё не принял участие, получает информацию, что уже поздно. Я это знал ещё несколько месяцев назад – уже шли переговоры об отдельных участках.
И. Озеров
- В программе «Особое мнение» принимал участие Виктор Золотарёв, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!
В. Золотарёв
- До свиданья!
↓