29 августа 2017 года
Практикующий психолог, председатель комиссии по вопросам семьи, молодёжной политики и детства Общественной палаты Бурятии Татьяна Сенгеева обсуждает с ведущим программы "Большой повод" Игорем Озеровым проблемы подготовки родителей и детей к новому учебному году, семейные взаимоотношения, вопросы организации досуга детьми в советское время, 90-е годы и наши дни, проблемы, с которыми современные семьи обращаются к психологу, книгу "Благодарю тебя, отец, папа, отчим...", и другие вопросы.
(с сокращениями)
И. Озеров
- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Большой повод», в студии Игорь Озеров, и я с большим удовольствием приветствую нового героя нашей программы – это Татьяна Сенгеева, практикующий психолог и председатель комиссии по вопросам семьи, молодёжной политики и детства Общественной палаты Республики Бурятия. Татьяна Николаевна, добрый день!
Т. Сенгеева
- Добрый день, очень рада видеть вас!
И. Озеров
- Взаимно! Впервые мы решили обратиться к Дню знаний, к первому сентября, потому что самых разных вопросов и проблем в этом плане много. Давайте поговорим о том, стоит ли, и как, если стоит, готовиться к школе, причём и детям, и родителям.
Т. Сенгеева
- Как бы дорогие родители не забыли за цветами, за подготовкой школьной формы и книг, главное - ребёнок может принимать школу только с одним условием – радостно. Не надо детей обманывать и обещать, что в школе всё будет хорошо – неправда, там не всегда всё хорошо. Нужен доверительный разговор с детьми о том, что школа – это этап для ребёнка, но, это не страшный этап. У нас есть понятие «социальная зрелость», когда ребёнок социально созрел, чтобы пройти на следующий этап жизни, который будет у него 11 лет. Я по этому случаю всегда вспоминаю анекдот: Ребёнок плачет - что плачешь, сынок? – Да, вот, сказали в школу пойду – хорошо. – А что плачешь-то? - Да не предупредили, что 11 лет мучиться буду!
И. Озеров
(смеётся)
Т. Сенгеева
- Это бородатый анекдот, но он передаёт суть – ребёнок может увидеть в школе возможность проявить себя, заявить о себе, делать что-то делать такое, что ему радостно. Но, школа может превратиться и в каторгу. У психологов есть это выражение - готовность к школе, мы предполагаем, что ребёнок внутренне созрел для перехода из очень комфортного социального статуса «ребёнок семьи» в статус «ребёнок в школе». Я думаю, что родители могут вспомнить, как они сами собирались в школу, что тогда было важным? Я помню, что приход в школу - это знакомство с учителем. Моя первая учительница – Ольга Ивановна, её уже нет, но её приветливость и доброжелательность так удивили меня, что я маму потом спрашивала - почему Ольга Иванова такая добрая была? Мне мама открыла секрет - она выбрала Ольгу Ивановну как раз из-за приветливости. И любая учительница, даже совсем уставшая и замотанная, если к ней относятся с пониманием и доброжелательностью, то и она всегда проявляет доброжелательность к нашим детям. Поэтому мой совет – ни в коем случае не воевать с учителями, потому что это может обернуться для ребёнка трагедией. А некоторые родители ещё придумали, что детей надо научить читать и писать…
Т. Сенгеева: Как бы дорогие родители не забыли за цветами, за подготовкой школьной формы и книг, главное - ребёнок может принимать школу только с одним условием – радостно. Не надо детей обманывать и обещать, что в школе всё будет хорошо – неправда, там не всегда всё хорошо
И. Озеров
- Да, это популярная точка зрения.
Т. Сенгеева
… - но, оказывается, это не важно, потому что ребёнку может быть скучно, ведь процесс для всех один. Поэтому, лучше всё-таки дать возможность ребёнку сформировать такие качества, как вера в себя, гордость за себя, амбициозность - тогда он в школе не растеряется, и будет там якать - я знаю, я могу, я умею - на мой взгляд, это очень важно.
И. Озеров
- Как вы относитесь к детям с домашним воспитанием, не ходят в садик, может быть, менее социализированы.
Т. Сенгеева
- Очень хороший вопрос, потому что оказывается, таких детей сейчас всё больше. Это связано, во-первых, с нехваткой мест в детских садах, во-вторых, с выплатами материнского капитала – у нас получается перенасыщенность детьми. Сейчас везде очень много детей - большая группа в детском саду, в школе очень большой класс - это тоже не есть хорошо. Поэтому некоторые родители ведут себя очень мудро, они ограничивают ребёнка от излишнего количества социальных контактов. Такой ребёнок, он такой самобытный. Есть исследования, которые меня пугают - дети в детском саду очень дружные, компанейские, социально ориентированные, но они все одинаковые. Поэтому, я радуюсь, что появляются частные семейные школы, куда семейный ребенок ходит только на сдачу тестов и экзамены, а, вообще, не учится. Гарантия у таких детей развиваться творчески, она выше, но, при условии, что ребёнок общается со сверстниками на таких предметах, как физкультура, где нужна общая игровая деятельность и игровая активность. А учится ребёнок может даже у одного человека, у близкого - у мамы или папы. Это неплохо, и в мире существует очень большая такая практика. Но, пока этого у нас боятся.
И. Озеров
- Да, пока как-то это страшновато выглядит.
Т. Сенгеева
- И не все родители могут быть учителями. Бывает, смотришь, мама начинает уроки с ребёнком делать, но не умеет объяснить, и там больше агрессивность. Тогда я маме говорю – да, отстаньте вы от него, он сам может учиться!
И. Озеров
- Давайте поговорим о том, что чаще всего, наверное, заботит родители и учителей - как дети организовывают своё свободное время. В наше время нас ругали за то, что мы мало читаем и много носимся по улицам. Потом, в период, когда у меня появился старший ребёнок, стали говорить о том, что дети слишком сильно зависают перед телевизором. Сейчас это гаджеты, социальные сети, мессенджеры, интернет.
Т. Сенгеева: Не все родители могут быть учителями. Бывает, смотришь, мама начинает уроки с ребёнком делать, но не умеет объяснить, и там больше агрессивность. Тогда я маме говорю – да, отстаньте вы от него, он сам может учиться!
Т. Сенгеева
- Не надо этого бояться, главное, родителям не перебарщивать. И у нас были дети-ботаники, они хорошо занимались, но они были не адаптированы и не социализированы. Станет кандидатом наук, но, как ходил вдоль стенки в школе…
И. Озеров
- Есть такие примеры – так до пенсии и ходит.
Т. Сенгеева
- Да, и это грустно. Но, когда в семье роль родителей чрезмерно снижается, то ребёнок начинает искать другие формы, а мир их предлагает в избытке. Но, воевать нельзя, я считаю, что в военных действиях с собственным ребёнком победит всегда ребёнок – рано или поздно. Сегодня мы проводили маленький эксперимент, и задавали детям вопрос - если ваши родители будут с вами возиться, ходить в кино, будут давать вам своего больше времени, то вы будете зависать в телефоне? Они говорят – нет. То есть, ответ на поверхности – если мама с папой будут проводить с ребёнком больше времени, то зачем ему телефон? Это удивительно, а ведь чаще всего все обвиняют детей – у них гаджеты, они за телефон готовы умереть. Ничего подобного, дети мудрее, они понимают, что дороже общения с родителями ничего нет, но они в то же время понимают, что родители у нас сами очень увлеклись этими гаджетами. Поэтому, воевать надо не с детьми, а с самими собой. Посмотрите – насколько ваш ребёнок одинок? Одиночество - это одна из причин ухода из этой реальности, и ничего хорошего потом во взрослой жизни не даёт. Ещё один очень важно для меня момент - когда ребёнок мало двигается, то его не хватит на долгое время жить в интернет-мире. Если ребёнок сидит в интернете с удовольствием, получает там какую-то информацию, происходит развитие, то не страшно. Но как только это перестаёт быть удовольствием, это очень опасно.
И. Озеров
- Есть и трагические истории, когда играя несколько суток в игрушку, человек просто умирает.
Т. Сенгеева
- И я понимаю, насколько этот человек одинок. Хочется плакать, потому что это потеря связи и утрата доверия. По большому счёту, были ли родители у этих ребят?
И. Озеров
- Татьяна Николаевна, ваше отношение к ЕГЭ?
Т. Сенгеева
- Вся наша образовательная система слишком увлеклась ЕГЭ и превратила экзамен не в подтверждение знаний, и даже не в проверку, а в какую-то, якобы, исходную точку результативности. Меня это очень пугает, потому что многие дети боятся этого, но, правда, всё больше и больше появляется и пофигистов - они мне тоже нравятся. Но, если некоторые дети приспособились, то, к сожалению, к этому до сих пор не приспособились сами педагоги. Методика запугивания детей, видимо, появилась из-за того, что многие учителя ошибочно думают - это подстегнёт детей, и они будут заниматься. Ничего подобного! Надо помнить родителям и учителям - у ребёнка огромное количество энергии, которая пошла бы на запоминание, уходит на страх. Но, с другой стороны, у ЕГЭ есть некий плюс, которые пока ещё людьми не осознаётся. Ребёнок научается нехитрой методике - время от времени проверять этапы, и в современном мире это архиважно. Я до сих пор до конца не определилась с оценкой ЕГЭ – я не говорю ему ни «да», ни «нет», я за более разумное отношение к результативности ЕГЭ.
Т. Сенгеева: Дети мудрее, они понимают, что дороже общения с родителями ничего нет, но они в то же время понимают, что родители у нас сами очень увлеклись этими гаджетами. Поэтому, воевать надо не с детьми, а с самими собой
И. Озеров
- В программе «Большой повод» принимала участие Татьяна Сенгеева, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго!
Т. Сенгеева
- До свиданья!
↓