30 марта 2017 года
Юрист, владелец газеты "Новая Бурятия" Алдар Эрдынеев обсуждает с ведущим программы "Особое мнение" Игорем Озеровым заявление Сергея Миронова, назвавшего Вячеслава Мархаева единым кандидатом от трёх системных оппозиционных партий на выборах главы Бурятии, итоги праймериз партии "Единая Россия" по 16-му избирательному округу перед выборами в Народный Хурал, антикоррупционные митинги "Он нам не Димон" в десятках городах России, бессрочную забастовку российских дальнобойщиков, возможную разморозку индексации зарплат чиновников, которая по предложению ВРИО главы Бурятии не коснётся высших руководителей республики, законопроект о сокращении доплат VIP-пенсионерам, и другие вопросы.
(с сокращениями)
И. Озеров
- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Особое мнение», в студии Игорь Озеров, и я рад представить нового героя нашей программы – это владелец газеты «Новая Бурятия», юрист Алдар Эрдынеев. Алдар, добрый день!
А. Эрдынеев
- Здравствуйте, Игорь!
И. Озеров
- Что важнее – владелец «Новой Бурятии» или юрист?
А. Эрдынеев
- Я всё-таки прежде всего юрист, юрист по призванию, всё остальное побочно, но интересно.
И. Озеров
- Сергей Миронов, лидер партии «Справедливая Россия» заявил о том, что три оппозиционные системные партии – ЛДПР, «Справедливая Россия» и КПРФ – решили объединиться против «Единой России» в тех регионах, где проходят выборы губернаторов. Бурятия была названа в числе тех регионов, где будут представлены коммунисты, а Вячеслав Мархаев, лидер наших коммунистов и сенатор от Иркутской области, видимо, пойдёт единым кандидатом. Как оцениваете это решение?
А. Эрдынеев
- Я лицо заинтересованное в силу известных последних событий…
И. Озеров
- О них тоже поговорим.
А. Эрдынеев
- Хорошо, конечно. Начнём с правовой интерпретации всего этого. Если сам Сергей Миронов, лидер совершенно иной оппозиционной партии заявляет о том, что по Республике Бурятия пойдёт единым кандидатом кандидат не из его партии, то эта новость уже сама по себе достаточно необычна. Второй вопрос - как отреагируют местные, представители тех же ЛДПР, «Справедливой России». С коммунистами понятно - уже ни для кого не секрет, что Вячеслав Мархаев и так собирался идти на выборы. Учитывая, что последнее слово в деле выдвижения кандидатов на должность главы будет за центральными органами партий, находящихся в Москве, получается, что это будет безвыходность для других представителей оппозиционных партий – либо Оксаны Бухольцевой и Иринчея Матханова из «Справедливой России», либо для Сергея Дороша из ЛДПР. И всё будет зависеть уже от их поведения - будут ли они входить в штаб Вячеслава Мархаева или же займут некую выжидательную позицию.
И. Озеров
- Саботаж не будут устраивать на местном уровне?
А. Эрдынеев
- В свете наших последних тектонических сдвигов, я думаю, что будут опасаться, хотя в нашей Бурятии теперь всё возможно.
А. Эрдынеев: Если сам Сергей Миронов, лидер совершенно иной оппозиционной партии заявляет о том, что по Республике Бурятия пойдёт единым кандидатом кандидат не из его партии, то эта новость уже сама по себе достаточно необычна. Второй вопрос - как отреагируют местные, представители тех же ЛДПР, «Справедливой России»
И. Озеров
- Тебя называют кандидатом в депутаты Народного Хурала на 16-м округе, с которого совсем недавно ушла в сенаторы от Бурятии Татьяна Евгеньевна Мантатова. «Единая Россия» уже провела праймериз по этому округу, их кандидат уже известен – директор школы Людмила Попова. На самом ли деле тебя поддерживают коммунисты?
А. Эрдынеев
- Да, официальное выдвижение от коммунистов состоялось - это уже факт подтверждённый, более того, избирательная комиссия республики уже заверила мою фамилию в качестве кандидата от КПРФ. По поводу директор 49-й школы тоже всё известно. Вопрос – проявится ли до 16-го апреле иные кандидаты, которые пойдут от других партии, либо самовыдвиженцами. Мы готовы к любым раскладам, я, в принципе, не противопоставляю себя каким-то определённым силам, я иду для того, чтобы защищать интересы жителей округа, тем более, что округ мне родной – родился, вырос, закончил школу и сейчас постоянно проживаю здесь.
И. Озеров
- Есть ли информация - вдвоём вы там будете, грубо говоря, бодаться или кто-то ещё придёт?
А. Эрдынеев
- Здесь, во-первых, сама ситуация с назначением довыборов по этому округу достаточно загадочна.
И. Озеров
- Можно было и не назначать.
А. Эрдынеев
- Можно было и не назначать, и это было вполне объяснимо в том плане, что сейчас и ситуация с Татьяной Евгеньевной недостаточно понятна - или она сенатор на час или сенатор до сентября, и потом ещё на пять лет? Оставить для себя запасную площадку в виде своего округа, на котором она была избрана депутатом, я думаю, было бы разумно с её стороны, поэтому появление Алексея Фишева было вполне ожидаемо.
И. Озеров
- А разве нет такого условия – коль ты принимаешь участие в праймериз, ты потом подписываешь обязательство не участвовать в выборах вне «Единой России»?
А. Эрдынеев
- А он же беспартийный.
И. Озеров
- Но в праймериз-то участвовал.
А. Эрдынеев
- У нас никто не может быть ограничен в праве выдвигаться на выборные должности, поэтому если у Алексея есть желание, я был бы очень рад.
И. Озеров
- Рад сопернику?
А. Эрдынеев
- Конечно! Здоровая конкуренция, здоровые выборы – для самих избирателей это было бы (хорошо), тем более, округ достаточно «звёздный».
И. Озеров
- Да, на всех уровнях – и на городском, и на республиканском.
А. Эрдынеев
- Я думаю, было бы интересно, если было бы побольше кандидатов.
И. Озеров
- А почему есть сомнения по поводу Татьяны Евгеньевны Мантатовой?
А. Эрдынеев
- Мне до сих пор не даёт покоя Вячеслав Наговицын, который вокруг да около до последнего момента нас всё снабжал интригующими выражениями – я буду работать на Республику Бурятия, но в самой республике находится не буду. Ну, какие у нас это могут быть органы? Если ты уходишь в федеральные министерства, то тебя с Бурятией ничего не связывает. Что тебя может связывать?
И. Озеров
- Сибирский федеральный округ.
А. Эрдынеев
- Федеральный инспектор у нас был сменён только год или полтора назад и к нему никаких претензий нет, и эта должность для Вячеслава Наговицына не рассматривается. Поэтому вполне ожидаемо, что мы увидим в тройке кандидатов от Алексея Цыденова известную нам фамилию Наговицына.
И. Озеров
- То есть, если он претендует на сенаторское кресло, он должен проявиться до выборов?
А. Эрдынеев
- Да, как только Алексей Самбуевич будет официально выдвигаться в качестве кандидата на должность главы, он должен будет заявить троих кандидатов. Если среди них окажется фамилия Наговицына, в принципе, расклад будет понятен – это будет сенатор, который сядет от ВРИО.
И. Озеров
- То есть, невозможна такая ситуация – его в этом списке нет, и он потом становится сенатором?
А. Эрдынеев
- Только если кандидаты, которые пойдут в списке Алексея Самбуевича, впоследствии откажутся, да и то, в этом случае по закону только действующий депутат Народного Хурала может заместить эту должность.
И. Озеров
- А Вячеслав Владимирович таковым не является.
А. Эрдынеев
- Он может выдвинуться по моему округу.
И. Озеров
- Вот какой замут, правда, как у нас интересно всё переплетается. А если Вячеслав Наговицын (появится в списке у Алексея Цыденова), как это может отразиться на рейтинге ВРИО главы?
А. Эрдынеев
- Это, однозначно, безобразно отразится на его рейтинге. Сейчас Алексей Самбуевич уже наверное подводит некие итоги десятилетнего управления республикой – есть объективные цифры, сколько мы получали в 2007 году из федерального бюджета по различным госпрограммам, сколько мы строек вели, и сколько мы их ведём сейчас – они в разы отличаются при условии того, что у нас и рубль подешевел, и инфляция. Даже по этим макропараметрам можно уже сказать, что десятилетние управление республикой у нас свелось к полному безвластию.
И. Озеров
- Алдар, ты член КПРФ?
А. Эрдынеев
- Нет, я беспартийный.
И. Озеров
- Вступать не планируешь?
А. Эрдынеев
- Я думаю, этот вопрос не встанет. Как я сказал на бюро (КПРФ), на котором меня выдвигали, обязательное требование для вступления в КПРФ - знание устава и знание программы (партии). Как юрист, я не могу это игнорировать, поэтому, сначала формальные процедуры, а дальше уже будет решение о вступлении или не вступлении.
И. Озеров
- То есть, стремление к этому есть?
А. Эрдынеев
- Да.
И. Озеров
- И идеологически ты все эти вещи разделяешь - с Лениным, Сталиным, и так далее?
А. Эрдынеев
- Врать не буду, к сожалению, некоторые идеологические вещи не разделяю, но, в общем, идеи коммунизма - социальная справедливость, равенство – безусловно, эти вещи мне близки.
И. Озеров
- А как коммунисты отнеслись к тому, что беспартийный человек от их партии идёт, или здесь какая-то другая целесообразность работает?
А. Эрдынеев
- Здесь идёт борьба не партий - идёт борьба личностей, прежде всего, на округе. Избиратели 18 июня будут голосовать, прежде всего, за того человека, который реально сможет им помочь. Я думаю, мне удалось донести эту идею до членов бюро КПРФ. Вопросы, конечно, ко мне возникли сразу же - как это, беспартийный, у нас что не хватает своих партийцев? Но, я сразу сказал, что если так остро встанет вопрос о моей партийной принадлежности, здесь никаких проблем не будет, я вступлю в КПРФ. Но, я иду на выборы, прежде всего, помогать избирателям за тот год, который остался до окончания срока полномочий действующего созыва, и, кроме того, работать над законопроектной деятельностью. Многим коммунистам в Бурятии, наверное, известно, что с 2012 года я активно работаю над законопроектной деятельностью в группе помощников Вячеслава Михайловича Мархаева.
И. Озеров
- Есть такое мнение, что это бессмысленная трата денег – за год до основных выборов идти на округ.
А. Эрдынеев
- Я смотрю на этот год, как на возможность реализовать кое-какие идеи и проекты. Мы ещё поговорим, наверное, о VIP-доплатах, об индексации зарплат чиновников - у меня есть свои взгляды, которые хотелось бы за 2017-2018 годы претворить в жизнь и донести до коллег-депутатов.
И. Озеров
- 26-го марта в десятках городов России прошли антикоррупционные митинги, объединённые общим лозунгом «Он вам не Димон» или «Он нам не Димон». В 24 городах митинги были разрешены, в абсолютном большинстве городов были не санкционированы, были задержания, Алексей Навальный отбывает срок за это дело. Для многих митинги стали большой неожиданностью. Как коммунисты относятся к этому событию – поддерживают или считают её направленной на развал страны? И являются ли эти митинги какой-то угрозой действующей федеральной власти? На что я обратил внимание – Болотная случилась уже после выборов, когда Путин с Медведевым в очередной раз поменялись местами, сейчас это вспышка накануне, за год (до выборов президента России).
А. Эрдынеев
- Официальную позицию партии я, к сожалению, не знаю, знаю только позицию её отдельных представителей, в том числе и Вячеслава Мархаева. По-моему, некоторые депутаты в Госдуме уже пытались инициировать что-то вроде служебного расследования или парламентского расследования всех фактов, которые выявил Алексей Навальный в своём ролике. Вчера на пленарном заседании (Совета Федерации) Вячеслав Мархаев также, насколько я знаю, без указки сверху, самостоятельно проявив инициативу, также категорично выступил за то, чтобы власть прислушалась к тому, что вскрыли эти несанкционированные митинги по всей России. Это же нонсенс для нас - впервые в современной истории России прошли такие несанкционированные митинги, несмотря на то, что народу сказали, что они несанкционированные. Во-вторых, вышла молодёжь, в-третьих, мы видели упорное молчание власти до позавчерашнего дня. Были непонятные комментарии Дмитрия Пескова пресс-секретаря Кремля о том, что мы готовы прислушиваться только к тем, кто заблаговременно подал заявки, кто тихо-мирно провёл митинги. Значит, к остальным прислушиваться вы не хотите? Я не знаю, это же, по-моему, бред немного.
И. Озеров
- Или цинизм, по крайней мере.
А. Эрдынеев: Это же нонсенс для нас - впервые в современной истории России прошли такие несанкционированные митинги, несмотря на то, что народу сказали, что они несанкционированные. Во-вторых, вышла молодёжь, в-третьих, мы видели упорное молчание власти до позавчерашнего дня
А. Эрдынеев
- Да. Вы власть, прислушивайтесь ко всему, что творится у вас в стране – у нас в стране! Какие-то системные проблемы в стране имеются, но официальная власть либо не хочет обращать на них внимание, либо просто искусственно пытается как-то их замять. Проблемы есть, народ вышел.
И. Озеров
- А с другой стороны, что им делать? Не стоит ли сейчас Владимир Владимирович перед сложным выбором? Пожертвовать Дмитрием Анатольевичем – не в его это правилах – идти на поводу у кого бы то ни было. Либо делать вид, что ничего не случилось – пускай Дмитрий Анатольевич продолжает на лыжах кататься, как он сказал про этот воскресный день, когда проходили эти выступления. Делать что-то надо, а что делать – я не представляю, с точки зрения того положения, в котором сейчас оказалась власть.
А. Эрдынеев
- Это даже не власть - политический режим оказался в заложниках и, по сути, в ловушке. То, что они выстраивали в предшествующие 17 лет, это всё их сейчас и поглотило. Действительно, самое лучшее для нас - это отставка правительства Дмитрия Медведева, как минимум. Но, мы знаем Владимира Владимировича, и то, что он никогда не идёт на поводу у толпы и никогда не идёт на поводу у оппозиции. Но, опять-таки, Путина присущи и достаточно интересные схемы, поэтому, вполне возможно, что отставка правительства Дмитрия Медведева последует по несколько иным причинам.
И. Озеров
- И несколько позже – может быть, гораздо ближе к выборам.
А. Эрдынеев
- На самом деле, мы впервые оказались в такой ситуации, и сейчас очень интересна реакция властей. В Совете Федерации Валентина Матвиенко вчера показала очень интересную позицию, публично и официально заявив, что нам нельзя прятать голову под крыло - надо реагировать на то, что до нас пытается донести простой житель.
И. Озеров
- Политкорректно сказала – под крыло, а не в песок (смеются), на страуса не хочет быть похожей. А не приведёт ли эта ситуация к тому, что Владимир Владимирович сочтёт целесообразным вообще не ходить на выборы в 2018 году, устроив маленькую сенсацию в стиле ельцинской в 1999 году – я устал, я ухожу? Или уже всё?
А. Эрдынеев
- До последнего момента мы все готовили себя к тому, что очередные шесть лет мы будем каждый день лицезреть нашего президента. Не уверен, что Владимир Владимирович не пойдёт на выборы, он пойдёт - вопрос только с какой командой и с какой идеей?
И. Озеров
- А остались ещё идеи? Четвёртый уже срок, если считать то, когда он был премьер-министром, но фактически тоже руководил страной. Что-то ещё есть предложить такое, чтобы народ сказал – да, и на этот раз он нас не подвёл – вперёд, вместе с ним?
А. Эрдынеев
- По-моему, сейчас как раз то самое время, когда мы вправе требовать от Владимира Владимировича неких планов на очередную шестилетку. Скорее, наверное, сам Путин должен нам сказать – пойдёт ли он с чем-то новым, интересным – с тем, что устроит сейчас массы или же всё будет также продолжаться, и протестные настроения всё также будут расти, как мыльный пузырь, и в конце концов это выльется в революцию.
А. Эрдынеев: Самое лучшее для нас - это отставка правительства Дмитрия Медведева, как минимум. Но, мы знаем Владимира Владимировича, и то, что он никогда не идёт на поводу у толпы и никогда не идёт на поводу у оппозиции
И. Озеров
- А соперниками у него кто может быть?
А. Эрдынеев
- Я думаю, должны появиться новые лица из числа, в том числе, молодёжи – у нас по Конституции человек не моложе 35-ти лет может быть президентом. Должны появиться такие лица, но вопрос – могут ли они также как Алексей Навальный объединить протестные массы?
И. Озеров
- А смогут ли лидеры системных партий подвинуться и дать дорогу молодым или там это исключено, пока у нас Геннадий Андреевич Зюганов и Владимир Вольфович Жириновский?
А. Эрдынеев
- По-моему, они уже расписались в своей импотенции по полной.
И. Озеров
- Это ты так про лидера своей партии говоришь?
А. Эрдынеев
- Это честно. У нас и ЛДПР, и КПРФ крепко ассоциируются с личностями, с её лидерами, но так быть не должно, должна быть какая-то ротация. Если мы хотим идти дальше по пути развития парламентаризма, мы должны оздоравливать и сами партии.
И. Озеров
- Пётр Носков опроверг слухи об уходе из правительства Бурятии.
А. Эрдынеев
- Интересна сама должность Петра Носкова. Это политическая должность, это как Кириенко на федеральном уровне, а Носков – на республиканском уровне. Эта должность изначально расстрельная, он отвечает за внутреннюю политику, за работу с районами, за работу с гражданскими институтами, с Общественной палатой и Народным Хуралом. К сожалению Пётр Лукич ещё и дискредитировал свою должность собственными решениями и собственными действиями. Вполне логично, что Носков должен уйти, вопрос только в том, что заменить его сейчас некем. Все прекрасно понимают и вес, и ответственность этой должности – по сути, это организация выборов в сентябре 2017 года и в марте 2018 года. Второй момент - на прошлой неделе состоялась очная ставка небезызвестного Александра Сучкова, бывшего директора-завхоза администрации главы и правительства Республики Бурятия с самим Петром Лукичом (Носковым).
И. Озеров
- Где состоялась?
А. Эрдынеев
- В Следственном комитете. Это по мотивам уголовного дела по домику в Сотниково. По моим данным, Александр Сучков полностью раскрыл все карты, рассказал, кто был зачинщиком и организатором всей этой схемы – им, как ни странно, оказался сам Пётр Лукич. Насколько мне известно, уже сейчас готовятся материалы для того, чтобы уголовное дело снова было возобновлено, и его фигурантами будет не только Сучков, как стрелочник, но, возможно, и сам Пётр Лукич Носков. Сам факт возбуждения уголовного дела - по сути, это крест на самом чиновнике. Поэтому слухи о том, что Носков уйдёт, я думаю, небеспочвенны, и они связаны не только с домиком в Сотниково, но и иными интересными фактами в его послужном списке.
А. Эрдынеев: Эта должность изначально расстрельная, он отвечает за внутреннюю политику, за работу с районами, за работу с гражданскими институтами, с Общественной палатой и Народным Хуралом. К сожалению Пётр Лукич ещё и дискредитировал свою должность собственными решениями и собственными действиями. Вполне логично, что Носков должен уйти, вопрос только в том, что заменить его сейчас некем
И. Озеров
- Вячеслава Владимировича (Наговицына) это уголовное дело каким-то образом затронуть может или нет?
А. Эрдынеев
- Как адвокат, я детально изучал это уголовное дело – к сожалению, по формальным основаниям нет.
И. Озеров
- К сожалению?
А. Эрдынеев
(смеётся) – Понимаю, может быть несколько цинично звучит, но мы же понимаем, для кого этот дом строился в 2008 году, по чьему желанию, но, к сожалению, уголовное право у нас в этой части формализовано – тот, кто подписывал бумаги, тот и несёт ответственность.
И. Озеров
- В программе «Особое мнение» принимал участие Алдар Эрдынеев, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!
↓