17 мая 2017 года
Юрист Биликто Дугаров обсуждает с ведущим программы "Особое мнение" Игорем Озеровым судьбу письма дальнобойщиков Бурятии президенту России, мнение Алексея Цыденова по проблеме VIP-пенсий, уголовное дело в отношении депутата Народного Хурала Бурятии Сергея Мезенина, курсы повышения квалификации для членов правительства республики, предложение разместить музей природы Бурятии в бывшем здании Национального банка, программу реновации в Москве, роль социальных сетей на выборах главы Бурятии, и другие вопросы.
(с сокращениями)
И. Озеров
- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Особое мнение», в студии Игорь Озеров, и я рад приветствовать юриста Биликто Дугарова, добрый день!
Б. Дугаров
- Добрый день!
И. Озеров
- Несколько дней назад ты написал в «Фейсбуке» - ответ на письмо дальнобойщиков Бурятии Владимир Путин должен дать в срок до первого июля. Каким может быть этот ответ?
Б. Дугаров
- Я опубликовал ответ из администрации президента России. Вообще, срок, установленный законом для ответов на подобные обращения составляет один месяц, но, в исключительных случаях, если вопрос сложный, то сроки ответов на такие обращения могут продляться. И как раз, сославшись на этот пункт, они ответили, что срок продляется и до первого июля нам должен поступить мотивированный ответ на обращение дальнобойщиков. Этот вопрос касается всей России, и он найдёт всестороннее и полное рассмотрение в администрации президента России. Я уверен в том, что этот вопрос сейчас активно рассматривается и какие-то меры будут приняты к тому, чтобы его урегулировать тем или иным способом. Активная фаза стачки формально закончилась, но в некоторых регионах она продолжается. Общественная организация «Объединение перевозчиков России» продолжает свою работу, и со стороны администрации президента России вопрос по дальнобойщикам курирует специально уполномоченное лицо – профессор, доктор юридических наук Шаблинский, преподаватель Высшей школы экономики. Не так давно он сообщил о том, что 17-го мая президент России Путин хочет встретиться с дальнобойщиками.
И. Озеров
- С московскими дальнобойщиками?
Б. Дугаров
- Нет, там предполагалось собрать дальнобойщиков со всех регионов - провести съезды региональных организаций и направить на встречу делегатов. Потом это дело переиграли, и сейчас по последним данным 22-го мая, возможно, Путин встретится с дальнобойщиками, но уже меньшим составом - всего несколько человек со всей России. Я думаю, что если не 22-го мая, то позже эта встреча неизбежно состоится. Процесс уже носит глобальный характер, никто не хочет, чтобы эти стачки опять возобновлялись и опять появлялась какая-то напряжённость в обществе.
И. Озеров
- Если это вопрос будет рассматриваться, в чём главная причина - выборы в 2018 году президента России или желание Путина обратить внимание на нужды наших предпринимателей?
Б. Дугаров
- Я вообще прогнозирую, это мой личный прогноз, что до президентских выборов в России «Платон» отменят. Чем ближе выборы, тем ближе тот момент, когда произойдёт отмена «Платона».
И. Озеров
- Алексей Цыденов собрал республиканские СМИ на первую пресс-конференцию, приуроченную к ста дням его пребывания на посту временно исполняющего обязанности главы Бурятии, причём, буквально так это и было написано - «100 дней после приказа» - немножко в дембельском стиле. Много интересных заявлений Цыденов сделал, одно из них - правительство Бурятии ещё ожидают кадровые перестановки, а чиновники будут учиться.
Б. Дугаров: Я вообще прогнозирую, это мой личный прогноз, что до президентских выборов в России «Платон» отменят. Чем ближе выборы, тем ближе тот момент, когда произойдёт отмена «Платона»
Б. Дугаров
- Я думаю, что наши чиновники и при Потапове, и при Наговицыне - при любой власти проходили какую-то учёбу. Учились в Академии госслужбы, и так далее. Насколько я знаю, вообще все чиновники и госслужащие не проходят обучение, обязательно получает дипломы юристов и экономистов у кого нет. У кого эти дипломы есть, пишут кандидатскую или докторскую. Это для чиновников, с одной стороны, обычный процесс, а с другой стороны, получается девальвация процесса обучения. Обучение носит формальный характер – им нужно удержаться на своём чиновничьим месте. Какие из них получаются юристы - это очень спорный момент, потому что я в своей работе часто сталкиваюсь, в том числе, и с чиновниками-юристами, которые закончили сначала технологический или сельхоз, а потом уже юридический факультет. Он всё равно ничего не понимает - элементарных вещей! И он мне говорит - я же тоже юрист, или, вообще, кандидат юридических наук!
И. Озеров
- Но это никак не помогает (смеётся).
Б. Дугаров
- Поэтому, учёба чиновников – вещь неоднозначная. А по поводу ожидающихся кадровых перестановок – естественно, я сравниваю с другими регионами, допустим, наши соседи - Забайкальский край. Там тоже назначили врио – Жданову. Когда её назначили, я ещё жил в Москве, руководил клиникой тибетской медицины «Наран». Это, в общем-то, бурятская клиника, поэтому мы активно сотрудничали с представительством Бурятии в Москве, с представительством Забайкальского края и с представительством Иркутской области. И когда Жданову назначили временно исполняющей обязанности, на следующий день она сняла с должности руководителя представительства Забайкальского края. И насколько я помню, она сразу же ключевых чиновников в Забайкальском крае просто отправила в отставку, и назначила совершенно новых лиц. Простые жители, избиратели это очень хорошо восприняли, но я сейчас задумываюсь о том, почему этого не может сделать Цыденов. Отличие от Ждановой в том, что Жданова работала до назначения в Забайкальском крае…
И. Озеров
- Она местная, всё прекрасно знает.
Б. Дугаров
- Знает всю кухню, кто чем дышит, кто на что способен, у кого какая компетенция и квалификация. И у неё, видимо, были кадры, которые могли бы заменить уволенных чиновников. У Цыденова совершенно другая ситуация, он приехал, не знает ни одного чиновника, какие кланы, кто чем дышит. Поэтому, он сейчас приглядывается – как на минном поле – не того уволишь, и неизвестно, какие последствия будут.
И. Озеров
- Я уже слышал такую точку зрения, что он ситуацию не знает и боится кого-то тронуть. Но у него такой мощный административный ресурс за спиной - целый Владимир Владимирович его сюда отправил. Я больше склоняюсь к тому, что у нас скорее быстро присягнут, а уволишь не того – что может произойти? Мне кажется, это за уши притянуто.
Б. Дугаров
- Я так не считаю. Да, нам говорят о том, что за спиной врио стоит чуть ли не сам Владимир Владимирович, но у нас здесь есть чиновники, за спиной которых тоже стоит тот же самый Владимир Владимирович, и у них есть связи в высоких кабинетах в Москве. А остальная масса наших чиновников сейчас смотрит в ту сторону, в эту сторону, бегают туда, бегают сюда, и они смотрят, куда качнутся весы. Кто победит в результате, туда они и побегут. Я считаю, что основная масса местных чиновников очень настороженно отнеслась к Цыденову.
И. Озеров
- В связи с чем эта настороженность?
Б. Дугаров
- Они думают, что у нас здесь есть более влиятельные люди.
Б. Дугаров: Нам говорят о том, что за спиной врио стоит чуть ли не сам Владимир Владимирович, но у нас здесь есть чиновники, за спиной которых тоже стоит тот же самый Владимир Владимирович, и у них есть связи в высоких кабинетах в Москве. А остальная масса наших чиновников сейчас смотрит в ту сторону, в эту сторону, бегают туда, бегают сюда, и они смотрят, куда качнутся весы
И. Озеров
- Или что Мархаев выиграет?
Б. Дугаров
- Многие думают - а кого поддержат те, о которых мы сейчас говорим? Они сделают ставку на Цыденова, либо на его оппонента Мархаева?
И. Озеров
- То есть, ты считаешь, что ситуация в этом плане неоднозначная?
Б. Дугаров
- Очень неоднозначная! В ответственный момент неизвестно, кто за кого проголосует. Дальнобойщики мне говорили про «бурятский вариант». Я спрашиваю – что за «бурятский вариант»? Они говорят – буряты махнут в знак согласия, а сами проголосуют за другого.
И. Озеров
- Интересно, византийщина какая-то. Ещё один болезненный вопрос, который был затронут на пресс-конференции Алексей Цыденова - это VIP-пенсии. Он сказал, что VIP-пенсионеров необходимо пересчитать по головам. «Поддержка должна быть на уровне VIP-пенсий, но есть большой вопрос - кто в списке? Такой список не может быть широким, нужен узкий перечень должностей и обязательно нужно учитывать стаж. Если человек пришёл на должность, поработал на ней полгода и получил VIP-пенсию - это тоже неправильно». Тут у Алексея Самбуевича тоже есть какие-то сдерживающие факторы?
Б. Дугаров
- И здесь работают те же сдерживающие факторы, о которых мы говорили. Понятно, что у нас VIP-пенсии происходят с потаповских времён. Я помню этот период - наша действующая власть была вообще закрытой территорией. Никто ничего не знал – да, у нас были большие начальники: Потапов, министры, они уходят на пенсию и у них есть какие-то привилегии. А какие привилегии - мало кто знал. И к этому люди относились как-то равнодушно. Годик министром поработал - заслужил пенсию, заместитель министра - тоже пенсия, чуть ли не секретарша министра тоже год поработала - тоже пенсия. Это я, конечно, утрирую, но, фактически, оно так и есть. В этом перечне много так называемых чиновников, которые по сравнению с простым учителем или дояркой в сельском хозяйстве, не переработали и ничем не заслужила большую пенсию, чем, допустим, простой работник ЛВРЗ или учитель в школе. Это, конечно, неправильная система, она абсолютно несправедливая. Раньше это не обсуждалось и не выносилось на широкую публику, но сейчас всё становится открыто и доступно. Если сравнивать с Забайкальским краем, там Жданова пришла и сразу полностью отменила все VIP-пенсии – естественно, население это всё восприняло позитивно. Мы знаем, что Забайкальской край - это ещё более депрессивный регион, чем Бурятия, но тем не менее, мы не можем позволить себе выплачивать огромные VIP-пенсии, имея дотационный бюджет республики – я об этом писал много раз.
И. Озеров
- Мне кажется, что ГИБДД как раз вёл себя адекватно. Во-первых, машина стояла на двойной сплошной – уже нарушение. Во-вторых, видно, что милиционер всё время перегораживает ему дорогу, чтобы депутат не поехал дальше – и намерения у него были не развернуться, а объехать полицейского и поехать дальше.
↓