27 декабря 2016, 14:40

Наибольшее количество людей у нас погибает от алкогольных отравлений этиловым спиртом (26.12.2016)

Free Music - Embed Audio Files -

26 декабря 2016 года

Главный врач республиканского наркологического диспансера, главный психиатр-нарколог министерства здравоохранения Республики Бурятия Андрей Михеев и заведующая отделом профилактики республиканского наркологического диспансера Лариса Сансанова обсуждают с ведущим программы "Большой повод" Игорем Озеровым массовое отравление "Боярышником" в Иркутске, унесшее десятки жизней, является алкоголизм болезнью или зависимостью, как республиканский наркологический диспансер взаимодействует с общественными организациями, помогающим людям избавиться от алкоголизма и наркомании, а также, как наиболее эффективно провести новогодние каникулы.

(с сокращениями)

И. Озеров

- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Большой повод», в студии Игорь Озеров, и я рад приветствовать моих гостей – это Андрей Михеев, главный врач республиканского наркологического диспансера, главный психиатр-нарколог министерства здравоохранения Республики Бурятия, здравствуйте, Андрей Семёнович!

А. Михеев

- Здравствуйте, Игорь Викторович!

И. Озеров

- И Лариса Сансанова, заведующая отделом профилактики наркологического диспансера. Лариса Баировна, я вас приветствую!

Л. Сансанова

- Здравствуйте!

И. Озеров

- Говорить будем об алкоголизме, наркомании и о том, как с этим социальным злом бороться, и в преддверии новогодних праздников, я думаю, наш разговор будет актуальным. Начну с вопроса об иркутской трагедии - на сегодняшний день в разных СМИ говорят о 74-76 жертвах (отравления «Боярышником»), часть людей ещё находятся в больницах. Я посмотрел статистику на сайте вашего диспансера - в Бурятии за девять месяцев от подобных спиртосодержащих жидкостей погибли около 150 человек. Как, на ваш взгляд, этих смертей, если не избежать, то, хотя бы, минимизировать?

А. Михеев

- Проблема оборота спиртосодержащей непищевой продукции актуальна уже не один год. Иркутская трагедия - это проявление системы оборота как фальсифицированных спиртных напитков, так и спиртосодержащих косметических жидкостей.

И. Озеров

- Которые совершенно не предназначены для употребления внутрь.



А. Михеев: Иркутская трагедия - это проявление системы оборота как фальсифицированных спиртных напитков, так и спиртосодержащих косметических жидкостей



А. Михеев

- Наша химико-токсикологическая лаборатория провела исследование 6787 проб биологических жидкостей из разных организаций. Из них в 5,2 процента проб обнаружены с превышением токсических концентраций. Мы определили повышенное содержание ацетона, метанола и изопропанола. Есть некоторые районы в Республике Бурятия, где уровень оборота фальсифицированной спиртосодержащей жидкости около 10-ти процентов. Это Закаменский, Тункинский, Бичурский районы. Кстати, в Бичурском районе в начале ноября умерли три человека - жители Забайкальского края, от отравления метанолом. Около десяти процентов от 159-ти умерших за девять месяцев умирают в стационаре - все остальные погибают на дому. То есть, есть опасения, что эта спиртосодержащая жидкость под видом различных косметических средств, лосьонов для ванн может прийти к нам на новогодние каникулы и праздничные дни. Самое печальное, что, возможно, после Нового года с тем, что случилось в Иркутске, мы столкнемся в Улан-Удэ и в республике в целом. В Иркутске из 75-ти 44 человека умерло в стационаре, а 31 – в местах жительства или местах обитания бездомных.

И. Озеров

- Вы находитесь на переднем крае борьбы и всё это видите лучше и резче, чем кто-либо. Вы обречены этим заниматься, или есть какие-то мысли по поводу, как этого избежать? Через профилактику, через жёсткие ограничительные меры государства?

Л. Сансанова

- Здесь должен быть комплекс мер, потому одними профилактическими мероприятиями, которые проводят медицинские работники, педагоги, социальные работники, решить проблему невозможно. Нужно на законодательном уровне решить вопрос с оборотом спиртосодержащих жидкостей. Все мы с вами понимаем, что, так называемые, «косметические лосьоны» в косметических целях никто не использует, все здравомыслящие люди понимают, что чего их изготавливают. Это целый бизнес, и, к сожалению, многие люди, не имеющие возможность употреблять легальную алкогольную продукцию, приобретают данную продукцию. Алкоголизм – это прогрессирующая болезнь, и хронически злоупотребляющие алкоголем люди утрачивают качественный контроль, когда они начинают потреблять низкокачественную либо суррогатную продукцию и доходит до лосьонов. Понятно, что это никакой не косметический лосьон, не концентрат для ванн – я не видела ни одного человека, который бы использовал это в косметических целях. И весь оборот этих спиртосодержащих жидкостей идёт через розничную торговлю. Пока мы на государственном уровне это не решим, проблема будет сохраняться.

И. Озеров

- Накануне иркутской трагедии минпромторг предложил снизить акцизы и цены на легальный алкоголь, чтобы люди не пили «Боярышник». Когда до этого поднимали цены, тоже были благие пожелания, а то люди спиваются из-за дешёвого алкоголя. Как найти эту золотую середину? Cреди ваших пациентов больше каких – пришедших от «Боярышника» или от обычной водки?

А. Михеев

- Найти золотую середину очень сложно. Мы можем снизить цену и иметь летальные исходы от дешёвого, но легального алкоголя.



Л. Сансанова: Хронически злоупотребляющие алкоголем люди утрачивают качественный контроль, когда они начинают потреблять низкокачественную либо суррогатную продукцию и доходит до лосьонов. Понятно, что это никакой не косметический лосьон, не концентрат для ванн – я не видела ни одного человека, который бы использовал это в косметических целях



И. Озеров

- Просто в связи с объёмами выпитого?

А. Михеев

- Да. У нас бо́льшая часть госпитализируемых – это следствие неконтролируемого, неумеренного употребления спиртных напитков.

Л. Сансанова

- Проблема лежит в злоупотреблении населения алкоголем. Наибольшее количество людей у нас погибает от алкогольных отравлений этиловым спиртом – их большинство.

И. Озеров

- Лариса Баировна, вы сказали, что алкоголизм - это болезнь. Я знаю, что на этот счёт существуют самые разные точки зрения, и часто люди, которые вне системы минздрава этими проблемами занимаются, с официальными медиками не соглашаются и говорят - это не болезнь, это зависимость, вредная привычка, и так далее. Почему всё-таки официальная медицина настаивает на том, что это болезнь?

Л. Сансанова

- С точки зрения психиатрии, это психическое заболевание, которое прогрессирует и ведёт к деградации. Последствия алкоголизма огромны, каждый из нас знает людей, которые страдают этой болезнью. Многие общественники связывают алкоголизм с распущенностью, с вредной привычкой, и так далее. Есть разные подходы к решению этой проблемы, и медицина не говорит, что эта проблема нерешаемая. Это хроническое заболевание, как и любое другое хроническое заболевание, и человеку, страдающему этой болезнью, необходимо об этом помнить и выполнять рекомендации. Если человек не решает эту проблему, то и сама по себе она не решается. Эксперты Всемирной организации здравоохранения давно высказываются за то, что это - не только биологическая, но и социально-психологическая проблема, священнослужители добавляют ещё и духовную составляющую. А проблема решается - мы знаем очень много примеров своих пациентов, когда человек избавляется от этого, прекращает употреблять алкоголь, но, он может вернуться к этому.



Л. Сансанова: Проблема лежит в злоупотреблении населения алкоголем. Наибольшее количество людей у нас погибает от алкогольных отравлений этиловым спиртом – их большинство



И. Озеров

- Я слышал такую точку зрения, что алкоголизм и наркомания - это абсолютно идентичные вещи за одним исключением - наркомания у нас запрещена полностью, а алкоголизм нет, и различия только в этом. Согласно вы с этой точкой зрения или нет?

А. Михеев

- Наркология занимается лечением болезней, сформированных вследствие зависимости от психоактивных веществ. К разряду психоактивных веществ мы сегодня относим алкоголь, наркотические вещества, токсикомонические вещества, табак. Сейчас пошла проблема новых синтетических наркотиков - так называемых, спайсов. Сегодня мы занимаемся также и нехимической зависимостью - это игровая зависимость – лудомания.

И. Озеров

- Тоже у вас?

А. Михеев

- Да. И главный нарколог минздрава России ставит сегодня проблему селфи-зависимости.

И. Озеров

- Зависимость от необходимости себя фотографировать.

А. Михеев

- В крупных городах России достаточно много трагических случаев, когда в результате желания испытать острые ощущения…

И. Озеров

- Больше для славы, мне кажется.

А. Михеев

- А алкоголизм - это болезнь зависимости.

И. Озеров

- То есть, вы соединяете понятия «болезнь» и «зависимость» в одно понятие?

А. Михеев

- И наркомания, и табакокурение…

Л. Сансанова

- Все они являются болезнями зависимости, по-другому их ещё называют аддиктивные расстройства, в переводе от слова «пристрастие» - addiction.

И. Озеров

- Юрий Ботоев сказал мне недавно - когда ребёнок вырастает и становиться по закону способным потреблять алкогольные напитки, перед ним ставят на выбор два варианта – либо ты будешь культурно пьющим человеком, либо ты сопьёшься, но никто не говорит о варианте абсолютной трезвости. Вы в своей профилактической работе даёте такой вариант, как абсолютная трезвость?

Л. Сансанова

- Да, конечно, мы всегда пропагандируем именно трезвый образ жизни, как единственный способ сохранить своё здоровье. Алкоголь в любых количествах вреден для здоровья человека, но в нашем обществе очень много алкогольных традиций. Вы правильно говорите - когда человек вырастает, перед ним ставятся две альтернативы – либо ты пьёшь, как мы, либо ты сопьёшься - это и есть алкогольные традиции. Любые праздники или даже грустные поводы в нашем обществе принято проводить с алкоголем. Любой отдых – это тоже зачастую времяпрепровождение с алкоголем. Мы очень часто общаемся с нашими пациентами – это вполне трудоспособные молодые люди в расцвете сил. Из историй их болезни видно, что все они начинали употреблять «как все» - на корпоративах, пятничных посиделках, и так далее. В результате формируется зависимость, к которой, к сожалению, толкает очень много алкогольных традиций, в том числе, в семье, когда родители показывают пример - праздники нужно отмечать обязательно с алкоголем.

И. Озеров

- У нас это больше воспринимается так – «трезвенник-язвенник», «не пьёт, значит, подлец», много разных пословиц с насмешливым отношением к трезвости. Не меняется ли эта ситуация?

А. Михеев

- Необходимо сказать, что сегодня молодёжь большей частью отказывается от употребления алкоголя.

И. Озеров

- Вы видите эту тенденцию?

А. Михеев

- Да. Очень много молодёжи сегодня настроено на здоровый образ жизни. Они не употребляют табачные изделия, не употребляют пиво и крепкие спиртные напитки. В чём проблема России - пьём крепкие спиртные напитки, это в основном, водка. И в Бурятии, и в России у нас около 60-ти процентов идёт водка, а европейские страны больше употребляют вина.

И. Озеров

- Может, это связано с тем, что Россия - самая холодная в мире страна?

Л. Сансанова

- Есть даже понятие «северный тип потребления», когда преобладают крепкие спиртные напитки.



А. Михеев: Очень много молодёжи сегодня настроено на здоровый образ жизни. Они не употребляют табачные изделия, не употребляют пиво и крепкие спиртные напитки



И. Озеров

- Можно изменить эту структуру потребления или перед вековыми традициями мы тут бессильны?

А. Михеев

- Если говорить о традициях, то чуть более ста лет назад наши семейские, староверы устраивали бунты, когда Кобылкин пытался в открыть в Тарбагатайском и Бичурском районах винные лавки. В традициях бурятского народа не употреблять спиртные напитки до сорока лет, и не имеешь права употреблять после сорока, если у тебя не родился наследник.

И. Озеров

- Хорошая традиция.

А. Михеев

- Мы об этом забываем.

И. Озеров

- То есть, далеко не так мы всегда всегда пили.

Л. Сансанова

- В последние годы по статистическим данным в России, и, в частности, в Бурятии снижается уровень потребления легальной алкогольной продукции. Это значит, что среди определённых слоёв населения сокращается потребление алкоголя, некоторые отказываются от него полностью. Не сказать, что большое, но, это снижение есть. Обращаемость за медицинской помощью в этом году увеличивается, но, это не показатель, что увеличивается заболеваемость.

И. Озеров

- Возможно, сознательность народа растёт.

Л. Сансанова

- Да, увеличивается доверие к медицинским работникам. Если раньше стеснялись обращаться за помощью, не хотели, что называется, выносить сор из избы, то сейчас люди стали больше обращаться, даже на анонимной основе. Если смотреть по социальному статусу пациентов, то это больше, наверное, люди малообеспеченные, не имеющие постоянную работу.

А. Михеев

- На протяжении трёх-четырёх последних лет отмечается стойкая тенденция снижения смертности от алкогольных отравлений, и с позапрошлого года у нас идёт снижение алкогольных психозов.

Л. Сансанова

- Если говорить о примерных расчётах потребления суррогатной продукции, эксперты Всемирной организации здравоохранения ведут такую статистику - на объём реализованной легальной продукции также рассчитывается и самогоноварение в каждой стране, и суррогатно-контрафактная продукция. Если в 2009 году по России этот показатель был 18 литров, то сейчас - около 14-ти литров.

И. Озеров

- Какие виды помощи вы оказываете людям?

Л. Сансанова

- Основные направления деятельности наркологического диспансера - это диагностика, лечение и реабилитация. С 2012 года в нашем диспансере открыто реабилитационное отделение, где проходят курсы длительной медико-социальной реабилитации пациентов, страдающих различными зависимостями. Программа реабилитации рассчитана на срок до трёх месяцев, с пациентами работают психологи, психотерапевты и наркологии, хотя очень многие пациенты настроены только на медикаментозное лечение.

И. Озеров

- То есть, поставьте меня быстренько на ноги, снимите отравление, и я пошёл!

Л. Сансанова

- Снимите отравление, прервите запой, и, к сожалению, у многих родственников такое отношение – два-три дня пусть полежит, в нормальное рабочее состояние пришёл, и всё. У некоторых даже такая позиция - сделайте со мной что-нибудь, поставьте какой-нибудь препарат или дайте таблетку, и я брошу пить. Такая позиция исходно неправильная – человек не хочет ничего менять в своей жизни, но, при этом хочет, чтобы проблемы ушли.
           
А. Михеев

- Мы работаем с родственниками пациентов, с так называемыми, созависимыми, работаем с руководителями и работодателями, это всё происходит у нас в отделении реабилитации. Здесь же мы пытаемся восстановить какие-то социальные связи, утраченные документы, трудовые навыки, пытаемся трудоустраивать. Но, к сожалению большое внимание также у нас уделяется другим отделением, и, в первую очередь, отделению неотложной наркологической помощи с палатой интенсивной терапии, с реанимационными койками.

И. Озеров

- Это и алкоголики, и наркоманы.

А. Михеев

- Они поступают с тяжёлыми интоксикациями, тяжёлыми психотическими расстройствами - так называемой «белой горячкой», также с психотическими расстройствами вследствие употребления наркотиков или же спайсов. И к сожалению, эти койки не пустуют. Как добиться хороших результатов? Конечно, здесь должна быть мотивация у самого пациента. Она формируется через родственников и через близких - совместными усилиями мы добиваемся включения в реабилитационные мероприятия как в стационарных условиях, так и в амбулаторных.

И. Озеров

- Я знаю, что наркодиспансер активно сотрудничает с различными общественниками, чаще всего это те люди, которые сами вырвались из алкогольного или наркотического плена, и у них такая потребность помогать. Как вы с ними сотрудничаете?

А. Михеев

- Мы сотрудничаем со всеми, кто оказывает помощь данному контингенту больных. Это могут быть частнопрактикующие врачи, стараемся сотрудничать с общественными и религиозными организациями. Очень тесное сотрудничество с русской православной церковью в плане реабилитационных мероприятий. Некоторых больных мы рекомендуем на госпитализацию в Красноярово - реабилитационный центр при русской православной церкви, активно работаем с отцом Олегом в Кяхте, с матушкой Никой из Батуринского женского монастыря. Они у нас бывают и встречаются с нашими пациентами. Анонимным наркоманам и анонимным алкоголикам мы выделили кабинет, где в течение, практически, семи дней в неделю они производят приём, поднимаются к нашим пациентам, мотивируют их.

Л. Сансанова

- Они проводят свои собрания, это же группы взаимопомощи людей, которые прошли путь выздоровления или находятся на этом пути, и им нужна взаимная поддержка.

И. Озеров

- В программе «Большой повод» принимали участие Андрей Михеев и Лариса Сансанова, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!

Л. Сансанова

- До свиданья!

А. Михеев

- Спасибо!


© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^