β
μ


23 мая 2017, 09:24

Я очень боюсь, что вместо эпохи бюрократов придёт эпоха дилетантов (22.05.2017)

Listen Music - Download Audio -

22 мая 2017 года

Экономист Алдар Бадмаев обсуждает с ведущим программы "Особое мнение" Игорем Озеровым форсайт-сессию с участием врио главы Бурятии, которая прошла в Улан-Удэ 20-го мая, назначение Мункожапа Бадмаева зампредом правительства Бурятии по развитию инфраструктуры, "круглый стол", обсудивший  100 дней Алексея Цыденова и принявший негативную резолюцию в отношении его деятельности, и другие вопросы.

(с сокращениями)

И. Озеров

- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Особое мнение», в студии Игорь Озеров, и я рад приветствовать Алдара Бадмаева, кандидата экономических наук, экономиста, бизнес-консультанта. Алдар, добрый день!

А. Бадмаев

- Здравствуйте!

И. Озеров

- 20-го мая состоялось событие, в котором принимал участие временно исполняющий обязанности главы Бурятии Алексей Цыденов. Называлась эта штука форсайт-сессия. Что это за формат, что там обсуждалось, и насколько это было интересно и полезно для республики?

А. Бадмаев

- В последнее время Цыденову уже неоднократно высказывали критику, что те проекты, над которыми он работает, они все озвучиваются без общего видения, без стратегии развития нашей республики, и в итоге получается какая-то смутная картина. Проекты выскакивают как чёртики из ниоткуда без какой-то единой логики. А формирование единой стратегии назрело уже давно, тем более, что от предыдущего руководства нам практически ничего такого нормального в наследство и не досталось. Форсайт-сессии – это один из инструментов принятия стратегических решений. Форсайт-метод – это, по сути дела, тот же самый метод экспертных оценок, давно известный, в том числе, и у нас. Его преимущество заключается в том, что в одном месте собираются ведущие эксперты в данной отрасли, которые давно варятся в этой теме, в курсе всех новостей, знают все цифры, и так далее. И в течение какого-то времени замкнутые в одном пространстве, они, отвечая на определённые вопросы, выстраивают некую единую картинку, некую модель развития той или иной ситуации. В данном случае речь шла о построении некоего видение развития экономики Бурятии, неких базовых подходов к выработке стратегии развития нашей республики прежде всего, конечно, в экономической сфере, потому что именно экономика является материальным базисом развития и социальной сферы, и решения экологических вопросов. Я всегда говорил - если не будет решена проблема занятости населения, остановить этих людей от дальнейшего разграбления нашей природы, от уничтожения рыбы в Байкале, будет крайне сложно - для этого понадобится только спецназ и танки.

И. Озеров

- От той же вырубки лесов.



А. Бадмаев: В последнее время Цыденову уже неоднократно высказывали критику, что те проекты, над которыми он работает, они все озвучиваются без общего видения, без стратегии развития нашей республики, и в итоге получается какая-то смутная картина



А. Бадмаев

- Совершенно верно. Здесь не надо демагогии, надо просто подходить к этому разумно и правильно, решая материальные вопросы, а не огульно представляя людей, загнанных в угол какими-то преступниками.

И. Озеров

- И что содержательного было на этот форсайт-сессии?

А. Бадмаев

- Я услышал, что были вычленены ключевые проблемы развития республики, но это и так общеизвестные вещи. Понятно, что надо решать проблемы занятости, проблемы с отраслями экономики, и так далее. Меня в большей степени обеспокоило то, что в рамках данного метода из области внимания удаляются важные сектора нашей экономики - горнорудная промышленность, тяжёлое машиностроение, сложное машиностроение, производство строительных материалов, и другие, так называемые, тяжёлые отрасли, которые, по мнению некоторых новомодных экспертов, не вписывается в рамки чистой байкальской экономики. Такая экономика, видимо, по их мнению должна быть какая-то голубая или зелёная. Формулируя некую идеальную картинку будущего нашей экономики, они, по-моему, забывает про то, что у нас в настоящее время сотни тысяч людей заняты совершенно прагматическими вопросами - они работают на стройках, они заняты на тех или иных промышленных предприятий - в Бурятии это наблюдается в меньшей степени, а вот в Иркутской области их огромное количество. Я читал материалы форсайт-сессии Иркутской области - там не то, что горнорудной промышленности нет никакой, там нет даже авиационной промышленности, про «Иркут» и МС-21 вообще ничего не говорится! Когда я вступил в дискуссию с одним из разработчиков этой форсайт-сессии Романом Мищенко, я тоже не получил никаких конкретных ответов. По сути дела, мне было сказать, что на самом деле будущее надо искать в чистых технологиях, в дизайне, в программировании, в 3D-принтинге, и так далее. Извините меня, а куда вы денете всю действующую промышленность, которая формировалась десятилетиями и даже столетиями в ещё досоветский период, и которая даёт работу, занятость и доходы огромному количеству людей в Иркутской области и Республике Бурятия. Были ссылки на то, что горнорудная промышленность и машиностроение - это всё части каких-то общероссийских больших холдингов, которые находятся за пределами компетенции региональных властей. Но, извините, это тоже не лезет ни в какие ворота, потому что та же самая «Иркутская нефтяная компания» - это местное иркутское предприятие, которое принадлежит иркутским собственникам, и её вклад в консолидированный бюджет Иркутской области по прошлому году составил 11 миллиардов рублей - для справки, это половина собственных доходов, например, Республики Бурятия - здесь вообще никакого общего российского капитала нет. Более того, я могу уверенно сказать, что и с российскими корпорациями всегда есть возможность диалога в решении тех или иных совместных проблем в рамках государственно-частного партнёрства. Кому бы ни принадлежало то или иное предприятие – та же самая «Хиагда», улан-удэнское приборостроительное объединение или авиационный завод - в любом случае региональные республиканские власти могут вступать в диалог и решать совместно с собственниками данных бизнесов насущный для нашей республики проблемы. А вычёркивать их и формировать модели развития экономики без этих секторов по меньшей мере не умно и противоречит всем стандартным и правилам программирования разработки социально-экономических программ.

И. Озеров

- А с чем это связано, как это объяснить – молодость, идеализм, экологическое мышление организаторов форсайт-сессии?

А. Бадмаев

- Я не думаю, что здесь присутствуют молодость и идеализм – люди, на самом деле, не такие уж и молодые, им далеко не 20-25 лет. Просто, данные люди, по моему мнению, имеют недостаточный опыт в разработке подобного рода программ и проектов. Мне лично приходилось разрабатывать минимум 20, если не 30 различного рода территориальных программ и проектов, и я о чём идёт речь. Что же касается в целом форсайт-сессий, складывается впечатление, что это некое закамуфлированные продвижение идеи обезлюдивания Сибири в целом. Понимаете, под лозунгом становления новой чистой экономики, по сути дела, ставится крест на всей существующей промышленной базе наших регионов. То есть, давайте всё это дело уберём, пока оно окончательно не навредило Байкалу, а вместо этого построим чистые предприятия, какой-то чистый бизнес, туризм, и так далее. Я считаю, что это в корне неправильно.

И. Озеров

- Вас не приглашали к участию в этой форсайт-сессии?

А. Бадмаев

- Меня лично не приглашали. Понимаете, специалистов и экспертов в области социально-экономического программирования у нас не так много. В бытность Советского Союза мы, экономисты знали ключевых специалистов по всему бывшему СССР. Знали, что один, например, специалист по собственности находится в Казани, другой живёт в Москве, третий – в Питере (Ленинграде – ред.), в Новосибирске, и так далее. У нас в республике этих специалистов можно буквально пересчитать по пальцам - кто реально, без дополнительной подготовки может сразу вступить с ходу в бой. Ни одного из этих специалистов я среди участников этой форсайт-сессии не увидел. Конечно, там были замечательные люди - Андрей Сукнёв, Андрей Бородин, Эрдэни Дымчиков, Дулма Содномова – это активные общественники, патриоты…

И. Озеров

- Чиновники.

А. Бадмаев

- Да, но это не специалисты, если говорить строго, это дилетанты в плане разработки экономических программ. Меня эта ситуация немножко пугает - я очень боюсь, что вместо эпохи бюрократов придёт эпоха дилетантов. Да, у них бьются сердца и горят глаза, но эти люди могут завести нас в другую трясину, и то что они такие патриоты, от этого легче не становится.

И. Озеров

- Индивидуальных предприятий в Бурятии становится меньше - об этом заявил бизнес-омбудсмен республики Анатолий Дашиев. Большая часть жалоб со стороны предпринимателей республики касается работы контрольно-ревизионных органов, жалобы идут на нарушения при контроле деятельности предприятий и на чистоту проверок. Тебе с начала 2017 года как видится обстановка - федералы периодически говорят, что мы вроде бы преодолели этот экономический кризис, растём, а Медведев таким оптимизмом заряжен на ближайшие пару-тройку лет, что прямо удивительно становится.



А. Бадмаев: Если говорить строго, это дилетанты в плане разработки экономических программ. Меня эта ситуация немножко пугает - я очень боюсь, что вместо эпохи бюрократов придёт эпоха дилетантов. Да, у них бьются сердца и горят глаза, но эти люди могут завести нас в другую трясину, и то что они такие патриоты, от этого легче не становится



А. Бадмаев

- Меня этот оптимизм, кстати даже немножко пугает. Что касается наших предприятий, которые исчезли с экономической карты Бурятии, здесь можно сказать следующее - наш малый и средний бизнес отличается по своей структуре от малого и среднего бизнеса, например, в Японии. В Японии малый и средний бизнес делится на две части. Одна часть - это те, кто является субконтракторами крупных корпораций, например, «Форд Моторз» - клепает всякие панели или шьёт чехлы, и так далее. Это десятки, сотни и даже тысячи предприятий, которые делают всякие мелочи, из которых потом собирается автомобиль на финальных конвейерах.

И. Озеров

- «Тойота» так же устроена.

А. Бадмаев

- Да. А вторая часть - это кафешки, забегаловки, парикмахерские и прочее - что называется, сфера сервиса и услуг. У нас в республике, к сожалению, весь малый бизнес представлен именно вторым сегментом - у нас нет субконтракторов крупных предприятий, например, тех, кто бы работал по заказам авиазавода, например, и других наших крупных предприятий. Поэтому, получается, что малый бизнес напрямую зависит от платёжеспособного спроса, который присутствует на рынке республики. А учитывая, что в последний год упал объём продаж авиационного завода, которые формирует у нас теперь уже львиную часть нашего валового регионального продукта, а также то, что у нас снизился поток монголов и упали доходы населения Бурятии, соответственно, можно было ожидать того, что у нас неизбежно начнёт сокращаться, как шагреневая кожа, сектор малого и среднего бизнеса, что и произошло. Я считаю, что до тех пор, пока мы не переломим ситуацию в целом у нас в республике, возможно ещё сокращение малого и среднего бизнеса. В этом ничего удивительного нет - оглянувшись по сторонам, вы можете посмотреть сколько у нас продовольственных магазинов - при таких, как у нас, условиях рынка неизбежно их разорение, и эти разорения будут продолжаться. Если мы не начнём увеличивать нашу экономику, если к нам не будут поступать доходы из-за пределов республики, то, к сожалению, мы эту тенденцию переломить так и не сможем. А сейчас реально палочкой-выручалочкой могут выступить только какие-то бюджетные поступления в виде трансфертов из федерального бюджета - больше я пока вообще ничего не вижу, и Цыденов только этим пока может только этим сбуферить негативные явления в экономике.

И. Озеров

- Я с трудом могу себе представить, что вокруг ЛВРЗ или авиазавода появятся десятки и сотни маленьких конторок, которые имеют свою копеечку и помогают большому предприятию, у нас крупные предприятия – это вещь в себе. С чем это связано - с коррупционной составляющей, с желанием всё контролировать, брать откаты на любом этапе или мы просто ещё из Советского Союза не совсем вышли?

А. Бадмаев

- Совершенно верно, мы ещё не совсем вышли из советского периода. Дело в том, что у нас осталась незавершённой трансформация советской промышленности, когда крупные предприятия типа ЛВРЗ должны были из формы треста перерасти в форму концерна. Есть такой современный термин «аутсорсинг», когда какие-то бизнес-процессы, производственные процессы отдаются на подряд каким-то малым предприятиям. За счёт этого крупное предприятие снижает издержки и повышает гибкость маневрирования - всегда можно отказаться от услуг одного подрядчика в пользу другого с более современным оборудованием. Переналадка производства, способность увеличить в два-три раза скорость запуска новых изделий становятся возможными только при переходе к новой системе организации бизнеса, организации производства. Мы эту организационную перестройку во времена Советского Союза не успели пройти, и сейчас мы пройти её не можем - у нас всё так же стоит на том же месте, в то время как весь мир уже давным-давно, в 90-е годы прошёл эту стадию. Мы, по сути дела, сидим где-то на уровне 70-х годов прошлого столетия.

И. Озеров

- Что нужно, чтобы запустить эту схему в экономике – административная воля или что-то другое?

А. Бадмаев

- На самом деле, здесь необходимо просто правильное управление бизнесом. Что сейчас происходит у нас со многими крупными предприятиями? Идёт вывод каких-то процессов за рамки предприятия, но при этом не создаётся альтернативы. Это делается с одновременным ухудшением либо номенклатуры выпускаемой продукции, либо степени сложности готового продукта, то есть чисто в рамках финансовой оптимизации, но не в рамках оптимизации бизнеса и повышения конкурентоспособности промышленности в целом.

И. Озеров

- В Бурятии появился новый заместитель председателя правительства по инфраструктурному развитию. Алексей Цыденов на планёрном совещании представил Мункожапа Бадмаева, уроженца Бурятии, который последние несколько месяцев работал заместителем министра строительства Татарстана. Что об этом человеке известно?

А. Бадмаев

- Скрывать не буду, Мункожапа Бадмаева я знаю давно, сразу хочу предупредить, что мы с ним однофамильцы и даже близко ничего нет (смеётся). Знаю я его по бизнесу, когда приходилось соприкасаться с группой компаний «Кампус», где он тогда работал одним из топ-менеджеров.

И. Озеров

- Это ещё 90-е годы?

А. Бадмаев

- Да, он тогда приехал из Москвы после окончания Московского госуниверситета. Кстати, хочу сказать, что отучиться в Московском госуниверситете по специальности «Физика»…



А. Бадмаев: Я, наверное, соглашусь с Цыденовым в том плане, что тут всё-таки нужна живая кровь именно из бизнеса. Мункожап привык решать дела конкретно, быстро и на современном уровне, и я думаю, что в этом отношении наше правительство усилилось



И. Озеров

- Да, физфак МГУ.

А. Бадмаев

- В те времена, а он ещё и учился хорошо - это было не так-то просто. Что же касается его практических навыков, это человек, который безусловно прошёл большую школу бизнес-управления, и долгое время будучи за пределами республики, он наверняка обзавёлся широким кругом различных связей, особенно в Москве, которые наверняка тоже могут помочь республике в продвижении проектов. В последнее время мы видели, что там у нас конь не валялся. Я, наверное, соглашусь с Цыденовым в том плане, что тут всё-таки нужна живая кровь именно из бизнеса. Мункожап привык решать дела конкретно, быстро и на современном уровне, и я думаю, что в этом отношении наше правительство усилилось.

И. Озеров

- В программе «Особое мнение» принимал участие Алдар Бадмаев, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!

А. Бадмаев

- До свиданья!


Комментарии для сайта Cackle

© 2004-2020 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: [email protected]

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^