3 октября 2016, 15:07

Лучшие детские книги, как правило, написаны не в расчёте на детей (30.09.2016)

Upload Music Files - Download Audio -

30 сентября 2016 года

Писатели Цокто Жигмытов и Чингиз Цыбиков обсуждают с ведущим программы "Большой повод" Игорем Озеровым попадание в список финалистов российского конкурса на лучшее произведение для детей и подростков «Книгуру» книги «Умник, Белка и Капитан», возникновение писательского тандема, секреты творческого мастерства, приносит ли писательство какой-то доход, и другие вопросы.

(с сокращениями)

И. Озеров

- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Большой повод», в студии Игорь Озеров, и я приветствую начинающих писателей, как они сами себя попросили называть - Чингиза Цыбикова и Цокто Жигмытова. Здравствуйте, уважаемые!

Ц. Жигмытов

- Здравствуйте!

Ч. Цыбиков

- Здравствуйте!

И. Озеров

- Начинающие-то вы начинающие, но одному уже 47 лет, другому - в районе сорока…

Ч. Цыбиков

- Да, мало того, что начинающие – молодые писатели, так скажем.

Ц. Жигмытов

- Считается, что просто писателем становятся в достаточно зрелом возрасте…

И. Озеров

- На пенсии уже.

Ц. Жигмытов

- Набрав опыт, помотавшись по золотым приискам, как Джек Лондон, по морям, как Джозеф Конрад, может быть, поучаствовав в гражданской войне, как Аркадий Гайдар. В общем, молодой писатель - это как раз в районе сорока лет и есть, по идее. Но, в наше сложное время молодым писателем можно стать и в 18 лет.

Ч. Цыбиков

- Пройдя лихие 90-е (смеётся).

И. Озеров

- 26-го сентября в Уфе был обнародован список финалистов российского конкурса на лучшее произведения для детей и подростков «Книгуру». В финал этого конкурса вышли 15 текстов 17-ти авторов, том числе, один из текстов ваш.

Ц. Жигмытов

- Да.

И. Озеров

- Произведения будут опубликованы на сайте конкурса. Это единственный в мире конкурс, где окончательное решение принимают юные читатели. Давайте поговорим о конкурсе и о том, какое произведение вы туда представили.

Ц. Жигмытов

- В 2011 году был первый сезон конкурса, сейчас идёт седьмой. В первом сезоне было примерно 500 авторов, во втором – в районе семисот, и мы там участвовали. Сначала отбирается длинный список произведений или лонг-лист, назовем его полуфиналом…

Ч. Цыбиков

- Эти произведения обирают, что немаловажно, экспертное сообщество.

Ц. Жигмытов

- Эксперты конкурса – там есть литературоведы, преподаватели русского языка и литературы, писатели, и так далее. В финал отбирается 15 из этих 30-ти, и эти 15 книжек выкладываются в открытый доступ на сайте kniguru.info и жюри, состоящее из детей и подростков от 10-ти до 16-ти лет, регистрируется на этом сайте, читает, ставит оценки, оставляет комментарии, лайки, и так далее.

Ч. Цыбиков

- Список жюри открытый, членом экспертного совета может стать любой ребёнок.

Ц. Жигмытов

- Собственно, мы поэтому к вам и пришли, чтобы призвать детей Бурятии…

Ч. Цыбиков

- И её окрестностей.

Ц. Жигмытов

- … охваченных волнами радиостанции «Эхо Москвы», чтобы они регистрировались и голосовали за хорошую книжку. Если этой хорошей книжкой окажется наша, то прекрасно.

Ч. Цыбиков

- Нам неважно, за кого они проголосуют, главное, чтобы это были бурятские авторы.

И. Озеров

(смеётся) – Которые там в единственном числе. Корысть ваша вполне понятна, о самом произведении давайте скажем несколько слов. 
 
Ч. Цыбиков

- На самом деле у нас полуторный повод для гордости – в этом году мы подали на конкурс два произведения, и в тот самый лонг-лист произведений вошли оба. До шорт-листа дожил один, и я не исключаю такого обстоятельства, что два произведения одних и тех же авторов – это слишком жирно, поэтому вполне логично предположить, что одно из них должно было пасть.

И. Озеров

- Вы не жалеете, что пало именно то, которое пало?

Ц. Жигмытов

- Немного жалеем, потому что, то, во-первых, больше по размеру, в него сил вложено больше. Во-вторых, оно нам кажется чуть посильнее и посерьёзней. Но, с другой стороны, жюри виднее, они, действительно, специалисты и понимают, что хотят читать дети.



Ч. Цыбиков: Уу нас полуторный повод для гордости – в этом году мы подали на конкурс два произведения, и в тот самый лонг-лист произведений вошли оба. До шорт-листа дожил один, и я не исключаю такого обстоятельства, что два произведения одних и тех же авторов – это слишком жирно



Ч. Цыбиков

- Возможно, ещё сказалась некая ностальгическая нотка со стороны членов жюри, потому что действие повести «Умник, Белка и Капитан», которая попала в шорт-лист, происходит в детском лагере. А поскольку всё экспертное сообщество по понятным причинам родом из Советского Союза и все бывали в лагерях…

Ц. Жигмытов

- В хорошем смысле слова лагерях.

Ч. Цыбиков

- Да, и они избрали именно это произведение.

И. Озеров

- А действие повести происходит в советское время?

Ч. Цыбиков

- Либо в это лето, либо в следующее.

И. Озеров

- Насколько толстая книга и много ли картинок?

Ц. Жигмытов

- Это небольшая повесть, книжка с мизинец толщиной, если будет издаваться.

Ч. Цыбиков

- Небольшой объём книги вызван забавным обстоятельством. Если помните, в прошлом году у нас вышел фильм «Байкальские каникулы»…

И. Озеров

- Там тоже в лагере действие фильма происходит.

Ч. Цыбиков

- Создатели фильма Артём Бурлов и Боря Ангархаев вышли на нас и спросили, можем ли мы как-то поучаствовать в написании сценария. В сроки написания этого сценария мы не уложились, но зерно в наши неокрепшие души было заронено, и мы написали свой киносценарий. В этом году мы его перечитали, нам его как-то стало жалко, и мы его переделали в киноповесть.

Ц. Жигмытов

- Если вдруг кто-нибудь соберётся снять блокбастер про детский лагерь, то, пожалуйста, у нас есть готовый сценарий.

Ч. Цыбиков

- Это можно выпускать, как сейчас модно в Голливуде, тандемом – и книга, и киносценарий.



Ц. Жигмытов: Если вдруг кто-нибудь соберётся снять блокбастер про детский лагерь, то, пожалуйста, у нас есть готовый сценарий



Ц. Жигмытов

- И сериал ещё можно снять!

И. Озеров

- Какие вы оборотистые начинающие писатели! Когда будут известны итоги конкурса?

Ц. Жигмытов

- Детское и подростковое жюри читает шорт-лист в течение октября и ноября, а итоги подводятся ближе к концу декабря – до нового года мы узнаем, кто победил. Конкурс «Книгуру» ценен тем, что можно в режиме онлайн посмотреть, что сейчас пишут для детей.

Ч. Цыбиков

- Это не первый наш опыт участия в этом конкурсе, мы уже попадали в шорт-лист, и нам довелось почитать отзывы членов детского жюри на свои произведения и на произведения, которые нам понравились. Это тоже штука довольно бодрящая – во-первых, она указывает на то, что есть дети, которые читают.

Ц. Жигмытов

- Это самое главное, по-моему.

Ч. Цыбиков

- Во-вторых, она указывает на то, что есть дети, которым нравится то, что мы сделали, это тоже бодрит, начинаешь понимать, что не в пустоту всё это.

И. Озеров

- В прошлом конкурсе вы с каким успехом поучаствовали?

Ц. Жигмытов

- Мы отправили одно произведение, и оно попало в финал, а на следующий год журнал «Байкал» опубликовал нашу книжку в двух номерах 2013 года в незначительно сокращённом виде.

Ч. Цыбиков

- Журнальный вариант.

Ц. Жигмытов

- Можно с большой вероятностью сказать, что все финалисты так или иначе привлекают к себе внимание издателей. Победитель того сезона, книга Эдуарда Веркина «Облачный полк» выдержала три переиздания.

Ч. Цыбиков

- С читательской точки зрения это тоже штука приятная. В нынешнем книжном море ориентироваться достаточно сложно, а тут вам предлагают 15 произведений, которые прошли какой-то отбор, и их качество гарантировано.

Ц. Жигмытов

- Не ниже определённого уровня. Про детскую литературу говорят так – для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше.

И. Озеров

- Мне кажется, любой писатель может подумать – начну-ка я для детей писать – всё равно проще. Это как ученик десятого класса прорешает учебник для второго класса.



Ц. Жигмытов: Про детскую литературу говорят так – для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше



Ц. Жигмытов

- Совершенно верно, собственно эта формулировка «для детей надо писать лучше», она из реалий и возникла – для детей обычно пишут хуже. Лучшие детские книги, как правило, написаны не в расчёте на детей. «Над пропастью во ржи», «Убить пересмешника»…

Ч. Цыбиков

- Почему? Тот же Драгунский писал чисто для детей, но, это совершенно блестяще написанные вещи - «Денискины рассказы».

И. Озеров

- Чаще мы её в детстве читаем, чем во взрослом состоянии.

Ч. Цыбиков

- А попробуй перечитать «Денискины рассказы» - порадуешься. Я время от времени перечитываю, и они у меня каждый раз вызывают положительные ассоциации, тем более там описывается советское детство, а я тоже родом из СССР.

И. Озеров

- Там советскости минимум или совсем нет.



Ч. Цыбиков: попробуй перечитать «Денискины рассказы» - порадуешься. Я время от времени перечитываю, и они у меня каждый раз вызывают положительные ассоциации, тем более там описывается советское детство, а я тоже родом из СССР



Ч. Цыбиков

- Там идеологии мало, но она нет-нет прорезается.

Ц. Жигмытов

- За ней чувствуется что-то большее, эта книга достоверная. В этом смысле нам, фантастам, сложнее - для того, чтобы написать фантастическую повесть, надо сначала продумать целый мир.

И. Озеров

- Научиться убедительно врать в большом масштабе.

Ц. Жигмытов

- Не то, чтобы врать – сначала придумать мир…

И. Озеров

- Чтобы всё логически состыковывалось.

Ц. Жигмытов

- Тем, кто описывает реальный мир, вроде как проще – с точки зрения фантастов в этом ничего сложного нет.

Ч. Цыбиков

- Хотя есть же такой жанр, когда ты залихватски врёшь в таком темпе, что читатели просто не успевают задуматься.

Ц. Жигмытов

- Есть же жанр «Попаданцы» - если бы я с моим пулемётом оказался на Куликовом поле - и понеслась! Это жанр возводят к Марку Твену…

Ч. Цыбиков

- «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».



Ц. Жигмытов: Есть же жанр «Попаданцы» - если бы я с моим пулемётом оказался на Куликовом поле - и понеслась! Это жанр возводят к Марку Твену



Ц. Жигмытов

- Но пинок этому жанру дал Стивен Кинг, именно у него такой подход – возьмём реальный мир 60-х, 70-х или 80-х, изменим какой-нибудь элемент на непонятный, и потом попробуем его строить.

И. Озеров

- Давайте непосредственно к вашим биография обратимся. Вы как писатели сразу в тандеме воплотились или до этого вы были писателями-одиночками?

Ц. Жигмытов

- Мы начинали с КВН.

И. Озеров

- Чингиз ещё в СТЭМах участвовал.

Ц. Жигмытов

- Вместе с Игорем – это было большая команда СТЭМа «АЛиК». В КВН мы начинали с написания текстов, а когда КВН закончился наконец-то, внезапно оказалось, что мы можем писать ещё что-то. Буквально после двух обсуждений мы как-то само собой пришли к тому, что мы пишем вместе.

Ч. Цыбиков

- Мы попробовали участвовать в конкурсах.

Ц. Жигмытов

- Вполне успешно. Мы обнаружили, что это читабельно не только нами, но и нашими ближайшими друзьями.

И. Озеров

- Вам обязательно надо собираться вместе или это происходит по электронной почте?

Ц. Жигмытов

- Средства коммуникации очень сильно нам помогают, а сборы нужны только для обсуждения, фиксации и рождения мыслей. Мы обсуждаем то, что нагенерировали отдельно друг от друга. Это работающая технология, потому что мы написали уже несколько романов, повестей, рассказов, и так далее. По каждому поводу мы назначаем сборы, потом разбегаемся, осмысливаем…

Ч. Цыбиков

- Раздаём друг другу задания.

И. Озеров

- Как это выглядит – ты пишешь чётные главы, а ты – нечётные?

Ц. Жигмытов

- Почти так.

Ч. Цыбиков

- Может возникнуть вопрос – а не выглядят ли разнородными эти куски? Он решается простым способом – я причёсываю то, что написал он, а он причёсывает то, что написал я, и в итоге у нас получается некое усреднённое…

И. Озеров

- В стилистическом смысле вещь.

Ц. Жигмытов

- Близкие люди видят, где написал я, а где Чингиз, но невооружённому глазу, скорее всего будет не видно. Сейчас читают, ориентируюсь на отзывы в интернете, интернет в этом смысле, конечно, помогает, он совершил революцию в чтении. Не знаю, какие будут последствия, но ориентироваться и искать отзывы стало легче. С другой стороны, эти отзывы начали подделывать, бабло в итоге побеждает и разум, и зло и всё на свете – остаются одни деньги, а страдают читатели.

Ч. Цыбиков

- В этом смысле «Книгуру» - это хорошее чтение, экспертное сообщество понимает, что эти книги - для детей, и оно ориентируется на более-менее внятные вещи.

И. Озеров

- В программе «Большой повод» принимали участие писатели Чингиз Цыбиков и Цокто Жигмытов, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!

Ц. Жигмытов

- Счастливо!

Ч. Цыбиков

- До свиданья!


© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^