13 июня 2017 года
Политолог Эрдэм Дагбаев обсуждает с ведущим программы "Особое мнение" Игорем Озеровым митинг против коррупции, прошедший в Улан-Удэ 12-го июня, выдвижение кандидатов на выборы главы Бурятии от партий "Единая Россия", "Коммунисты России", ЛДПР и КПРФ, ситуация за несколько дней до выборов депутата Народного Хурала на избирательном округе № 16 Улан-Удэ, возможное участие Владимира Путина в выборах президента России в качестве самовыдвиженца, и другие вопросы.
(с сокращениями)
И. Озеров
- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Особое мнение», в студии Игорь Озеров, и я рад приветствовать доктора социологических наук, профессора, политолога Эрдэма Дагбаева. Эрдэм Данзанович, добрый день!
Э. Дагбаев
- Добрый день!
И. Озеров
- В минувший выходной, обусловленный Днём России, в стране прошла оппозиционная масштабная акция, в том числе, она проходила и в Улан-Удэ - это митинг, организованный сторонниками Алексея Навального. Не посещали?
Э. Дагбаев
- Нет.
И. Озеров
- Смотрели отзывы в социальных сетях? Какие впечатления?
Э. Дагбаев
- Я читал об этом в сообщениях средств массовой информации о том, что в ряде городов, в том числе, и в Улан-Удэ прошли такие митинги. Здесь нового ничего нет, потому что мы знаем, что Алексей Навальный давно объявил о том, что идёт кандидатом в президенты, и он старается сейчас расширить свою сеть. Предвыборный лозунг Навального - борьба с коррупцией, на этом он и набирает очки, и собирается набирать их дальше. Специально выбран день - мы понимаем всю его символичность. Насколько мне известно, такие митинги прошли в 45-ти городах.
И. Озеров
- Нет, более чем в двухстах.
Э. Дагбаев: Мы знаем, что Алексей Навальный давно объявил о том, что идёт кандидатом в президенты, и он старается сейчас расширить свою сеть. Предвыборный лозунг Навального - борьба с коррупцией, на этом он и набирает очки, и собирается набирать их дальше
Э. Дагбаев
- Может быть, я читал о наиболее крупных городах.
И. Озеров
- Улан-Удэ – как раз 45-50 по численности населения среди городов России.
Э. Дагбаев
- Это говорит о том, что в Улан-Удэ есть определённая база, есть люди, которые могут организовать такой митинг, мы слышали о том, что будет сформирован штаб Навального, есть люди, которые готовы заниматься этой работой. И соответственно, есть определённый электорат, группа избирателей, которая может проголосовать за Навального. Улан-Удэ не входит в число городов, абсолютно лояльных власти.
И. Озеров
- Когда возникают вопросы - а вот кто бы мог быть президентом России, ведь Путин - это наше всё. Многие говорят - где оппозиция, её не видно! И вот она появилась, и как это оценивать – ну, да, реально люди могут, или говорить - да это всё неправильная оппозиция, финансируемая извне.
Э. Дагбаев
- Есть определённый коридор возможностей, для Навального мы его можем просчитать, так же, как и в случае с коммунистической оппозицией. В принципе, у Навального мы знаем эти возможности и знаем его потолок, который был в Москве несколько лет назад.
И. Озеров
- 23 процента.
Э. Дагбаев
- Этого, конечно, не будет по всей стране, но, в принципе, просчитываемо, сколько он может набрать. При нынешнем политическом режиме, конечно, мы можем говорить о существовании оппозиции, но оппозиции в классическом западном смысле, когда идёт борьба за каждый голос, когда всё непредсказуемо – у нас такого нет. Мы же прекрасно понимаем, что Навальный не выиграет.
И. Озеров
- Ещё вопрос - пустят его или не пустят с учётом всех его уголовных дел.
Э. Дагбаев
- Да, но и он всё равно бы не выиграл.
И. Озеров
- Это неизвестно. Во-первых, ситуация меняется, и я бы не стал железобетонно смотреть на 23 московских процента несколько лет назад. Я был на митинге, и своими глазами увидел, что было очень много молодёжи, они охотно держат довольно-таки жёсткие или ироничные по отношению к коррупции, Путину или Медведеву плакатики. Отношение к этим конкретным персонажам у них останется на всю жизнь, и никакой Владимир Владимирович переубедить их уже не сможет. Это серьёзный звоночек, он, я думаю, обусловлен именно тем, что когда ты долго несменяемый, вырастают люди, которые кроме тебя никого не видели и им хочется чего-то нового.
Э. Дагбаев
- Здесь можно только согласиться, ситуация может измениться, но основные диспозиции всё-таки…
И. Озеров
- Понятно, но наша жизнь сейчас такая, что и незыблемые, казалось бы, диспозиции могут встать с ног на голову. После шестого июня был фактически дан старт избирательной кампании, и мы уже имеем четыре заявления в избирком - от Алексея Самбуевича Цыденова, которого единороссы выдвинули по итогам праймериз, от Батодалая Багдаева, быстро возглавившего партию «Коммунисты России», от Сергея Дороша (ЛДПР) и от Вячеслава Мархаева (КПРФ). Как вы думаете, Вячеслав Мархаев, Батодалай Багдаев и Сергей Дорош смогут пройти муниципальный фильтр?
Э. Дагбаев
- Я думаю, что основной кандидат пройдёт фильтр обязательно, потому что если этого не случится, то самих выборов фактически не будет - вся конструкция выборов просто разлетится. Это ни в чьих интересах, поэтому, я думаю, что хотя Вячеслав Михайлович выражает обеспокоенность по этому поводу, но, мне кажется, что сообщество муниципальных депутатов и глав местных администраций к этому вопросу подойдут правильно, и муниципальный фильтр для него будет преодолён. Что касается двух других кандидатов, вопрос очень интересный и открытый. Это возможно, потому что с точки зрения логики борьбы даже четыре кандидата - это немного. А самое здесь удивительное, что парламентская партия «Справедливая Россия» вообще не участвует в выборах.
И. Озеров
- Пока, да.
Э. Дагбаев: Хотя Вячеслав Михайлович выражает обеспокоенность по этому поводу, но, мне кажется, что сообщество муниципальных депутатов и глав местных администраций к этому вопросу подойдут правильно, и муниципальный фильтр для него будет преодолён
Э. Дагбаев
- Пока даже нет информации о каких-то готовящихся кандидатах - как бы ситуация не сложилась таким образом, что только четверо и останется. Если эти четверо остаются, поэтому, в принципе, в интересах и двух основных кандидатов, и в целом избирательной кампании, чтобы все они были допущены до выборов, пройдя муниципальный фильтр. Но судьбу выборов будут решать два основных кандидата.
И. Озеров
- Вы принимали участие в программе Сергея Басаева вместе с Вячеславом Мархаевым. Ваши впечатления от психологической установки Мархаева на эту борьбу и на желание участвовать в выборах? Потому что тут целая конспирологическая теория развернулась - в кулуарах представители партии власти говорят - мы коммунистам предлагаем преодолеть муниципальный фильтр, а они отказываются, говоря, что сами его пройдут, а на самом деле, они просто не хотят, а хотят с высоко поднятой головой (избежать выборов).
Э. Дагбаев
- Да, я участвовал в телепередачи вместе с Вячеславом Михайловичем Мархаевым, и там он был абсолютно уверен в том, что станет участником избирательной гонки – там даже заходил разговор о процентах, которые он может набрать. Он сказал, что в первом туре у него стоит задача набрать 30 процентов. Но, при этом он также выражал обеспокоенность тем, что он может не пройти муниципальный фильтр. Мне кажется, что если он не пройдёт весь этот путь избирательный гонки, то как политик федерального масштаба он может завершиться. У него есть свой электорат, его все называют и не без оснований основным соперником Цыденова, мы слышим, что здесь будет очень жёсткая борьба с серьёзным соперником в лице Мархаева. Я думаю, что он готов к этой борьбе, а разные версии происходящего можно отнести к нюансам тактической борьбы. Мы понимаем, что цель Вячеслава Михайловича Мархаева - выйти во второй тур. Это будет означать, что он остаётся политиком очень высокого уровня, способным бороться с действующим главой, за которым стоит и огромная политическая сила, и поддержка со стороны президента России.
И. Озеров
- А когда у нас в Бурятии в последний раз был второй тур на президентских выборах?
Э. Дагбаев
- В 1994 году, а больше и не было. В 1998 и 2002 годах Леонид Васильевич победил в первом туре.
И. Озеров
- То есть, 20 с лишним лет у нас не было второго тура, а было бы здорово посмотреть. Нет ли у власти опасений, которые озвучил Игорь Бобков - мы ему сейчас дадим пройти муниципальный фильтр, а он возьмёт и выиграет!
Э. Дагбаев
- Такие опасения, может, и возникают, но, я думаю, здесь уже идёт определённый расчёт. Понятно, что существует определённая электоральная матрица – кто за кого в каких случаях был бы. Как во Франции, где все понимали, что в первом туре будет жёсткая борьба, но было непонятно, кто может пройти во второй тур. А во втором туре все понимали, что Макрон выиграет, причём с явным преимуществом.
И. Озеров
- А в нашем случае, если случится второй тур, что будет ясно - кто победит?
Э. Дагбаев
- Вы меня уже подталкиваете (смеётся)…
И. Озеров
- Но это же интересно, свежо и необычно для нас.
Э. Дагбаев
- …на опасные заявления. По моим ощущениям во втором туре должен выиграть Цыденов, но, тут важно иметь в виду, как они проведут избирательную кампанию.
И. Озеров
- В программе «Особое мнение» принимал участие Эрдэм Дагбаев, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!
Э. Дагбаев
- До свиданья!
↓