11 апреля 2017 года
Политолог Алексей Михалёв обсуждает с ведущим программы "Особое мнение" Игорем Озеровым общественные слушания по вопросу строительства монгольских ГЭС на притоках Селенги, предложение врио главы Бурятии Алексея Цыденова реализовать проект "Гордость Бурятии", решения по снижению тарифов на электроэнергию и появлению в Бурятии лоукостера "Победа", обнародование имён участников праймериз партии "Единая Россия", мероприятия, посвящённые 100-летию революции 1917 года, объявление Вячеслава Мархаева единым кандидатом на выборах главы Бурятии от КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России", ухудшение международной обстановки вокруг Сирии в связи с химической атакой и обстрелом США сирийской авиабазы, и другие вопросы.
(с сокращениями)
И. Озеров
- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Особое мнение», в студии Игорь Озеров, и напротив меня – политолог Алексей Михалёв, Алексей, я тебя приветствую!
А. Михалёв
- Добрый день!
И. Озеров
- В Бурятии состоялись общественные слушания с участием монгольской стороны по вопросу строительства ГЭС на монгольских притоках Селенги. Были горячие споры, негативные оценки монгольской стороны по поводу того, что мы здесь все зомбированы, и нам запудрили мозги, были претензии наших экологов по поводу того, что у монголов всё сыро и неподготовлено. Твой взгляд на эту ситуацию?
А. Михалёв
- Эти слушания могли бы быть организованы гораздо лучше. Проблема в том, что в итоге это вылилось в дискуссию между экологами - монгольскими и нашими, причём монголы наняли французских экологов, которые говорят совершенно противоположные вещи. А население имеет своё представление о проблеме, оно шло туда со своими больными вопросами, боялось, что вода в колодцах упадёт, и так далее. По большому счёту на повестку не было вынесено самое главное - насколько монгольская сторона заинтересована в проекте «МИНИС»? (В рамках проекта МИНИС финансируется подготовка технико-экономических обоснований, а также оценок воздействия на окружающую и социальную среду предполагаемого проекта в области гидроэнергетики (проект «Шурэнская ГЭС») на реке Селенга и проекта по переброске части стока реки Орхон («Регулирование стока реки Орхон и строительство комплекса водохранилищ»), являющейся её притоком – ред.) Люди, представляющие МИНИС – это люди, представляющие только МИНИС, а они получили право говорить от лица всего монгольского народа, что далеко не так. При этом в проекте МИНИС есть конкретные монгольские заинтересованные стороны, они представляют различного рода политические и экономические кланы, которые, не оглядываясь на экологическую ситуацию на Байкале, пользуясь правом представлять национальные интересы, продвигают в бассейне реки Селенги строительство ГЭС, которые, несомненно нанесут ущерб (Байкалу). Почему-то это не было озвучено - именно политическая составляющая строительства ГЭС, и заинтересованность отдельных монгольских групп влияния и кланов была выпущена. Это меня удивило, потому что получилась как бы дискуссия между монгольским и бурятским народами, что монголам и было нужно. А был необходим ещё более глубокий политический и социальный анализ ситуации, которые не был сделан.
И. Озеров
- То есть, кого-то не допривлекли, получается?
А. Михалёв
- Дело в том, что изначальный посыл этих слушаний был выбран сравнительно узко – вот, есть экологическая угроза, вот мы её решаем. Я не спорю, экологическая угроза есть, но, проблема гораздо шире. В Монголии очень высокий уровень децентрализации власти, а мы к этому не привыкли. Нам кажется, что у них там всё вертикально, свой лидер, свой Путин, и всё построено. На самом деле они представляли только интересы определённой узкой группы. Я так понял, что после слушаний проект не остановится, они его будут пытаться продвинуть в других вариантах и на других притоках, потому что монголы уехали неубеждёнными. Теперь слово за Всемирным банком, мнение которого скажется на мнении других инвесторов. Если Всемирный банк сочтёт проект строительства ГЭС на реке Селенге недостаточно обоснованным, то не думаю, что другие инвесторы согласятся вкладывать в то, от чего отказался Всемирный банк, потому что репутация Всемирного банка известна всему миру.
А. Михалёв: Люди, представляющие МИНИС – это люди, представляющие только МИНИС, а они получили право говорить от лица всего монгольского народа, что далеко не так. При этом в проекте МИНИС есть конкретные монгольские заинтересованные стороны, они представляют различного рода политические и экономические кланы, которые, не оглядываясь на экологическую ситуацию на Байкале, пользуясь правом представлять национальные интересы, продвигают в бассейне реки Селенги строительство ГЭС
И. Озеров
- А от бурятского народа какое резюме прозвучало?
А. Михалёв
- Однозначное «нет», потому что это вызов экологии, вызов безопасности в регионе, в том числе экологической и социальной, и поэтому с этим необходимо что-то делать, но я считаю, что усилий было приложено недостаточно.
И. Озеров
- Следующий этап как будет выглядеть?
А. Михалёв
- Я думаю, что сейчас слушания остановились и следующий шаг за Всемирным банком.
И. Озеров
- Алексей Цыденов развил довольно заметную активность в «Фейсбуке», приобрёл уже за сотню друзей, и и периодически выкладывает какие-то вещи. Люди сделали вывод, что он всё пишет сам. Как тебе, как политологу, это движение в сторону социальных сетей?
А. Михалёв
- В сравнении с предыдущим главой, у которого, как говорят, даже не было компьютера, это прогресс. Активность Цыденова в «Фейсбуке», как минимум, умиляет, потому что она немного угловатая, но таким образом власть стала чуть более доступной.
И. Озеров
- Я думаю, его можно в этом плане простить – он честно сказал, что до этого с соцсетями не был дружен.
А. Михалёв
- Я готов по заказу комитета государственной службы прочитать курс лекций на тему «Социальные сети, государственная служба и публичная политика».
А. Михалёв: В сравнении с предыдущим главой, у которого, как говорят, даже не было компьютера, это прогресс. Активность Цыденова в «Фейсбуке», как минимум, умиляет, потому что она немного угловатая, но таким образом власть стала чуть более доступной
И. Озеров
- Представителям нашей власти?
А. Михалёв
- Да, если они закажут.
И. Озеров
- На правах рекламы Алексей Михалёв в программе «Особое мнение» (смеются). В Бурятии определились участники предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от партии «Единая Россия» кандидата на должность главы республики. Уже всем было ясно, что будет Алексей Цыденов, и для многих неожиданно вторым стал директор института железнодорожного транспорта Юрий Бавыкин. Как тебе такой соперник врио главы?
А. Михалёв
- В данной ситуации я хочу сказать, что это право партии - организовывать праймериз, так как они это видят. Пусть это решение останется на совести партии. Но, с другой стороны, я боюсь, что с этим выдвижением не всё так просто, и, вообще, с праймериз не всё так просто, потому что ситуация в Бурятии напряжённая, и для того же Алексея Самбуевича непростая, и в той же партии всё недостаточно однозначно. На праймериз могут сыграть по-разному - вот и посмотрим, какова будет партийная дисциплина, и как её держат в «Единой России» в Республике Бурятия.
И. Озеров
- Ты первый такой единороссовский скептик, честно говоря, все остальные алмазами устилают дорогу Алексею Самбуевичу.
А. Михалёв
- Посмотрим, какой будет процент. Понятно, что он победит, но, борьба будет, и она уже идёт потому что многие хотели бы сыграть вариант, как с Айдаевым - разговоры такие ходят.
И. Озеров
- Разыграть такой вариант на праймериз?
А. Михалёв
- Да. Здесь всё зависит от партийной дисциплины «Единой России».
И. Озеров
- Заинтриговал. Сергей Миронов назвал Вячеслава Мархаева единым кандидатом от оппозиции на выборах главы Бурятии. Состоитя ли эта коалиция здесь, будет ли поддержка со стороны «Справедливой России» и ЛДПР кандидату от КПРФ?
А. Михалёв
- Это всё пройдёт с молчаливого согласия справедливороссов и ЛДПР - они не будут ни «против», ни «за», и спустят это дело на тормозах - это тоже вариант сохранить для них ситуацию без будущих проблем. Что касается Вячеслава Мархаева, то к моменту появления на политической авансцене Алексей Цыденова он был единственным публичным политиком в Бурятии - просто выбирать было не из кого. Я не хочу давать оценку Вячеславу Михайловичу Мархаеву, но могли бы быть кандидатуры и лучше. И мне кажется, это проблема не Вячеслава Мархаева, а ЛДПР и «Справедливой России», что у них не нашлось таких же сильных кандидатов.
И. Озеров
- А почему не нашлось? Это боязнь даже намёком составлять конкуренцию единороссам?
А. Михалёв
- Я боюсь, что это связано с историческими перипетиями развития этих партий. Помните, как колбасило ЛДПР со сменой руководства? И у «Справедливой России» какие-то вечные сложности с выбором, когда они не могут преодолеть определённый процент. Здесь, мне кажется, вопрос менеджмента и кадров.
И. Озеров
- Может заявление Миронова о едином кандидате может добавить Мархаеву какие-то очки?
А. Михалёв
- Всё плохое и хорошее, что связано с Мархаевым, пойдёт на эти выборы, и к сожалению, плохого так же много, как и хорошего. Я боюсь, что в этой ситуации Вячеслав Мархаев - кандидатура уже сыгранная в этой ситуации, он идеальный спрарринг-партнёр для этих выборов.
И. Озеров
- Появления ещё кого-то интересного ждать не приходится?
А. Михалёв
- Я думаю, что да. Все, конечно, загадывали на Александра Голкова, но, я более чем уверен, что эта кандидатура не появится.
И. Озеров
- До второго тура дело не дойдёт?
А. Михалёв
- Нет, это простая математика и это очевидно. Сторонники Цыденова – это вся бюджетная сфера, это административный аппарат, и, учитывая низкую политическую активность в республике, явка будет, дай бог, если 42-45 процентов, и из них половина будут бюджетники, пенсионеры, военные, полиция, ФСБ, и прочие. А у коммунистов мобилизованных групп поддержки недостаточно, крупных предприятий, поддерживающих Мархаева, в Бурятии нет.
И. Озеров
- Честно говоря, невозможно представить, что крупное предприятие осталась без попечения нашего административного аппарата и власти – мы от этого вообще отвыкли.
А. Михалёв
- Мы от этого отвыкли, соответственно, коммунистам придётся ходить по дворам и собирать голоса, а это дело неблагодарное.
И. Озеров
- Давай затронем тему федеральной политики в свете прошедших совсем недавно массовых антикоррупционных протестных митингов, объединённых стремлением задать какие-то вопросы премьер-министру России Дмитрию Медведеву. Может ли эта активность как-то повлиять на решение Владимира Владимировича?
А. Михалёв
- Эта активность, несомненно, влияет на решения в Кремле, это вызывает обеспокоенность и озабоченность. Как в большинстве автократических режимов это приводит к ухудшению ситуации, потому что после Болотной режим ужесточил позиции, и я боюсь, что в этой ситуации режим ещё больше ужесточит какие-то меры. А на этих митингах было много несовершеннолетних, на этих митингах происходит политизация тех групп населения, которые неожиданно стали политизированными. Я, честно говоря, думал, что школьники думают немного о других вещах, чем о том, кто у нас Дмитрий Анатольевич, и не думал о том, что они готовы пойти на какие-то митинги и акции протеста. Ситуация, на самом деле, тревожная, судя по жёсткости реакции со стороны власти - дальше будет ещё жёстче. Та ли эта форма заявление протеста власти - может быть, могут быть другие формы заявление протеста - более какие-то легитимные, более конституционные и более легальные.
И. Озеров
- Например, какие формы?
А. Михалёв
- В России ситуация такова, что не каждый митинг является легитимным.
А. Михалёв: Я, честно говоря, думал, что школьники думают немного о других вещах, чем о том, кто у нас Дмитрий Анатольевич, и не думал о том, что они готовы пойти на какие-то митинги и акции протеста
И. Озеров
- Это законодательство, а при Сталине за митинги сразу расстреливали на месте, как в Новочеркасске.
А. Михалёв
- Я считаю, что технологам нужно искать выход из этой ситуации, потому что письма к царю не работают, «прямые линии» - тем более, митинги однозначно приводит к не очень хорошим последствиям – соответственно, могут быть какие-то другие варианты, но, я не знаю, какие - здесь необходимо системно думать. Если какие-то проблемы - их нужно обсуждать, создавать какие-то площадки и группы. Проблема политики в России в том, что она слабо институционализирована. Почему нет каких-то площадок для обсуждения - они просто не создаются. Необходимо канализировать протесты в какие-то более легальные формы, необходимы площадки, на которые люди могут приходить, высказываться, дискутировать, обсуждать проблемы. Эти проблемы должны быть услышаны и приняты к производству, потому что между «высказать проблему» и «решить её на государственном уровне» зачастую пропасть. Большинство населения России считает, что государственные решения принимаются непрозрачно – надо сделать процедуру принятия решений более прозрачной, чтобы каждый знал, насколько это сложно, насколько это непросто.
И. Озеров
- Создание площадок - это задача государства или ты призываешь этим заниматься какую-то условную оппозицию? Мы знаем, что это довольно опасно.
А. Михалёв
- Я призываю государство, которое сократило финансирование гуманитарных исследований, создавать эти площадки, выделять деньги социологам и политологам, которые проводят эти замеры, потому что в итоге кроме госстатистики мы ничего не знаем о том, что происходит в России в целом и в субъектах в частности. Я не призываю это делать в оппозиционном формате - пусть это будут как государственные гранты независимому СМИ. Необходимо создавать площадки, где будет честно озвучивается статистика, социология, политические оценки, потому что, извините, органы власти, которые докладывают в Москву, чаще всего замалчивают проблемы, закрывают на них глаза, а озвучивать проблемы – это в интересах государства. Но, к сожалению, я боюсь, что это всё приведёт к появлению клубов «Единой России», куда соберутся те же самые чиновники…
И. Озеров
- И будет всё кисло и лояльно власти. А такая инициатива, как создание по всей стране штабов Алексея Навального, тебя устраивает?
А. Михалёв
- В том-то и проблема, что у нас два канала получения информации о политике – это оппозиционный интернет и официальные средства массовой информации. Когда читаешь оппозиционный интернет, он как-то веселее, интереснее и задорнее, а люди, которые это потребляют, моложе и активнее. Поэтому нужен какой-то третий вариант, который не будет однозначно проправительственным, но, и не будет однозначно оппозиционным.
И. Озеров
- Пробежать между струйками – и вашим, и нашим.
А. Михалёв
- Идеи лавирования и компромиссов – это основа политики.
И. Озеров
- В программе «Особое мнение» принимал участие Алексей Михалёв, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго, до свидания!
А. Михалёв
- Всего доброго!
↓