8 июня 2017 года
Художественный руководитель Бурятской филармонии Наталья Уланова обсуждает с ведущим программы "Большой повод" Игорем Озеровым программу IX Международного музыкального фестиваля "Голос кочевников", который пройдёт 14-15 июля в Бурятии, проверку Счётной палатой РБ бухгалтерии филармонии, публикацию в СМИ по итогам этой проверки, намерение врио главы Бурятии Алексея Цыденова сделать "Голос кочевником" побратимом знаменитого фестиваля "Нашествие"! и другие вопросы.
(с сокращениями)
И. Озеров
- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Большой повод», в студии Игорь Озеров, и напротив меня - Наталья Уланова, художественный руководитель Бурятской филармонии. Наташа, добрый день!
Н. Уланова
- Добрый день!
И. Озеров
- Наша тема – «Голос кочевников», уже девятый Международный музыкальный фестиваль. Пройдёт он в середине июля в туристическом комплексе «Степной кочевник» в селе Ацагат в 50-ти километрах от Улан-Удэ – всё правильно?
Н. Уланова
- Да, совершенно верно.
И. Озеров
- В прошлом году фестиваль проходил там же – давай поговорим о том, что ждёт зрителей в этом году и почему он проходит опять в Ацагате. Кочевники что-то застопорились?
Н. Уланова
- Что касается программы – у нас будет ещё офф-программа фестиваля, она состоится 11-го и 13-го июля на сцене Бурятской государственной филармонии. В первый день у нас есть идея сделать что-то вроде «Голос кочевников and friends». Там будут люди, которые не имеют музыкального образования и представляют разные сферы – они будут петь народные песни – русские бурятские и любые другие - в сопровождении живого коллектива из Иркутска «Доктор джаз». Во втором отделении будет новый проект Бадма-Ханды, Музея Скрябина из Москвы и арт-группы «Структура» - наш бурятский композитор Денис Хоров будет делать интерпретацию бурятских народных песен в обрамлении актуальной электронной музыки. А 13 июля будет акустическая программа, где выступит Намгар и будет шикарный концерт театра из Испании «Гранада» в жанре фламенко. Фламенко представят в виде танца и музыки - и это будет впервые в Бурятии. Сам фестиваль состоится в Ацагате 14 и 15 июля, это будет два дня. 14-го июля всё начнётся в пять часов вечера, там выступят наши бурятский артист Хатхур Зу, будет тувинская группа «Хартыгай» и Альберт Кувезин, будет монгольская группа «Магнолия» и украинская группа SunSay. На следующий день программа начнётся в час дня, будет большая дневная развлекательная программа с этнокультурными центрами, с играми, со портом. Мы думаем о том, чтобы делать ещё и малую сцену, где будут работать наши улан-удэнские группы. А на большой сцене будут выступать финны, бразильцы, корейцы, будет выступать Намгар, группа «Волга» и «Калинов мост». И в первый, и во второй день всё завершится диджей-сетом от наших бурятских ди-джеев «Baikal nomads».
И. Озеров
- То, что будет в филармонии и то, что будет потом в Ацагате - это пересекающиеся коллективы или два совершенно разных «Голоса кочевников»?
Н. Уланова
- По сути это два разных «Голоса», но это off-программа.
И. Озеров
- Почему она возникла? Это все те, кто не вошёл в основную часть?
Н. Уланова
- Нет, это связано, скорее, с тем, что Ацагат, всё-таки, далеко от города. И поскольку очень много лет фестиваль проходил на территории сценических площадок города Улан-Удэ, то есть публика, которая до Ацагата в силу каких-то причин не доедет. Но, не хочется лишать её возможности увидеть и услышать интересную музыку, поэтому мы решили пока оставлять часть программы в городе. Это еще связано и с тем, что какие-то концертные программы очень хорошо воспринимаются именно в закрытом помещении, где хорошая акустика и камерная обстановка. Мне кажется, именно эти концерты, которые пройдут в филармонии, созданы для филармонической сцены.
И. Озеров
- То есть, именно камерность диктовала выступление этих коллективов в Улан-Удэ?
Н. Уланова
- Ну, допустим, Намгар и Бадма-Ханда будут выступать и в Ацагате. Если в филармонии Намгар выступит с акустикой, с джазовыми музыкантами, то в Ацагате это будет рок-программа с её альбома «Номадик», программа, которая создана для открытого пространства.
Н. Уланова: Мы решили пока оставлять часть программы в городе. Это еще связано и с тем, что какие-то концертные программы очень хорошо воспринимаются именно в закрытом помещении, где хорошая акустика и камерная обстановка. Мне кажется, именно эти концерты, которые пройдут в филармонии, созданы для филармонической сцены
И. Озеров
- SunSay – это, я так понимаю, половинка «Пятницы»?
Н. Уланова
- Да, это Андрей Запорожец – половинка группы «Пятница», и его замечательный коллектив. Очень многие наши жители рады, что хоть это и половинка «Пятницы», но он приедет. Вообще, наши люди очень консервативны, они выбрали кого-то одного, и всю жизнь готовы его слушать. И, как правило, этот один известен им из телевизора, например, или со времён молодости. Что касается молодого поколения, у них свои герои - по улице все ходят с «ушами», у каждого по 80-100 имён в плеере, у каждого свой хедлайнер, и каждый зачастую не знает, что слушает другой.
И. Озеров
- Но они коммуницируют активно.
Н. Уланова
- Да, но у них у всех свои звёзды, поэтому у нас не было никогда цели угодить всем. Всё-таки, «Голос кочевников» стал фестивалем, любимым многими благодаря пусть даже неизвестным, но очень атмосферным группам. Это всегда качество, это какая-то уникальность, это корни той или иной страны. Наша цель - показать разнообразие, показать, чем живёт сегодня мир, какая музыка сегодня актуальна, и главное, у нас же этнофутуризм, то есть, мы показываем, что можно сделать сегодня из фольклора так, чтобы он адекватно воспринимался в условиях современного мира. Аудитория фестиваля меня часто поражает – от подростков и до 60-ти лет, и это очень непросто. Конечно, большие, крупные фестивали делают разные сцены - вот тебе сцена фольклора, и там стоят стулья, чтобы ты сидел, вот тебе хард-рок, здесь электронная музыка, здесь джаз - каждый себе находит какую-то нишу. У нас, конечно, нет таких шикарных возможностей, поэтому всё в одном месте. Часто между подростками и теми, кому 60 целая пропасть, а на этом фестивале люди встречаются, поэтому это, прежде всего, пространство для общения. Я хочу, чтобы люди забыли про возраст - должны быть в жизни такие моменты, когда ты не понимаешь, сколько тебе лет, потому что в душе мы всегда остаёмся молодыми. А бывает человеку 20 лет, а он как старик.
И. Озеров
- Всяко бывает.
Н. Уланова
- Мы скорее ориентируемся на возраст, а на способность человека открыто смотреть на мир.
И. Озеров
- Второй раз подряд «Голос кочевников» проходит в Ацагате – это теперь постоянная площадка?
Н. Уланова
- Ацагат в прошлом году был авантюрой, стрессом и очень рискованным предприятием. Сейчас Ацагат имеет целью развитие событийного туризма в Бурятии. Во многих странах мира люди ездят именно на события и за счёт многих фестивалей города становятся знаменитыми и привлекают тысячи людей. Музыкальные фестивали раскручивают города и регионы, туда едут тысячи туристов. А в городе Улан-Удэ это не так интересно делать, как выходить за его пределы. Это должен быть либо Байкал, либо какой-то другое место, и Ацагат для этого идеален, потому что там уже была инфраструктура, и сейчас эта инфраструктура благодаря фестивалю развивается очень активно. С одной стороны, для «Степного кочевника» это большая нагрузка, но, всё равно, это развитие - это не закрытие чего-то, это увеличение чего-то. Ацагат на сегодняшний день - это наиболее удачное место, на Байкале сегодня нет площадки для фестиваля, хотя Байкал - это очень мощное место силы, и если бы фестиваль проходил на Байкале…
И. Озеров
- В той же «Байкальской гавани» приснопамятной.
Н. Уланова: Всё-таки, «Голос кочевников» стал фестивалем, любимым многими благодаря пусть даже неизвестным, но очень атмосферным группам. Это всегда качество, это какая-то уникальность, это корни той или иной страны. Наша цель - показать разнообразие, показать, чем живёт сегодня мир, какая музыка сегодня актуальна
Н. Уланова
- …все бы сразу туда поехали.
И. Озеров
- На фоне всех этих приятных хлопот у нас идут публикации в газетах. Вот одна из них – «состоявшаяся не так давно проверка Счётной палаты Бурятии, впервые за многие годы заглянувшая в многомиллионную бухгалтерию Бурятской филармонии вынесла свой неутешительный вердикт любителям петь и плясать за государственный счёт. Если сформулировать его двух словах - деньги тратились большие и непонятно как». Ещё там говорится, что материалы проверки легли уже и на стол Алексея Цыденова, и Цырен-Даши Доржиева, и министра культуры Бурятии Тимура Цыбиков с призывом «прекратить, наконец, дурить народ под звуки африканскихбарабанов, а заодно и привлечь виновных к ответственности». Я понимаю, что тебе не очень приятно всё это слышать, но, о чём там идёт речь, чем закончилась эта проверка, наказали вас или не наказали?
Н. Уланова
- Статью я не читала и читать не буду, потому что я, вообще, их просто не замечаю. Сколько труда и всего остального тратится на то, чтобы организовать не только «Голос кочевников», но и другие концерты филармонии - я знаю, как это делается и как это непросто даётся, и как, на самом деле, мало денег у нас есть на всё это, и как дорого стоит, на самом деле, классическая музыка, и как трудно всё это продвигать и продавать здесь, в Бурятии! Я просто хочу понять, каковы цели этих публикаций? Эти публикации единичные, почему-то на страницах только одной газеты и почему-то только одного автора. Я даже не могу понять, в чём, собственно, претензия?
И. Озеров
- Как будто забота о бюджетных деньгах.
Н. Уланова: Наказать нас хотят – а за что? За то, что фестиваль становится известен на всю страну и прославляет Бурятию? За то, что люди из Иркутска, Читы, Новосибирска и Красноярска едут на него, чтобы посетить Бурятию и оставить здесь свои деньги - за это нас хотят наказать? Давайте тогда определимся – он, вообще, нужен республике, этот фестиваль или нет?
Н. Уланова
- Извините, а это что, филармония делает сама для себя? То есть, мы коллективом собираемся, и только мы это всё смотрим? То есть, никому больше в нашей республике это неинтересно и не нужно? Почему-то считается, что все артисты должны работать бесплатно, им никто не должен платить. Но, извините, ведь каждый человек работает - и чиновники, и полиция - все получают зарплату, и это тоже бюджетные деньги! Почему здесь никто их не считает? Бюджет филармонии, на самом деле, - это капля в море, и на эти деньги делается очень много полезных вещей - в разы больше того, что мы могли бы делать. И люди, которые не приходят на концерты, которые понятия не имеют, как это всё делается, не отличают контрабас от виолончели, имеют право считать деньги филармонии. Я не знаю - просто хочется их пригласить на фестиваль «Голос кочевников» - всех тех, кто считает это неправильным. Наказать нас хотят – а за что? За то, что фестиваль становится известен на всю страну и прославляет Бурятию? За то, что люди из Иркутска, Читы, Новосибирска и Красноярска едут на него, чтобы посетить Бурятию и оставить здесь свои деньги - за это нас хотят наказать? Давайте тогда определимся – он, вообще, нужен республике, этот фестиваль или нет? И кто будет это решать - автор этой статьи, которая ни разу не была на фестивале? Или, всё-таки, это будут решать те зрители, которые придут туда?
И. Озеров
- В программе «Большой повод» принимала участие Наталья Уланова, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!
Н. Уланова
- Спасибо вам!
↓