15 июля 2016, 10:02

Все мы кочевники - сегодня мы на этой земле, завтра нас нет (14.07.2016)

Music Hosting - Free Audio -

14 июля 2016 года

Художественный руководитель Бурятской филармонии, арт-директор фестиваля «Голос кочевников» Наталья Уланова обсуждает с ведущим программы "Большой повод" Игорем Озеровым фестиваль «Голос кочевников», его историю, участников и новую программу.

(с сокращениями)

И. Озеров

- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Большой повод», в студии Игорь Озеров, и я с удовольствием представляю мою сегодняшнюю гостью - это Наталья Уланова, художественный руководитель Бурятской филармонии и арт-директор фестиваля «Голос кочевников». Наталья, добрый день!

Н. Уланова

- Добрый день, Игорь!

И. Озеров

- О фестивале «Голос кочевников» мы сегодня и будем разговаривать. Неделя или чуть меньше осталась до начала фестиваля, не первый год он уже проходит, для начала об истории фестиваля я бы хотел поговорить с вами.

Н. Уланова

- История фестиваля уже немаленькая, ему семь лет. Первый фестиваль состоялся в 2009 году, меня пригласил принять в этом участие министр культуры, тогда Тимуру Цыбикову захотелось сделать фестиваль этнической музыки, а люди вокруг посоветовали человека, которому эта музыка интересна. Я имела косвенное отношение к той команде, которая долгое время делала фестиваль эстрадной песни «Звёзды Белого месяца», но мне было не очень интересно это продолжать потому что это эстрада, это не живая музыка. Я тогда своей коллеге и подруге Жанне Дымчиковой сказала – было бы здорово, если бы фестиваль был именно живой, и тогда с удовольствием можно было бы это делать. Так сложилось, что меня пригласили, и мы начали делать этот фестиваль. Тогда это был театр, два дня, из иностранных гостей была только певица из Внутренней Монголии, которая уже давно живёт в Германии, она была со скрипачом из Венгрии. Все остальные участники – монголы, тувинцы, буряты. Фестиваль тогда прошёл на сцене Русского драматического театра с оглушительным успехом, но, я смотрела на публику и мне было очень жалко, что я практически не видела в зале европейских лиц, мне было обидно, что другие национальности не слушают музыку Бурятии, Монголии и Тувы. Тогда возникла мысль – нужно смешивать, нужно добавлять другие коллективы, чтобы привлечь другую аудиторию.

И. Озеров

- То есть, не только кочевые народы.



Н. Уланова: Фестиваль тогда прошёл на сцене Русского драматического театра с оглушительным успехом, но, я смотрела на публику и мне было очень жалко, что я практически не видела в зале европейских лиц, мне было обидно, что другие национальности не слушают музыку Бурятии, Монголии и Тувы. Тогда возникла мысль – нужно смешивать, нужно добавлять другие коллективы, чтобы привлечь другую аудиторию



Н. Уланова

- Да. Хотя мне до сих пор задают вопросы – а при чём здесь грузины, болгары, американцы, и так далее. Ещё в 2010 году, когда у нас на фестивале появился Дэвид Браун и группа Brazzaville и они спели песню Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце» на английском языке, а также группа из Украины «ДахаБраха», уже тогда этот вопрос у некоторых возник. И тогда родилась концепция этнофутуризма и кочевников, как символа движения и свободы. Все мы кочевники - сегодня мы на этой земле, завтра нас нет. Кочевник для меня – это символ движения, свободы и, значит, развития. И не надо так узко мыслить, что кочевники – это непременно монголы.

И. Озеров

- Приватизировать это понятие.

Н. Уланова

- В Африке тоже есть кочевники…

И. Озеров

- Бедуины разные.

Н. Уланова

- Которые кочуют по пустыне. Это очень интересная музыка, особенно славится Мали. Я на них обратила внимание в Норвегии на фестивале «Ридду Ридду», и там был не только фольклор, там было очень много электронной музыки, музыка народов Африки, Ямайка, кого там только не было, и всё это в окружении гор. И там я поняла - вот как нам надо делать! Сейчас в Ацагате мы немного приближаемся к этой истории, но для этого нам потребовалось семь лет.

И. Озеров

- В эти годы вы перебрали все возможные театры Улан-Удэ.

Н. Уланова

- У нас нет концертного зала, в 2011 году на фестивале была группа из Бельгии Antwerp Gipsy-ska Orkestra – это семь совершенно оторванных музыкантов с очень танцевальной музыкой, а концерт был на сцене оперного театра. Они вышли на сцену с пивом, стали звать зрителей, зрители пошли на сцену танцевать – естественно, даже для меня это был шок, причём я знала, что такое может быть, потому что музыка очень заводная. Тогда уже было понятно, что надо уходить из театров - невозможно сидя слушать такую музыку. Стали думать – как уйти? Уйти куда? Сразу выходить в чистое поле страшно, во-первых, стоит вопрос обилечивания, это должна быть закрытая территория. Поэтому родилась идея Этнографического музея, и в 2013, по-моему, году мы пошли в Этнографический музей…

И. Озеров

- В 2012-м.

Н. Уланова

- Народ в первый раз неактивно это воспринял, но в следующий раз людей стало больше, но, всё равно чувства свободы и масштаба не было, а хотелось, чтобы тысячи и тысячи людей…

И. Озеров

- Как в Вудстоке.



Н. Уланова: В 2011 году на фестивале была группа из Бельгии Antwerp Gipsy-ska Orkestra – это семь совершенно оторванных музыкантов с очень танцевальной музыкой, а концерт был на сцене оперного театра. Они вышли на сцену с пивом, стали звать зрителей, зрители пошли на сцену танцевать – естественно, даже для меня это был шок, причём я знала, что такое может быть, потому что музыка очень заводная. Тогда уже было понятно, что надо уходить из театров - невозможно сидя слушать такую музыку



Н. Уланова

- До Вудстока далеко, но есть масса фестивалей в Европе – там много сцен, палаточные лагеря, и мечты конечно такие, хотелось всегда ориентироваться на Россию и на мир. Содержание фестиваля выходит за локальные границы и рассчитано на людей, которые интересуются музыкой и хотят услышать что-то новое. Наша изначальная политика была – не звать звёзд, хотя бы первые несколько лет, чтобы сделать имя самому фестивалю, чтобы люди понимали – что бы они там ни услышали, это им будет интересно, пробудить и сформировать у людей музыкальный вкус.

И. Озеров

- Каким образом участники появляются на фестивале?

Н. Уланова

- Поиск ведётся так – я сижу за компьютером и ищу, благодаря интернету это стало делать гораздо проще. Конечно, я несколько раз была на музыкальных ярмарках WOMEX – World Music Expo, они проходят в разных европейских городах каждый год. Любой музыкант может туда подать заявку, и если его жюри отберёт, он там выступит. Она прекрасна тем, что там собираются продюсеры со всего света, и приглашают к себе тех, кто им понравился - там я присмотрела ряд коллективов. Сейчас очень много поступает и заявок особенно от групп из России. К сожалению дорога до Улан-Удэ стоит огромных денег, я не знаю в какие колокола звонить. Ребята, если мы хотим развивать туризм, давайте что-то делать с этими самолётами. Естественно, человек выберет полететь в Европу – это будет в три раза дешевле, чем долететь до Бурятии. Это наша основная проблема – две трети денег, которые выделятся министерством культуры на этот фестиваль, уходит на транспортные расходы.

И. Озеров

- Вы оплачиваете музыкантам дорогу?

Н. Уланова

- Да. Музыкантов выбираю я, но иногда советуюсь. Получается, что на тебе большая ответственность, это как будто бы твой вкус, но в этом моя работа – в формировании программы. Я понимаю, что не всё, что нравится мне, может понравиться кому-то другому, и наоборот. Здесь для меня самый главный критерий, конечно, профессионализм артиста, его изюминка, талант. Мне кажется, если это талантливо и интересно, то это всё равно будет востребовано и принято. Конечно, если это самодеятельность или попса, или банальность, то это неинтересно ни мне, ни другим. Хочется также не повторяться ещё и выборе стран, продемонстрировать максимально разную музыку из разных точек мира, но, при этом, всегда отдавать дань кочевникам в традиционном их понимании – Монголия, Тува, Бурятия.

И. Озеров

- Я посмотрел состав ваших участников – не было только (коллективов из) Австралии и Океании.

Н. Уланова

- Из Австралии я знаю только Ника Кейва и Bad Seeds, и Кайли Миноуг. Это действительно очень далеко.

И. Озеров

- Давай раскроем понятие world music.

Н. Уланова

- Наш фестиваль называют то фолк-фестивалем, то этно-фестивалем. Есть такой термин world music, то есть, «музыка мира». Для меня это очень удобный термин, под него подходит очень много разных направлений. Это может быть чистый фольклор, улигершин с морин-хуром, может быть инди-фолк, инди-джаз, этно-реп – любая музыка, где есть какая-то этническая краска. Это современная музыка, возможно, на старте некоммерческая, это взгляд на фольклор не через призму прошлого, а через призму будущего. Всевозможное скрещение академических инструментов с фольклорными, электроники с джазом – то есть, мы показываем, что сегодня происходит в мире с музыкой, как разные народы сегодня проявляют свою музыкальную культуру.

И. Озеров

- «Голос кочевников» - это коммерчески успешное мероприятие?

Н. Уланова

- К сожалению, мы не зарабатываем. Филармония существует на самоокупаемости – продал билеты, получил выручку, вложил в следующий проект. Министерство культуры нам очень помогает, но его возможности ограничены. Конечно, чем больше бы мы зарабатывали, тем больше бы вкладывали в наши дальнейшие проекты. Но, несмотря на небольшие средства, всегда хотелось поднять планку повыше. Поскольку у нас нет цели заработать, особенно себе, поэтому хочется сделать мероприятие как можно лучше и круче.



Н. Уланова: Есть такой термин world music, то есть, «музыка мира». Для меня это очень удобный термин, под него подходит очень много разных направлений. Это может быть чистый фольклор, улигершин с морин-хуром, может быть инди-фолк, инди-джаз, этно-реп – любая музыка, где есть какая-то этническая краска. Это современная музыка, возможно, на старте некоммерческая, это взгляд на фольклор не через призму прошлого, а через призму будущего



И. Озеров

- В ноль хотя бы выходите?

Н. Уланова

- Не всегда.

И. Озеров

- Чаще вы затрудняетесь набрать необходимо количество артистов или приходится кого-то отсеивать?

Н. Уланова

- Конечно, отсеивать. Отказывать приходится по разных причинам – кто-то не соответствует уровню, кто-то – формату, кто-то обойдётся очень дорого. 

И. Озеров

- На одном из самых ярких примеров - на Борисе Гребенщикове давай эту ситуация рассмотрим.

Н. Уланова

- Конечно, я ему писала не один год, никакого ответа не было. В прошлом году был юбилей Далай ламы, и я думала, кто бы из артистов мог соответствовать этому празднику, и сделать какой-то подарок? Я опять написала менеджеру Гребенщикова, и он мне ответил – мы можем приехать с русско-ирландским квартетом. Я была в шоке и до последнего не верила, что они приедут. Что касается world music, Борис Борисович, мне кажется, очень вписывается в это всё, мне кажется, его можно вписать хоть куда - и в русский рок, и в world music, и вообще никуда не вписывать, потому что он такой один, и это явление российской и мировой культуры. Он обещал ещё раз приехать, я всё думаю, как бы так сделать, чтобы он приехал уже с «Аквариумом». 

И. Озеров

- В программе «Большой повод» принимала участие Наталья Уланова, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!

Н. Уланова

- До свиданья, спасибо вам!


Комментарии для сайта Cackle

© 2004-2020 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: [email protected]

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^