β
μ


25 января 2017, 09:39

С одной стороны, хорошо, что появилась улица Высоцкого, но, с другой стороны, наверное, она должна была быть немножко поближе к центру (24.01.2017)

Listen Music - Free Audio - 24 января 2017 года

Кинорежиссёр, поэт, автор-исполнитель собственных песен и стихов Юрий Ботоев обсуждает с ведущим программы «Большой повод» Игорем Озеровым концерт, посвящённый дню рождения Владимира Семёновича Высоцкого, дальнейшие планы организаторов концерта, причину по которой Высоцкий не доехал до Бурятии, знакомство с мамой Владимира Высоцкого, и другие вопросы.

(с сокращениями)

И. Озеров

- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Большой повод», в студии Игорь Озеров, и я рад приветствовать Юрия Ботоева, кинорежиссёра, поэта, автора-исполнителя собственных стихов и песен. Юра, привет!

Ю. Ботоев

- Здравствуй, Игорь, здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

И. Озеров

- Сегодня мы будем говорить о Владимире Семёновиче Высоцком, о его творчестве и о событии, которое состоялось совсем недавно в Улан-Удэ – это концерт, посвящённый дню рождения Владимира Высоцкого, который родился 25-го января 1938 года. Ты был организатором этого концерта, почему в голову пришла эта идея, и почему до этого в Улан-Удэ до этого подобных мероприятий не проходило?

Ю. Ботоев

- Если ты начинаешь проводить что-то, связанное с Владимиром Высоцким, ты должен сам иметь к этому какой-то интерес или увлечение. Я с детства увлекаюсь творчеством Высоцкого, у меня родной дядя очень рано ушёл из жизни, это было в 1974 году. У него были какие-то записи, и уже в восьмидесятых годах я нашёл дома бобины, включил и начал слушать. Я очень удивился, как-то понял, что слушал мой дядя, мне это очень понравилось, и я почему-то сразу для себя определил, что этот человек уже не живет. Я спросил у мамы, и она сказала, что действительно он ушёл из жизни. Я стал собирать записи Высоцкого и с этого пошло моё увлечение. Я разговаривал с людьми, с бардами, которые участвовали в этом концерте - никто не припомнит, чтобы со дня смерти Высоцкого, с июля 1980 года что-то подобное в Улан-Удэ делалось. Мы сильно не рекламировались, просто в соцсетях выложили информацию, идея пришла буквально в конце прошлого года. Я поговорил с друзьями, с Денисом Гармаевым, мы как раз у него в «Лондоне» проводили это мероприятие, все живо откликнулись, оказывается всем это интересно. Я не думал, что откликнется так много людей, кого мы знаем, и я даже не думал, что они являются любителями творчества Высоцкого и готовы даже спеть. Все люди разные, каждый исполняет по-своему, и для каждого Высоцкий свой. Концерт был очень большой, то что зрители увидят по телевизору – это половина концерта.

И. Озеров

- А полная версия где-то появится?

Ю. Ботоев

- Мы сделаем полную версию, где будут показаны все песни, она будет размещена скорее всего на YouTube канале телекомпании «Тивиком».



Ю. Ботоев: Я с детства увлекаюсь творчеством Высоцкого, у меня родной дядя очень рано ушёл из жизни, это было в 1974 году. У него были какие-то записи, и уже в восьмидесятых годах я нашёл дома бобины, включил и начал слушать. Я очень удивился, как-то понял, что слушал мой дядя, мне это очень понравилось, и я почему-то сразу для себя определил, что этот человек уже не живет



И. Озеров

- Как проходил отбор участников концерта?

Ю. Ботоев

- Отбор тут по большому счёту невозможен. Сам Владимир Высоцкий, несмотря на его огромный исполнительский талант, не был классическим певцом, он исполнял так, как он мог подавать свои песни. Это был его талант, его форма подачи, повторить такое невозможно. Мы позвали людей и лично, и через соцсети. Участвовало очень много людей, которых вы знаете - это журналист Алексей Туробов с «Ариг Уса», Роман Абрамский – частый гость у тебя на «Эхе Москвы», бывший КВН-щик, он спел несколько замечательных вещей и мне очень жаль, что вошла (в телеверсию) только одна. И так получилось, что приходили те, кто действительно понимал, что он может исполнить песню Высоцкого. Рома сказал – трудно петь рифму Высоцкого, все подходили ответственно, волновались, но я думаю, что получилось, потому что здесь важно было выразить своего Высоцкого, связанного с собой, с какими-то жизненными ситуациями. За несколько дней до концерта мы организовали просмотр, но он не был жёстким - люди исполняли по пять-шесть вещей, мы с ними советовались и отбирали по две-три песни от каждого исполнителя. Я думал, как собрать исполнителей хотя бы на час времени, а получилось так, что люди были готовы приехать даже из Иркутска, из районов республики. Буквально в последний день приехал Александр Любченко, который сказал - а можно, я спою «Кони привередливые»?

И. Озеров

- Жутко сложная песня, Гарик Сукачёв маялся в своё время, исполняя её.

Ю. Ботоев

- Конечно, как её спел Высоцкий, так мы её и воспринимаем. Но Александр Любченко пришёл, спел – мне понравилось, что это было сделано от души. Мне очень сильно понравилась, как люди отнеслись к этому проекту - я боялся, что это получится разовым мероприятием, и я не смогу собрать людей, а сейчас у меня мнение, что надо это дело развивать. Кстати, к нам подходило очень много людей, которые говорили - а может быть организовать концерт Цоя, в июне будет 55 лет Цою. По Башлачёву собираются в мае…

И. Озеров

- Есть ещё Янка Дягилева.

Ю. Ботоев

- Конечно. Раньше мы в детстве в подъездах пели песни того же Цоя, бардов - эти люди повзрослели, но эмоционально они в себе эти песни несут, кто-то хочет выразиться, а где, кроме как на фестивалях и на концертах это можно сделать?

И. Озеров

- Помимо исполнителей были зрители на концерте?

Ю. Ботоев

- Конечно, люди подпевали, снимали на свои камеры и телефоны. Потом был междусобойчик после концерта, когда все люди дружно пели песни Высоцкого хором. Даже неважно, умеют люди петь или не умеют, им хотелось тоже быть частью большого праздника. На будущий год будет 80 лет Высоцкому, и мы может быть сделаем концерт побольше – на сцене театра…

И. Озеров

- Может быть, немножко более концептуально, хотя, когда про театр думаешь, в голову сразу приезжает какой-то официоз, против которого выступал Высоцкий.

Ю. Ботоев

- Я бы не сказал, это спорный момент по поводу официоза. Высокий стремился к официальному признанию, он видел молодого Кобзона, который был признан, многих актёров и певцов, и я думаю, что он хотел такого же признания, хотя ему завидовали те же признанные певцы, потому что Высоцкий имел всенародную популярность. У каждого, кто покупал в Советском союзе магнитофон, на первом месте была катушка или кассета с Высоцким или «Битлз». В 1978 году Высоцкий приезжал на гастроли в Ставропольский край, где первым секретарём был Михаил Сергеевич Горбачёв. Был концерт в Ставропольском цирке, куда пришёл Горбачёв с женой Раисой Максимовной. Высоцкий был очень галантным человеком, он с ней замечательно переговорил, и даже поцеловал руку – видимо, Раисе Максимовне это понравилась. И когда Горбачёв пришёл к власти, говорят, что Раиса Максимовна посоветовала ему каким-то образом…

И. Озеров

- Посмертно отметить Высоцкого.



Ю. Ботоев: Высокий стремился к официальному признанию, он видел молодого Кобзона, который был признан, многих актёров и певцов, и я думаю, что он хотел такого же признания, хотя ему завидовали те же признанные певцы, потому что Высоцкий имел всенародную популярность. У каждого, кто покупал в Советском союзе магнитофон, на первом месте была катушка или кассета с Высоцким или «Битлз»



Ю. Ботоев

- Да, ему же дали государственную премию в 1987 году, потом Эльдар Рязанов сделал целую серию передач, потом начались пластинки «На концертах Владимира Высоцкого», было выпущено порядка 20-ти с лишним пластинок. В этот период до 1987 года мы записывали и перезаписывали старые записи, тогда появлялись киоски звукозаписи.

И. Озеров

- Я уже и забыл про них – точно! В Доме быта была точка.

Ю. Ботоев

- Это делали наши комсомольские ребята. Мне рассказывали, что в то время киоск звукозаписи зарабатывал в день чистыми больше, чем была средняя зарплата инженера. Записей в продаже не было, пластинки были дефицитом, не было интернета, откуда можно было качнуть в хорошем качестве – это было золотое время! Мы коллекционировали записи Высоцкого, у него были разные варианты исполнения песен, здесь куплет добавлен, здесь – убавлен. И тогда же я подумал – надо попробовать писать.

И. Озеров

- Высоцкий тебя сподвиг.

Ю. Ботоев

- Конечно, первые барды – Высоцкий, Визбор, тот же протестный Галич очень сильно повлияли на моё мировоззрение.

И. Озеров

- Галича ты тоже в те времена слышал?

Ю. Ботоев

- Да, я слышал его «Мы давно называемся взрослыми, и не платим мальчишеству дань...» или «Вот так просто попасть в палачи - промолчи, промолчи, промолчи» - это классика.

И. Озеров

- Антисталинский товарищ был.

Ю. Ботоев

- И я не представляю, каким бы мог быть мир, если бы не было Высоцкого. Один человек вместил в себя столько – это всё могло быть в разных людях.

И. Озеров

- И тогдашняя несвобода тоже оказала на него влияние.

Ю. Ботоев

- Мир был относительно свободный, ему кое-что разрешали. Сейчас мир свободный, но каждый сам себе в голове ставит запреты – у многих людей в голове сидит 1937 год.

И. Озеров

- Им есть на что опираться.

Ю. Ботоев

- Я стараюсь писать остро, но у меня есть грани, которые нельзя переходить – условно, призывы к насилию. Но, если человек всё себе запретил и в голове построил 1937 год… А Высоцкий был уникален тем, что особых претензий к нему со стороны властей не было, все произведения сделаны очень мастерским языком.

И. Озеров

- Моё знакомство с Высоцким состоялось в 1980 или 1981 году, я у друга услышал запись. Самая первая песня, которую я услышал – «Скажи, Серега!», замечательная юмористическая песня. У меня первый посыл был, когда я услышал эту песню – Андрюха, надо срочно перезаписать и отдельно кассету как НЗ положить, чтобы это никуда не потерялось и не пропало. 

Ю. Ботоев

- Благодаря исследователю Марку Цыбульскому, мы знаем, что Высоцкий ближе всего к Бурятии находился летом 1976 года, когда он приезжал в Иркутск, в старательские артели Вадима Туманова, и самое близкая к Бурятии точка, где он был - это Листвянка. Есть несколько фотографий, где на горизонте виден наш берег.

И. Озеров

- Скажи пожалуйста, как ты думаешь, почему до Бурятии, тогда Бурятской АССР Владимир Семёнович не доехал?

Ю. Ботоев

- Я 37 лет над этим думаю. Высоцкий не был в Бурятии, в Калмыкии, в Туве. Я думаю, что у нас были сильно коммунистические республики. С 1962 по 1984 год республикой руководил Андрей Урупхеевич Модогоев – при нём появление Высоцкого в Бурятии было просто невозможно. Импресарио, люди, которые занимались концертами Высоцкого, прекрасно понимали, куда можно было ехать, но не потому, что был какой-то определённый запрет. Он ездил в Среднюю Азию, в Татарстан, его там очень сильно любили, в Чечено-Ингушскую автономную республику, там тоже было много концертов.

И. Озеров

- В Грозном.



Ю. Ботоев: Благодаря исследователю Марку Цыбульскому, мы знаем, что Высоцкий ближе всего к Бурятии находился летом 1976 года, когда он приезжал в Иркутск, в старательские артели Вадима Туманова, и самое близкая к Бурятии точка, где он был - это Листвянка. Есть несколько фотографий, где на горизонте виден наш берег.



Ю. Ботоев

- Сохранилась даже телепередача, было распоряжение Центрального телевидения, чтобы уничтожить запись, но, тем не менее, чечены сохранили эту запись. А наша республика бежала впереди паровоза…

И. Озеров

- Впереди всех коммунистов.

Ю. Ботоев

- В угоду властям, рисуя в голове 1937 год и ставя сами себе препоны.

И. Озеров

- Твоё отношение к фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой».

Ю. Ботоев

- Это коммерческое кино, которое создал его сын, Никита Владимирович Высоцкий. К этому можно относиться по-разному – сын есть сын, это его видение.

И. Озеров

- Ты говоришь «коммерческое кино» с негативной коннотацией. Ты протестуешь против чего?

Ю. Ботоев

- Там сделан больший акцент на смерть, на зависимость Высоцкого от неких средств, а о творчестве, о том, как он творил и писал там ничего не сказано. Но, с другой стороны, если взят период с 1979 года, то говорить о том, что Высоцкий писал в то время много, уже нельзя. После 1975-1976 годы идёт значительное угасание в написании, в 1978-1980 годах Высоцкий писал не более 10-ти в год. Но, я думаю, что если бы у Высоцкого была возможность жить дальше, он бы, наверное, сменил профессию – писал бы и занимался режиссурой. Он сильно хотел снимать кино, и когда снимали фильм «Место встречи изменить нельзя», несколько сцен Высоцкий снимал, когда Говорухина не было. В этом фильме он ещё сильно хотел спеть, но Говорухин сказал – нет, если ты ещё будешь петь, то это будет не Жеглов, а Высоцкий.

И. Озеров

- В Улан-Удэ есть какая-то попытка увековечение памяти Высоцкого, есть улица его имени, но находится она у нас где-то на Аршане.

Ю. Ботоев

- На самой окраине.

И. Озеров

- В ДНТ «Почтовая тройка».

Ю. Ботоев

- В реестре у высоцковедов эта улан-удэнская улица не значится. С одной стороны, хорошо, что появилась улица Высоцкого, но, с другой стороны, наверное, она должна была быть немножко поближе к центру, где-то там, где, возможно, собираются люди, чтобы в будущем была возможность поставить памятник или бюст. Время покажет, мы к этому рано или поздно придём. 

И. Озеров

- Скажи, пожалуйста, при каких обстоятельствах ты познакомился с мамой Владимира Высоцкого?

Ю. Ботоев

- Я когда работал на телевидении, очень много ездил по стране, мы ездили на различные кино- и телефестивали, это был конец девяностых годов. Мы шли по Малой Грузинской улице, и подошли к дому Высоцкого, а там с торца есть мемориальная доска, которую летом не видно из-за листвы. Мы подходим к первому подъезду, где он жил, и тут из второго подъезда выходит мужчина его лет. Он выходит с мусорным ведром, выбрасывать мусор - классический такой дядечка в майке, в трикушках с отвисшими коленками. Он спрашивает - что вы здесь делаете? А когда это был период, когда начались все эти террористические дела. Мы говорим - пришли к дому Высоцкого. Он подходит, бережно обнимает нас за плечи и говорит – ребята, вы плохо знаете Высоцкого. Вы послушайте песню, Высоцкий же на Большом Каретном жил – «где твои 17 лет – на Большом Каретном». Мы говорим – он там жил, но не может же человек всю жизнь жить на одном месте. Он говорит – нет, ребята, в 1975 году построили этот дом, я здесь всё время живу – какой тут Высоцкий? А там дом в три подъезда по шестнадцать этажей – сколько жильцов, на самом деле, можно и не знать. Мы говорим – пойдёмте, и довели его до того места, откуда была видна мемориальная доска – у него рот открылся и чуть сигарета не вывалилась. Говорит - я 25 лет здесь живу и впервые узнал, что в первом подъезде жил Высоцкий. Потом мы зашли в подъезд, переговорили с консьержкой, у нас была камера, и мы хотели снять интервью с мамой Высоцкого. Она уже была пожилая, ей было примерно 88 лет, она прожила 93 года. Мы ей позвонили, она сказала - я сейчас спущусь в магазин. Мы её встретили на лестничной площадке – очень милая, очень вежливая культурная москвичка. Мы поговорили с ней, она очень сильно удивилась, что мы из Бурятии увлекаемся творчеством Высоцкого. Оказывается, очень многие люди приезжают, прорываются через консьержку, стучаться в дверь и не добившись ничего, просто садятся рядом и выпивают в память о Высоцком. Также я не помню, в той или не в той поездке я познакомился со второй женой Высоцкого, Людмилой Абрамовой, которая является матерью двоих сыновей Высоцкого. Интересная женщина, мы с ней очень много разговаривали и мне показалось даже, что в разговоре она использует манеру Высоцкого.

И. Озеров

- В программе «Большой повод» принимал участие Юрий Ботоев, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго!


Комментарии для сайта Cackle

© 2004-2020 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: [email protected]

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^