Music Hosting - Audio Hosting -
22 декабря 2016 года
Кинорежиссёр, поэт, автор-исполнитель собственных песен и стихов Юрий Ботоев обсуждает с ведущим программы «Большой повод» итоги Первого фестиваля бурятского кино, особенности развития киноиндустрии в Бурятии, приносит ли эта деятельность ощутимые доходы, стоит ли кинематогрфистам объединиться в оду большую студию, и другие вопросы.
(с сокращениями)
И. Озеров
- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Большой повод», в студии Игорь Озеров, и я рад приветствовать кинорежиссёра, поэта, автора и исполнителя собственных песен и стихов Юрия Ботоева. Юра, добрый день!
Ю. Ботоев
- Добрый день, Игорь, добрый день, уважаемые радиослушатели!
И. Озеров
- Мы сегодня будем говорить о фестивале бурятского кино, который закончился буквально несколько дней назад. Ты принимал в нём активное участие - в «Фэйсбуке» я видел, как ты специально для этого дела надел галстук, пиджак, очень представительно смотрелся с Панкратовым-Чёрным на фотографиях. Поговорим о фестивале, о его программе, о номинантах и, вообще, о кинематографе Бурятии.
Ю. Ботоев
- По поводу костюма – действительно, у меня такой образ, я ношу бейсболки, футболки…
И. Озеров
- В папахе, в кубанке с автоматом (смеётся).
Ю. Ботоев
- А когда я пришёл в костюме, со мной никто не здоровался – люди просто меня не узнавали. Когда я спросил – чего не здороваетесь, сказали - мы подумали это какой-то депутатик стоит в углу. А получилось как - месяц или два месяца назад администрация города Улан-Удэ решила проводить кинофестиваль. Деньги были выделены целевым образом на конкурс красоты и кинофестиваль - видимо, у нас очень много снимающих людей и очень много красивых людей. Я сначала относился к этому скептически, я думал, что за такой короткий срок провести кинофестиваль невозможно. Оказывается, можно провести, огромная в связи с этим благодарность и восхищение телекомпании «Тивиком» - они действительно сделали это событие.
И. Озеров
- Я знаю, они ночами не спали – готовились.
Ю. Ботоев
- Они меня пригласили, вспомнили, что я в своё время снял кинофильмы «Тайна завещания» и «Каникулы в Таиланде». И я написал такое стихотворение:
Жили скромно, кто-то злился,
Не заглядывая вдаль!
Вдруг на голову свалился
Этот кинофестиваль!
К юбилею центр деньги
Дал огромные сюда!
Но, поставят сразу к стенке,
Если деньги не туда.
А куда? А на культуру!
Только, чтоб потратить вмиг!
«Вы там, что рехнулись сдуру?
Это ж форменный тупик!
Это ж как построить школу
Дней за 20, 25,
Или завтра по футболу
Чемпионом сборной стать!»
Ну, а центр бюрократит,
Продолжая детский сад:
«Если город не потратит,
Заберём мы всё назад!»
Город в думы погрузился,
Одновременно в печаль.
Вот отсюда и родился
Этот кинофестиваль…
Это было озаренье:
Здесь ж снимается кино!
Вот туда и влупим денег!
Подтверждаем? Решено!
Здесь десятки режиссёров
И почти 50 картин,-
Вот чуть-чуть и станем скоро
Голливудом мы вторым.
Каждый третий горожанин
Снялся хоть в одном кино.
Кинопром наш неустанен,
Лепит фильмы всё равно!
Правда, зритель избалован -
Остывает интерес.
В прежнем - он разочарован,
В новом - хочется чудес!..
Нас ничто не напугает,
Закаляемся, как сталь!
Кстати, в этом помогает
Этот кинофестиваль.
Зритель может пообщаться
И увидеть нас живьём,
Тех, кто рад для вас стараться,
Создавая кинопром.
Целый город фестивальный!
Это ж праздник, а не жизнь!
Уровень, прям федеральный,
Гости, из Москвы, кажись…
Нам такие инвестиции
Подавай хоть каждый час,
Чтобы также из столицы
Финансировали нас.
Круглый год, начав с июня!
Отвечаю за базар,
Что однажды переплюнем
Пресловутый Аватар.
Нам чуток бы подучиться,
Выпить тот секретный грааль…
Может, впрямь и пригодится
Этот кинофестиваль!
И. Озеров
- Когда писал, видимо, закладывался сарказм, а потом всё это обернулось вполне трезвой одой.
Ю. Ботоев
- Я стараюсь задеть все стороны. Действительно, у нас каждый третий горожанин снимался в кино, и я знаю, Игорь, что ты тоже снимался, я тебя тоже видела в фильме «Решала».
И. Озеров
- Ой, не говори.
Ю. Ботоев
- Ты играл там очень серьёзного милиционера, в оружейном магазине стоял.
И. Озеров
- Это не в силу актёрских данных, а просто, на самом деле, республика маленькая, все задействованы. Знакомые в последний момент безо всякого кастинга попросили - у нас последняя сцена осталась - давай, помоги. Давай перейдём к программе фестиваля, ты в стихотворении говоришь, что 50 фильмов.
Ю. Ботоев
- Около 50-ти, фестиваль выявил новых режиссёров и картины, если собрать всё, наверное, получится даже больше 50-ти. Есть ещё масса любительских фильмов, которые люди делают на дому, на коленке. Наверное, воздух у нас такой или атмосфера, что пошло́ кино – я не знаю, почему. Я разговаривал с иркутянами, у них не так много фильмов снято. «Похабовск»…
И. Озеров
- Да, один из успешных, иркутско-улан-удэнский.
Ю. Ботоев
- Вполне возможно, это началось с энтузиазма потому что не было в республике другого способа как-то самовыразиться и заработать. С иркутянами разговариваю, они говорят - ну, зачем нам это надо? Прагматично очень говорят - я лучше сниму 10 свадеб и заработаю буквально за два месяца, чем делать полгода кино. А на то, чтобы сделать кино, уходит практически год человеческой жизни.
И. Озеров
- В программе фестиваля было заявлено 22 фильма, 22 номинации – раздали всем сёстрам по серьгам. Ты все фильмы посмотрел?
Ю. Ботоев
- Я стараюсь смотреть все фильмы, но, здесь так как я был участником и показывал свои фильмы, не довелось. Но, действительно, мне интересен наш кинематограф, его направления и тенденции.
И. Озеров
- Александр Панкратов-Чёрный похвалил наш кинематограф, и сказал, что у нас слишком много киностудий, которым надо объединяться. Есть смысл городить нам здесь «Бурятфильм» или ещё что-то?
Ю. Ботоев
- На фестивале мы со многими подружились. До этого мы просто знали о существовании друг друга, а встретившись, мы нашли общий язык. Какое-то продолжение этого общения должно быть, но, опять же, что подразумевается под киностудией? Панкратов-Чёрный имеет определённый опыт, он видел, как это всё создавалось в советское время и как создаётся сейчас. Видя наши фильмы, он, скорее всего, подразумевает какую-то материально-техническую базу - где-то у нас не хватает кранов, супер-вертолётов, и так далее. В данном случае, на киностудии есть операторы, ты приходишь и говоришь - я хочу снять кино, у меня есть бюджет, мне нужны два оператора, краны, тележки, и это всё даётся. Но, опять же, если это будет выгодно, а если брать цены московских киностудий, то там цены такие бешеные, что проще нам дальше продолжать снимать на фотоаппаратах. Опять же, рынки сбыта – где это будет демонстрироваться? Почему голливудские киностудии такие мощные и сильные? Потому что материально-техническая база выше, опыт больше, и рынок сбыта у них большой. Если они потратили 50 миллионов долларов на производство фильма, то они даже с чисто англоязычного мира соберут полмиллиарда – в десять раз больше! В России самый дорогой условный фильм стоит 30 миллионов долларов, но, он и этих денег в СНГ не соберёт. Российское кино выпускает ровно настолько, насколько может себя окупить или хотя бы вернуть эти деньги. Иностранный рынок сбыта - это конкуренция, там уже Голливуд, там Индия, и выйти хотя бы одним фильмом тому же Бондарчуку очень сложно, это та же киношная мафия. Это то же самое, как, например, в трубу Газпрома попытаться в Европу попроситься со своим газом. Можно я свой газик по вашей трубе отправлю в Европу – десять кубометров, просто хочу заработать? Не дадут же, правильно?
И. Озеров
- Киностудии в Советском Союзе появлялись на государственной основе с государственной цензурой, и так далее. Собственно, нынешние «Мосфильмы» - это остатки той советской системы. В Америке, насколько я понимаю, всё шло от частной инициативы, государство в этом плане никаким образом не участвовало, и их схема выглядит более успешной. У нас это каким образом может выглядеть? Или, коль начался у нас кинематограф с частной инициативы, может быть, пускай они на рыночной основе, кто хочет, объединяются, а нет – так и нет? Или государство должно здесь обязательно поучаствовать, чтобы дать какой-то импульс?
Ю. Ботоев
- Сложно сказать. Я против того, чтобы государство активно участвовало - сейчас кризисное время, в садиках и школах не хватает денег на питание. Могут быть проекты наподобие нашего фестиваля - если наш кинематограф заметят, то, возможно, это будет развиваться. А на сегодняшний день наше бурятское кино предсказуемо.
И. Озеров
- Предсказуемо в каком плане?
Ю. Ботоев
- Идя в кино на наш фильм, человек понимает, что примерно такое же он уже видел. Но, есть много жанров, которые ещё не были в бурятском кино – например, какой-нибудь фэнтези с элементами компьютерной графики, полнометражная мультипликация, те же самые фильмы ужасов или 3D кино. Если у нас появится первое 3D кино, то люди точно пойдут – это я подсказываю. У меня огромные надежды на фестиваль, что это вдохновит людей. И ещё здорово, что наши местные кинотеатры открыли для нас двери. Допустим, моя «Тайна завещания» выходила в Иркутске в 2014 году, и мне тогда повезло, что мне одна киносеть дала очень много прокатов. А вторая киносеть сказала - раз вы в той киносети будете кататься, значит, катайтесь у них. А если обе сети отказали, я бы вообще на рынок не вышел.
Ю. Ботоев: Если у нас в Бурятии появится первое 3D кино, то люди точно пойдут – это я подсказываю
И. Озеров
- Такая опасность тоже есть - ты сделаешь продукт, а его никто не возьмёт?
Ю. Ботоев
- Для иркутского рынка такая опасность существует.
И. Озеров
- На фестивале в номинации «Первый мистический фильм» победил твой фильм «Тайна завещания», а «Первым международным фильмом» стали твои «Каникулы в Таиланде». Скажи пожалуйста, насколько сложно решиться начать снимать кино, какие вложения для этого требуются и сколько из тех 22 фестивальных фильмов окупилось или это сплошная убыточность?
Ю. Ботоев
- По поводу окупаемости – вначале было проще. «Тайну завещания» я снимал в 2011-2012 годах, это немножко наивный фильм, такая проба пера в поисках жанра. Он собрал не так много, как «Чайник» и «На Байкал», но собрал, а сейчас ребята сталкиваются с трудностями проката. Фильмов выходит много, и зритель, может быть, даже недополучает информацию о том, что эти фильмы есть. Может быть, сказывается кризисная ситуация, кинотеатры держат цены на билеты, они тоже хотят заработать - кинопроизводитель и кинопрокатчик получают по 50 процентов. «Каникулы в Таиланде» заработал гораздо больше денег, чем «Тайна завещания», это было докризисное время, и тогда был большой интерес со стороны коммерческих структур, чтобы их продукция была вскользь показана, а они за это нам давали денежку. Но, у нас, всё равно малоформатное кино, и мы стараемся тратить меньше, чем хотелось бы.
Ю. Ботоев: «Тайну завещания» я снимал в 2011-2012 годах, это немножко наивный фильм, такая проба пера в поисках жанра. Он собрал не так много, как «Чайник» и «На Байкал», но собрал, а сейчас ребята сталкиваются с трудностями проката. Фильмов выходит много, и зритель, может быть, даже недополучает информацию о том, что эти фильмы есть
И. Озеров
- Какой фильм обошёлся дороже?
Ю. Ботоев
- «Тайна завещания» снималась здесь, и мы сняли его за копейки. «Каникулы в Таиланде» обошёлся дороже, потому что мы ездили в Иркутск, возили людей в Таиланд.
И. Озеров
- В программе «Большой повод» принимал участие Юрий Ботоев, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!
Ю. Ботоев
↓