19 апреля 2016, 12:31

Были буряты, которые знали английский на момент приезда сюда Бестужева (18.04.2016)

Upload Music - Embed Audio -

18 апреля 2016 года

Краевед Виктор Харитонов обсуждает с ведущим программы "Большой повод" 225-летие со дня рождения декабриста Николая Александровича Бестужева, его биографию, и увековечивание его памяти.

(с сокращениями)

И. Озеров

- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Большой повод», в студии Игорь Озеров, и сегодня мы беседуем с краеведом Виктором Харитоновым. Виктор, я тебя приветствую!

В. Харитонов

- Добрый день!

И. Озеров

- Повод, действительно, значимый – 225 лет назад родился Николай Александрович Бестужев, имя которого неразрывно связано с Бурятией, именем этого человека назван Русский драматический театр. Почему нужно об этом человеке говорить, вспоминать его?

В. Харитонов

- Мы обычно говорим о плеядах – пушкинская плеяда, плеяда Екатерины Второй. Наверное, нам повезло, что сюда, в Сибирь сослали Николая Александровича Бестужева. Один из самых блестящих морских, культурных деятелей, он принял участие в декабрьском восстании 1825 года против крепостного права, подчёркиваю, а не против царя. Оказавшись здесь, в Новоселенгинске в 1839 году, он оказался в той среде, которая благотворно восприняла его, и благодаря которой он очень много сделал для Бурятии – именно поэтому мы его и вспоминаем. Но, вспоминать его нужно не только в рамках Бурятии, но, и в рамках России. Он был знакомым Пушкина, знакомым Грибоедова, знакомым целой пледы морских флотоводцев – Нахимова, Лазарева, Корнилова. Он должен был быть адъютантом Кутузова, с которым был лично знаком. И этот человек волею судьбы оказался в Сибири в Новоселенгинске, тогда ещё в Селенгинске. Многие декабристы оказались в Сибири, но, только несколько из них не выпали из общественной жизни. Благодаря переписке, благодаря своим ученикам, он оказался в центре событий. Будучи в ссылке, такое чувство, что он даже не воспринимал, что его сослали – послали здесь жить. Для многих декабристов, оттого, что их сослали, оттого, что они оказались на каторге – это была трагедия. Бестужев оказался в Селенгинске, где уже была подготовлена культурная среда, и декабристов восприняли как друзей, как единомышленников. Из 14-ти декабристов, которые жили в Бурятии, Бестужев остаётся, фактически, единственным, которого помнят, и который, действительно, оставил след в истории Бурятии, более того, приобрёл два дома в Бурятии - музей декабристов в Новоселенгинске и театр имени Бестужева.

И. Озеров

- Есть ещё улица в Улан-Удэ, названная его именем.



В. Харитонов: Наверное, нам повезло, что сюда, в Сибирь сослали Николая Александровича Бестужева. Один из самых блестящих морских, культурных деятелей, он принял участие в декабрьском восстании 1825 года против крепостного права, подчёркиваю, а не против царя



В. Харитонов

- Улиц, на самом деле, в Бурятии, по-моему, три, а насчёт театра особый разговор. Некоторые люди (задаются вопросом) - почему присвоили имя Бестужева театру русской драмы? Все вспоминают, что Бестужев был моряк, декабрист, художник, но, мало кто знает, что он был активным театральным деятелем. Он очень много сделал для театра, и он создал – даже не знаю, как определить – первый непрофессиональный профессиональный театр. Впервые моряки, курсанты, офицеры играли в Кронштадтском театре, который создал Николай Бестужев. В этот театр приезжали учиться лучшие актёры Петербурга! Михаил Александрович Бестужев, брат (Николая), вспоминает, что он был там и актёром, и режиссёром, и костюмером. Он внёс определённый вклад в театральное движение, театр перестал быть профессиональным, театр стал любительским, одним из создателем которого был Николай Александрович Бестужев.

И. Озеров

- Имя улан-удэнскому театру присвоено за театральные заслуги или по совокупности?

В. Харитонов

- Я думаю, когда присваивали, об этом не думали. Был юбилей, сто лет Бестужеву, и как-то очень хотелось отметить…

И. Озеров

- Витя, поправлю – 200 лет со дня рождения.

В. Харитонов

- Всем хотелось отметить этого человека, и по какому-то наитию назвали театр. Мне кажется, это очень правильно. Сын купца Алексея Михайловича Лушникова – Александр Алексеевич Лушников вспоминал – Николай Бестужев читал «Ревизора» Гоголя в лицах, и люди в Селенгинске были просто потрясены этим спектаклем. И один из лучших спектаклей, который поставила ещё на старой сцене русская драма – это был «Ревизор», это был удивительный «Ревизор»! Русская драма, несмотря на перемены режиссёров, всегда ставит, и неплохо ставит, русскую классику. Мы знаем «Ревизора», мы знаем «Горе от ума»…

И. Озеров

- Недавний эксперимент с «Преступлением и наказанием»…

В. Харитонов

- Ну, Достоевского Бестужев не знал…

И. Озеров

- Виктор, для царской власти Бестужев был государственный преступник, и в этом статусе он здесь оказался, почему в советское время его имя не было присвоено театру? 

В. Харитонов

- Декабристы всегда были почитаемы, как ни странно, - всегда и везде. Я в 1988 году поехал в Москву, и первое, что мне показали - замечательное издание «Декабристы-кавалергарды», вышедшее в Париже. При советской власти, конечно, декабристы тоже были почитаемы, и спасибо Владимиру Ильичу Ленину, который сказал: «Декабристы разбудили Герцена», а тот начал революционную пропаганду. Проблема в том, что можно было писать о них, но, нельзя было печатать их. Большинство декабристов были монархисты, как это и странно звучит. Да, были люди, как тот же Пестель, ещё несколько человек, которые считали, что нужна республика, но, большинство декабристов были монархистами, и предполагали, что именно монарх может решить вопрос о рабстве. Когда охаивают декабристов – это невежество и хамство.

И. Озеров

- А кто их охаивает?

В. Харитонов

- Не волнуйтесь, даже у нас есть люди, которые пишут статьи, что нужно отказаться от имени декабристов, что-то ещё…



В. Харитонов: При советской власти, конечно, декабристы тоже были почитаемы, и спасибо Владимиру Ильичу Ленину, который сказал: «Декабристы разбудили Герцена», а тот начал революционную пропаганду. Проблема в том, что можно было писать о них, но, нельзя было печатать их. Большинство декабристов были монархисты, как это и странно звучит



И. Озеров

- Что им вменяют – борьбу с монархией?

В. Харитонов

- То, что они поднялись против власти. Ребята, мы показываем фильмы о рабстве в Америке – у нас до сих пор не снято нормального серьёзного фильма о крепостничестве в России. Людей убивали, беззаконно ссылали. Были случаи, когда люди, сосланные в Сибирь, обретали здесь свободу больше, чем под своими хозяевами. Сейчас мы начали снова гордиться империей, и как-то стало стыдно, что империя была крепостнической. У нас про крепостничество один фильм - «Барышня-крестьянка», ну, и «Дубровский». Декабристы хотели только одного - нормального, христианского подхода к человеку. Человек не имеет права владеть человеком – всё! Ещё раз – когда говорят о декабристах плохо… Да, был очень странный человек Пестель, наверное, не вполне нормальный был Каховский, но, Рылеева убили! Бестужев каждый год ставил в церкви свечку за убиенного – там есть разница – за убиенного Рылеева. За что убили поэта?

И. Озеров

- Разница, ты имеешь в виду - между казнённым и убитым?

В. Харитонов

- Рылеева убивали ни за что, даже по тем законам это было неправильно. Вернёмся к Николаю Александровичу. Из 200 декабристов больше ста сослали в Сибирь, в Забайкалье, но, в центре внимания остались только Лунин, Бестужев, в какой-то степени, Волконский – на самом деле, всего несколько человек. Некоторые были на слуху, потому что они были князья. Почему Бестужев оставался в элите на каторге, на поселении? Когда разрешили переписку, он переписывался с военными, с моряками, с географами. Его ученики защищали Севастополь –Нахимов, Лазарев, Корнилов. Если бы был адмирал Бестужев, может быть и Севастополь остался? Об обороне Севастополя несколько человек, включая Бестужева, писали морскому министру ещё в 1823 – тогда это не прошло.



В. Харитонов: Ребята, мы показываем фильмы о рабстве в Америке – у нас до сих пор не снято нормального серьёзного фильма о крепостничестве в России. Людей убивали, беззаконно ссылали. Были случаи, когда люди, сосланные в Сибирь, обретали здесь свободу больше, чем под своими хозяевами. Сейчас мы начали снова гордиться империей, и как-то стало стыдно, что империя была крепостнической



И. Озеров

- Они о чём писали?

В. Харитонов

- Необходимости усиления обороны против турок и возможной их поддержке со стороны других стран. Записка сохранилась, она опубликована. Более того, он (Бестужев) умирал со словами: «Как там Севастополь?».

И. Озеров

- Вернёмся немножко назад. Мы выяснили, что у Бестужева была блестящая флотская карьера, за год до восстания декабристов он был произведён в капитан-лейтенанты. 14 декабря 1825 года Бестужев вывел на Сенатскую площадь Гвардейский экипаж. Потом что происходило?

В. Харитонов

- Вернёмся к его аресту. Здесь можно вспомнить театр – он пытался уйти, замаскировался, но, его опознали. После ареста каким-то образом его допросы распространялись по Петербургу. Когда его допрашивал генерал Кутузов (не родственник Кутузову), который принимал участие в убийстве Павла Первого…

И. Озеров

- Отца Александра Первого.

В. Харитонов

- Когда Кутузов спросил у Бестужева: «Что же вы сделали», то получил ответ: «Не тебе же спрашивать!». Потом он сидел в Шлиссельбурге, потом его отправили сюда – в Читу, потом в Петровский завод.

И. Озеров

- На каторгу?

В. Харитонов

- Давайте скажем так – да, на каторгу официально. Но, каторга досталась в основном первой партии. Каторгой, конечно, называть это сложно. Это была работа, ограничение свободы, но, это была всё-таки не каторга – примерно, как Ленин в Шушенском, может быть, чуть-чуть строже. В 1839 году Бестужевы приехали в Селенгинск. Ситуация уже изменилась, они могли переписываться, пусть через властей. Торсон пригласил к себе сестру, Бестужевы – своих сестёр. Они могли общаться с местным населением, что в Петровском заводе наказывалось. У Бестужева родился сын – Алексей Дмитриевич Старцев.

И. Озеров

- Незаконорожденный.

В. Харитонов

- Я не знаю, что такое незаконнорожденный.

И. Озеров

- Рождённый вне брака.

В. Харитонов

- Я подозреваю, у бурят это было в браке. Мы сталкиваемся с мифами о Бестужеве – до сих пор в литературе описывается, что Бестужевы начали выращивать в Бурятии арбузы. Арбузы в Бурятии начали выращивать в конце XVIII века. Бестужевы, приехав в Селенгинск, пишут: «Мы с удовольствием едим арбузы». Второй миф – Бестужевы были инициаторами распространения одной из пород овец. Неправда – ещё за 10 лет до этого местные жители пытались разводить тонкорунных овец, а Бестужевы просто приняли в этих попытках участие, хотя, совершенно без успеха. Третий миф – Бестужев открыл уголь на Гусином Озере. Это тоже неправда. Первым уголь описал Паллас ещё в XVIII веке. Бестужев не нуждается в этих мифах. Первое, что он пишет, приехав в Селенгинск: «У Старцевых хорошая библиотека». Люди, встретившие Бестужева, были образованы, культурны. Некоторые говорят – приехали Бестужевы, и край расцвёл, нет! Да, они стали детонатором, и, может быть, сформировали направление, но, люди уже были читающие, образованные, и, именно поэтому, Бестужевым здесь оказалось комфортно. Да, Торсон со своей мнительностью тяжело переносил поселение – моряк в степи, человек, который принимал участие в открытии Антарктиды, проплыл вокруг света, - для него здесь были психологический дискомфорт. В Кяхтинском музее довольно долго хранилось чучело попугая, который жил у Лушникова, а к нему перешёл от Торсона, который привёз его из кругосветного путешествия. Попугай умер в конце XIX века, ему было минимум сто лет, крупный попугай был. Я застал людей, которые помнили чучело этого попугая в Кяхтинском музее.

И. Озеров

- Долгожитель.

В. Харитонов

- Ещё о мифах – даже смерть Бестужева превратилась в миф. Мы не знаем, как он умер. Мы знаем – заболел воспалением лёгких и 15-го мая 1855 года умер. Рассказывали, что он уступил место двум старушкам…

И. Озеров

- Да, сам поехал на козлах, простудился и умер.

В. Харитонов

- Есть описание, что он кого-то чуть ли не из проруби вынимал. Что-то, безусловно, было. Незадолго до смерти, во время последней поездки в Иркутск он встречался с декабристами, Хамбо Ламой Ишижамсуевым, Доржи Банзаровым.

И. Озеров

- Все легендарные люди.

В. Харитонов

- Они чуть ли не пили вместе. Есть документы отъезда Бестужева из Иркутска, получается, что он уехал после похорон Доржи Банзарова.

И. Озеров

- Уехал, и через несколько месяцев умер. У местного населения не было отношения к Бестужевым, как к преступникам?

В. Харитонов

- Старообрядцы однозначно воспринимали их, как своих, сибиряки и буряты – тоже. Антипатии не было в принципе никакой, даже местная власть воспринимала хорошо, более того, радовалась, что такие люди появились.

И. Озеров

- Чем реально здесь занимался Николай Александрович Бестужев, как контактировал с местным населением, с кем общался?

В. Харитонов

- Знакомство с местными жителями началось ещё в Петровском Заводе. Кяхтинцы, вы будете смеяться, но, это правда, туда ездили на экскурсию – верхнеудинцы, кяхтинцы, селенгинцы, даже иркутяне ездили в Петровский Завод посмотреть на декабристов. Декабристы были знакомы и с местными купцами, врачами, учителями, чиновниками, более или менее образованными крестьянами. Бестужевы выбрали Селенгинск, потому что здесь оказался их друг Торсон. Городской голова Шапошников принимал их у себя в гостях, потом получил втык, и эту бумажку в рамке приклеил на стенку..

И. Озеров

- Фронда такая.

В. Харитонов

- Нет, не фронда – дальше Верхнеудинска не сошлют, люди во многом были фаталистами. В домах Старцевых и Наквасиных для них всегда были готовы комнаты.

И. Озеров

- Чем Николай Александрович занимался здесь?

В. Харитонов

- Если в экономическом плане – всякой ерундой. Разведением тонкорунных овец, ещё в 1828 году несколько селенгинских купцов заказали из Европы несколько тонкорунных овец. Бестужев, ещё будучи на каторге, начал вкладывать в это деньги, ожидая, что здесь будет приплод. Направление было правильное, но, не получилось.

И. Озеров

- Собственно, как и у Советской власти столетием позже.

В. Харитонов

- Бестужев занимался творчеством, зарабатывал в основном кистью. В Верхнеудинске он прожил почти год, официально находясь в Селенгинске, ещё жил в Кяхте - он жил здесь совершенно свободно. Допустим, селенгинский чиновник не имел материальной возможности съездить в Иркутск, а сосланный Бестужев ездил в Кяхту, Вехнеудинск, в Иркутск.

И. Озеров

- Власть закрывала на это глаза?

В. Харитонов

- Да, официально он безвыездно жил в Селенгинске. Единственное место, куда он выезжал официально – на курорт в Горячинск. Декабрист Раевский имел свою дачу в Тунке, он приезжал летом и жил там месяцами, собирал там ягоды. Мы с братом нашли документы о Бестужеве-прихожанине, он и его сестра крестили детей. Нынешний год – это год кино. Удивительно, что в кино попала современница и близкий человек семьи Бестужевых. В 1926 году, за год до «Потомка Чингисхана» здесь снимали фильм «От Москвы до Владивостока» (фильм назывался «Дальневосточный экспресс»), и в нём сняли 90-летнюю Жыгмыт Анаеву - няньку детей Бестужевых, эти кадры сохранились. Прошлое не ушло, оно стоит здесь, рядышком.

И. Озеров

- О семейной жизни Бестужева расскажи, пожалуйста.

В. Харитонов

- Это была хорошая близкая связь, двое детей (Бестужев жил гражданским браком с Дулмой Сабилаевой), для бурят это было нормально, для Николая Бестужева, судя по всему, тоже, он сам был рождён вне брака. Мы знаем о моменте крещения Алексея Дмитриевича, сына Николая Бестужева. Он крестился взрослым, в 18 лет, воспитывался у деда-бурята, он был хорошо знаком с Хамбо Ламой. Он стал крупным купцом, долларовым и рублёвым миллионером, владельцем огромных производств, торговли, благотворителем. Умер во Владивостоке в 1900 году от глупого сообщения, что его библиотека погибла. Потом выяснилось, что сгорел соседний дом – ему сообщили неточные данные.

И. Озеров

- Я видел информацию, что библиотека погибла в боксёрском восстании в Китае.

В. Харитонов

- Нет, не погибла, библиотека, скорее всего, сейчас хранится в Китае. Там была коллекция буддийских текстов, она частично сохранилась в Эрмитаже, в составе коллекции Ухтомского, в Иркутске. Даже то, что сохранилось – это уникальные вещи. А дочь Бестужева, Екатерина, вышла замуж за Найдана Гомбоева. Он крестился, а его брат, Дампил Гомбоев был реформатором буддизма. Найдан Гомбоев был почтовым чиновником с посольской должностью в Пекине. Во время боксёрского восстания он узнал, что возможна гибель Зандан Жуу… 

И. Озеров

- Сандалового Будды.

В. Харитонов

- Он или подкупил китайцев, или выкрал Зандан Жуу – есть разные версии. Зандан Жуу был вывезен из Китая, замотан в мокрые тряпки, чтобы не усох при перевозке по пустыне, и привезён в Бурятию. Ещё он, скажем корректно, не дал погибнуть «Золотому Ганжуру» - он сейчас находится в Петербурге. Семья была большая, часть осталась в России, попали под ражданскую войну, и всё прочее.

И. Озеров

- Дети Старцева (внуки Бестужева), были расстреляны в 1937 и 1938 годах.

В. Харитонов

- Были дети Бестужева, ученики Бестужева – это была единая среда.

И. Озеров

- Тоже можно говорить о некоей плеяде.

В. Харитонов

- Ты правильно заметил. В конце XIX века возникло что-то вроде клуба – Алексей Дмитриевич Старцев, Найдан Гомбоев, Дампил Гомбоев, Екатерина Дмитриевна Гомбоева, Дмитрий Петрович Першин, Юмжап Лумбунов, которые вкладывали огромные деньги в издание книг о бурятах, стипендии для бурят и сибиряков. Это была активная, серьёзная деятельность, но, смерть Старцева это дело прекратила.

И. Озеров

- В 1975 году в Новоселенгинске, родном для тебя месте, в доме купца Старцева был открыт музей декабристов, в том числе, значительная часть его посвящена вот Николаю Александровичу Бестужеву.

В. Харитонов

- Ещё когда не было музея, люди ехали просто посмотреть на дом и на могилу декабристов. Вполне возможно, что печи в этом доме построены по проекту Бестужева, он этим очень интересовался. Моя бабушка работала в магазине, до того, как он стал музеем, она говорила, что небольшая охапка дров топила весь дом. Я начал работать в музее в 1986 году, доходило до 12-ти экскурсий в день, мне приходилось менять рубашку. Люди ехали через всю Россию специально, чтобы посмотреть музей декабристов и могилу Бестужевых. Он был символом свободы, конечно, все декабристы были таким символом, но, некоторые были более символичны. Бестужев был символом свободы, творчества, удивительного таланта. Приезжавших людей мне приходилось устраивать ночевать дома. Сейчас музей живёт, работает, и, как ни странно, очень достойно выживает.

И. Озеров

- Память Бестужева увековечена в фильме Бараса Халзанова «Нет чужой земли»…



В. Харитонов: Я начал работать в музее в 1986 году, доходило до 12-ти экскурсий в день, мне приходилось менять рубашку. Люди ехали через всю Россию специально, чтобы посмотреть музей декабристов и могилу Бестужевых



В. Харитонов

- Можно сказать про фильм?

И. Озеров

- Конечно.

В. Харитонов

- Я очень любил Бараса, но, из-за фильма подрались.

И. Озеров

- Реально подрались?

В. Харитонов

- Я кидал в него пепельницей и убегал, потому что сто килограмм Бараса, и, на тот момент, 48 моих были разницей.

И. Озеров

- Чем тебя фильм не устроил?

В. Харитонов

- Фильм антиисторический. Я понимаю, Барас делал от чистого сердца, он пытался показать, что декабристы цивилизовали бурят, но, на самом деле, и картошку буряты выращивали, русскую грамоту знали, были буряты, которые знали английский на момент приезда сюда Бестужева.

И. Озеров

- Это с (английскими) миссионерами связано?

В. Харитонов

- С миссионерами, конечно. Барас был умница, мы с ним помирились, и он мне подарил письма Бестужева под редакцией Троцкого 1929 года издания. Вообще, биографией Бестужева занимались удивительные люди – Барановская, супруга человека, спасшего собор Василя Блаженного, Азадовский, которого всячески преследовали за то, что он космпополит. Декабристы всегда были символом свободы, ещё раз подчёркиваю – всякий, кто осуждает декабристов, является неучем и хамом, готов отвечать за свои слова.

И. Озеров

- Это была программа «Большой повод», с краеведом Виктором Харитоновым мы вспоминали Николая Александровича Бестужева, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!

В. Харитонов

- До свиданья!
        

Комментарии для сайта Cackle

© 2004-2020 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: [email protected]

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^