25 октября 2016 года
Руководитель движения КВН Бурятии Чингис Болотов обсуждает с ведущим программы "Большой повод" Игорем Озеровым выход команды КВН "Хара Морин" в финал Азиатской лиги КВН, выступление Татьяны Нежельской в шоу "Comedy Woman" и её возможный уход из команды, взаимоотношения КВН-щиков с государством, впечатления от работы на выборах, предстоящий финал Кубка КВН Бурятии, а также другие вопросы.
(с сокращениями)
И. Озеров
- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Большой повод», в студии Игорь Озеров, и я рад приветствовать руководителя движения КВН в Бурятии Чингиса Болотова. Чингис, добрый день!
Ч. Болотов
- Добрый день!
И. Озеров
- Команда КВН «Хара Морин» вышла в финал азиатской Лиги КВН. Что это за формат?
Ч. Болотов
- Мы не хотели к этому привлекать внимания, и мало кто это опубликовал, и слава богу! Мы к Лиге КВН «Азия» очень хорошо относимся, эта площадка, с которой мы начинали свой путь, и сейчас это площадка, на которой мы поддерживаем форму, там мы проверяем свои шутки, делаем какие-то эксперименты, и так далее. У команды, вылетевшей с 1/8 Высшей лиги образовался свободный график, но, мы понимаем, что надо развиваться. Почему ещё интересно туда ездить - это Красноярск, это центр нашей страны…
И. Озеров
- Географический.
Ч. Болотов
- Там совершенно другой менталитет, российский менталитет, который нам интересен. Плюс туда приезжает редактор с Высшей лиги Дмитрий Шпеньков – это товарищеские, тренировочные игры, в которых мы не преследуем цели выиграть. Скоро мы поедем на финал, и ничего страшного не будет, если мы проиграем. К следующему сезону надо представить что-то новое, поэтому отрабатывать это где-то нужно. В Бурятии, в Улан-Удэ мы этого сделать не сможем.
И. Озеров
- Почему? Менталитет не тот?
Ч. Болотов
- Мы здесь живём в своём мире – культурном, закрытом, хорошем - это совершенно другая специфика понимания многих вещей, совершенно другой подход ко многим федеральным событиям. Невозможно что-то стандартное российское применить к Республике Бурятия - это не только КВН касается. Это касается многих бизнес-идей, культурных вещей, и так далее. Поэтому, наверное, и пользуется успехом деятели, которые привыкли работать именно в Республике Бурятии, они знают наш менталитет.
И. Озеров
- Мы вообще уникальные-уникальные или похожи на другие национальные республики – Туву, Калмыкию, Башкирию?
Ч. Болотов
- Наш национальный регион не совсем, так сказать, крайне национальный. Проблема здесь кроется во всех жителях республики.
Ч. Болотов: Мы здесь живём в своём мире – культурном, закрытом, хорошем - это совершенно другая специфика понимания многих вещей, совершенно другой подход ко многим федеральным событиям. Невозможно что-то стандартное российское применить к Республике Бурятия - это не только КВН касается
И. Озеров
- Менталитет – это обязательно проблема? (смеётся).
Ч. Болотов
- Дело в том, что есть другие национальные регионы, у которых есть своя какая-то замкнутость. Мы не то что не принимаем инородные тела, мы их принимаем, но заставляем их принимать нашу форму. Это, в том числе, и в политике очень чётко видно – допустим, наш глава Республики Бурятии Вячеслав Наговицын. Когда он приехал, это был активный менеджер, который в начале своего правления очень хорошо и много всего делал. Сейчас это полностью бурятский политик, который долго принимает решения, который сомневается, думает – у главы Бурятии сейчас абсолютно бурятская схема поведения. Этого конкретного примера, мне кажется, достаточно.
И. Озеров
- Да, он самый яркий за последнее время.
Ч. Болотов
- Если даже сравнить с Иркутском - была такая команда КВН «Байкал», и там столкнулись два менталитета. Иркутск - это генетические потомки дворян, умов России, в XVIII – XIX веках туда ссылали…
И. Озеров
- Самый яркий пример – декабристы, которых и нам тоже ссылали.
Ч. Болотов
- Тем не менее, по численности декабристов там было больше. Когда мы начали работать с иркутянами, было интересно сравнить – если они говорят: «В 18.45 репетиция», то в 18.45 начинается репетиция. В наших головах было – в 18.45 только прийти, ещё 15 минут подождать человека, который опоздает на 16 минут, и который скажет: «15-16 минут – какая разница?». А для них это большая разница. Бурятия во многих моментах навязывает свой темпо-ритм, свой менталитет в принятии решений – мы очень своеобразные и интересные люди. У нас большое количество людей, получивших высшее образование - это такая, извините меня, шиза бурятского населения.
И. Озеров
- В хорошем смысле этого слова (смеётся).
Ч. Болотов
- Ребёнок обязательно должен получить высшее образование! А, с другой стороны, зачем оно, высшее образование, если потом мы все идём работать в «Абсолют», в «Титан» или работаем какими-то сдельщиками – достаточно было получить хорошее средне-специальное образование.
И. Озеров
- Не скажи – в Томске уборщиц исключительно с высшим образованием берут.
Ч. Болотов: Бурятия во многих моментах навязывает свой темпоритм, свой менталитет в принятии решений – мы очень своеобразные и интересные люди. У нас большое количество людей, получивших высшее образование - это такая, извините меня, шиза бурятского населения
Ч. Болотов
- Извините, Томск – это научный центр. Я встречался с ребятами, которые проживают в кавказских регионах, они говорят - скорее бы отучиться, скорее бы получить это образование, и скорее бы начать работать.
И. Озеров
- КВН-щики так говорят?
Ч. Болотов
- Да. У них конечная цель понятна, а у нас конечная цель – высшее образование (смеётся), а что дальше будет…
И. Озеров
- Сплошной романтизм и неизвестность. А КВН-щики из каких других регионов России вам кажутся ментально близкими?
Ч. Болотов
- Это российские азиатские КВН-щики – «Камызяки». Они так же проживают в России, и у них свой национальный колорит, но они ближе к западу, живут практически в Астрахани. Там рядом Волгоград, Калмыкия.
И. Озеров
- Всё что за Уралом – там очень всё уплотнено – с нашей стороны за Уралом если смотреть.
Ч. Болотов
- Один час проехал – город-миллионник, ещё час проехал - ещё один крупный город, и так далее. У нас ближайшие города – Чита, Иркутск…
И. Озеров
- И, извиняюсь, Якутск. Причём, они не миллионники, ближайший миллионник – Новосибирск.
Ч. Болотов
- Поэтому формируется своя ментальность, и, возможно, она нам помогает избежать многих социальных болезней. Мы не заражаемся ничем плохим, и слава богу.
И. Озеров
- Например? Что из плохого ты имеешь в виду?
Ч. Болотов
- Экстремистские идеи, которые, как зараза, быстро проникают. У нас несмотря на социальное неблагополучие люди достаточно добрые. Ну, конечно, мы не сравнимся с Забайкальским краем…
И. Озеров
- Там ещё добрее?
Ч. Болотов
- В другую сторону. КВН-щики в этом плане - шкала измерения социального напряжения, по шуткам это можно чётко определить. Если команды жестоко шутит про одни убийства, значит у них в регионе вот так вот. Это вычисляется, это видно по командам, по их юмору. КВН-щики - это же зеркало общества, они показывают то, что их волнует, то что они видят ежедневно, то, что актуально для них. Лет 10 назад, на Сочинский фестиваль приезжала команда в Чечне, когда у них только прекратились боевые действия – в минуту у них было три убийства, несколько ножевых ранений, и так далее – для них это смешно, а зал сидит в шоке. Потом они стали меняться и понимать, что на самом деле не совсем хорошо жили. А КВН-щики из других регионов поняли, насколько там всё было сложно и проблемно.
И. Озеров
- А с азиатскими командами из-за рубежа – «Азия-Микс», Астана – есть какие-то взаимоотношения?
Ч. Болотов
- С ним сами тёплые взаимотношения, конкретно с Ильдияром Кененсаровым, капитаном «Азия Микс». Он очень сильно за нас переживает, говорит - я за вашими новостями смотрю, как за сериалом, мне интересно, что с вами произойдёт. Мы близким не просто тем, что они тоже азиатская команда, а, наверное, схожестью судеб. Они тоже не совсем хорошо начинали, у них тоже были проблемы, и они всегда нам говорят – держитесь, не вы одни проигрывали, не нужно расстраиваться! Это старшие КВН-щики, от них, наверное, важно даже получить… получить совет.
Ч. Болотов: Лет 10 назад, на Сочинский фестиваль приезжала команда в Чечне, когда у них только прекратились боевые действия – в минуту у них было три убийства, несколько ножевых ранений, и так далее – для них это смешно, а зал сидит в шоке. Потом они стали меняться и понимать, что на самом деле не совсем хорошо жили. А КВН-щики из других регионов поняли, насколько там всё было сложно и проблемно
И. Озеров
- А не просто получить (смеётся).
Ч. Болотов
- Есть такое выражение – в чужом огороде вкуснее, и когда люди со стороны нам говорят и подсказывают – это действеннее. Мы общаемся, иногда они просят нас записать видео, даже не касающееся КВН, есть общие точки соприкосновения, и это круто.
И. Озеров
- Татьяна Нежельская, ваша фронвумен, замечательная красивая девушка, совсем недавно выступила в «Камеди Вумен». Не собралась ли она в Москву?
Ч. Болотов
- Мы и рады за неё, и, одновременно, есть сожаление, если она всё-таки уйдёт – это будет потеря для команды. Это один из самых талантливых участников нашей команды и 100 процентов это девушка, которая заслуживает какого-то внимания и дальнейшего развития после КВН. Мы, конечно же, хотим, чтобы она продолжала работать в пользу команды КВН «Хара Морин», но, тем не менее, понимаем, что у неё есть своё желание развиваться, и так далее. Если она это выберет, то мы не будем её держать, потому что конфликты интересов мешают, она будет рваться туда, а нам как будто делать одолжение.
И. Озеров
- Как любят говорить женщины – я отдала вам лучшие годы своей жизни.
Ч. Болотов
- Это сто процентов – мне так постоянно заявляют, и не только жена, но и многие КВН-щики (смеётся). КВН – это игра энтузиастов, альтруистов, где очень многое делается на желании. Если нет желания, то, к сожалению, пользы не будет. А так, благодаря Татьяне мы прошли многие игры, благодаря её участию и совместным усилиям получилось то хорошее, что получилось. Мы чемпионы Премьер-лиги, уже есть звание бронзового призёра Первой лиги, вице-чемпионов лиги «Азия» - всё это вместе с Таней. А по поводу её участия в «Камеди Вумен» - это было разовое привлечение.
И. Озеров
- То есть, это её сознательное желание и стремление туда попасть или набор случайностей?
Ч. Болотов
- Это набор случайностей, опять же, слава Богу, её заметили в «ТНТ Production», компании, которая занимается проектом «Камеди Вумен». Но, это не главная роль, а эпизод, по которому мы не можем делать какие-то выводы.
И. Озеров
- Ты с ней по этому поводу ещё не разговаривал?
Ч. Болотов
- Мы разговаривали, но, что будет дальше – всё зависит от предложения ТНТ, пока его не было. Опять же, мы не можем держать человека, который в любую минуту может взять и уйти. Она должна принять решение и сделать выбор.
И. Озеров
- Совмещать никак?
Ч. Болотов
- Это непозволительно из-за позиции творческого телевизионного объединения «АМИК» - каждый человек, который играет в команде, заключает контракт с «Первым каналом», и это будет нарушением одного из пунктов этого контракта.
И. Озеров
- У вас возникали сложности с государственным финансированием, в каком состоянии эта ситуация сейчас?
Ч. Болотов
- Сейчас мы продолжаем прояснять отношения и пытаться понять, кто чего хочет. С их стороны идёт недосказанность, мы пытаемся громко озвучить свою точку зрения. На самом деле, политика подвешенного состояния всегда была очень выгодна дающей стороне - пока замораживается ответ, пока принимается решение… Поэтому мы всегда просим какой-то чёткости и ясности, нам важно понимать, на что мы рассчитываем. Немалую роль играет и то, что лично я во время выборов представлял интересы противоборствующей стороны.
И. Озеров
- Это тебе тоже зачлось?
Ч. Болотов
- Пока мне никто ничего открыто не говорит, но это чувствуется. Здесь я тоже должен сказать. Для того, чтобы дальше работать, мы должны чётко понимать – есть выборы, а есть конкретная политика взаимоотношения государства и общественных организаций - не нужно их смешивать. Как люди думающие, они должны чётко осознавать эту разницу…
И. Озеров
↓