Free Music - Listen Audio - Особое мнение М...
2 февраля 2016 года.
Депутат Народного Хурала Бурятии, руководитель группы компаний "БИН" Матвей Баданов обсуждает с ведущим программы "Особое мнение" Игорем Озеровым ситуацию с возможным приостановлением деятельности по требованию Россельзхознадзора свиноводческого комплекса "Николаевский", и другие вопросы.
(с сокращениями)
И. Озеров
- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Особое мнение», в студии Игорь Озеров, и сегодняшний герой нашей программы – депутат Народного Хурала Бурятии, руководитель группы компаний «БИН», в которую входит свиноводческий комплекс Николаевский, Матвей Баданов. Матвей александрович, я вас приветствую!
М. Баданов
- Здравствуйте!
И. Озеров
- Россельхознадзор на днях предъявил свинокомплексу «Николаевский» претензии экологического характера. В чём суть проблемы, насколько эти претензии обоснованы, и как ситуация развивается сейчас?
М. Баданов
- Ситуация возникла не сегодня, и наша реакция на неё на днях стала несколько тревожной. При производстве любого мяса есть один нюанс - выделяется навоз. При производстве крупного рогатого скота навоз менее агрессивен, чем при производстве свиней. Экологическая тема существует столько времени, сколько существуют комплексы по производству, это связано с концентрацией в одном месте большого количества животных. Свинокомплексы и в Советском Союзе существовали, навоз всегда куда-то отвозили, складировали, и там он, будем говорить, дозревал.
И. Озеров
- То есть, эта технология не изменилась с советских времён?
М. Баданов
- В последнее время в мире появились специальные устройства, которые реакции внутри навоза ускоряют во много раз, и процесс получив большую скорость, снимает остроту. Этот опыт более развит за рубежом, у нас он не имеет большого развития в силу того, что мы всегда считали, что у нас много земли, чего не скажешь о той же Европе, где им тесно живётся. В настоящее время экологи проявляют беспокойство по данному поводу и, конечно, они нас теребили. Чтобы как-то решить эту проблему, мы озвучили её в правительстве, и стали искать, кто в России имеет подобный опыт. Ряд свинокомплексов в европейской части России устанавливал эти биогазовые установки, но, они хорошо подходили, чтобы доложить для репортажа, для передовицы…
И. Озеров
- Ленточку перерезать.
М. Баданов
- Мы выяснили, что ни у кого эти установки нормально не работали.
И. Озеров
- Эти установки чьего производства?
М. Баданов
- В европейской части России они были из Европы. У нас поблизости есть Китай, мы в Китае видели рабочие установки во многих местах, и даже в частных дворах. Риск этих установок связан с отсутствием реального опыта. Правительство поняло, что часть риска оно может взять на себя, и, наверное, функция правительства в этом и заключается. При участии правительства мы заключили договор с одной китайской компанией, и выполнили свою часть строительно-монтажных работ. Когда дело близилось к завершению, стали вылезать некоторые нестыковки, время затягивалось. В конце концов реакция пошла, но не очень эффективно, на что китайцы сказали - вы потом научитесь работать, и тихо умыли руки. Как-то так сложилось, что мы не могли предъявить им претензии, это иностранная компания, их не достанешь, как в России. Пришлось самим вникать в процесс, стали выяснять, что конструкция во многом несовершенна. Когда тот или иной агрегат выходил из строя, мы меняли его на более продвинутый европейский. В конце концов главную свою функцию эта биогазовая установка стала выполнять на сегодняшний день. На выходе навоз теряет свою активность в 20 раз.
И. Озеров
- Эти параметры удовлетворяют экологов?
М. Баданов
- Нет, они экологов не удовлетворяют. Для того, чтобы они их удовлетворяли, этот фрагмент навоза должен дозреть складированный на территории, которая называется «лагуна». Нам нужны соседние участки земли, которые находились в аренде у разных предпринимателей – кто-то собирался построить теплицу, ещё что-то. Но ничего построено не было, а может быть, у них изначально были другие планы. Администрация района собиралась изъять у них эти земли, поскольку нет деятельности, и передать нам. Когда они пытаются это юридически осуществить, противная сторона сопротивляется, и процесс затягивается.
И. Озеров
- Там, видимо, длительный срок аренды?
М. Баданов
- Да, были договора, которые составлены на 49 лет. С одним участком у администрации получилось, но тот участок для нас не очень выгоден, он не совсем близко к нам находится. Есть участок, который непосредственно к нам прилегает, который нам очень удобен, но те предприниматели предлагают откупную. Цена, которую они предлагают, нам кажется неприемлемой. Эта единовременная компенсация во много раз превышает фактические затраты, которые они сами произвели на этом участке. Все их затраты – это оплата аренды в администрацию района.
И. Озеров
- Как ситуация дошла до нынешней точки?
М. Баданов
- Экологи применяли к нас санкции, но, в принципе, соглашались, что у нас иного выхода нет, и мы складируем уже в значительной степени ослабленный материал. В данный момент наложился очень эмоциональный подход инспектора - это дама с Россельхознадзора, которые проявила, если не интерес, то просто эмоциональный подход при диалоге с нашими сотрудниками. Она в требовании санкций из всех возможных вписала самые максимальные. Мы полагали, что в этом её руководство не поддержит, но заметили, что от заседания к заседанию ярость этой дамы только нарастала. У нас появились опасения, что решение суда может оказаться тем самым крайним случаем. Министерство сельского хозяйства созвало совещание, были все стороны кроме суда, разумеется – Россельхознадзор, администрация Тарбагатайского района, администрация посёлка Николаевский…
И. Озеров
- Вы тоже принимали участие?
М. Баданов: В данный момент наложился очень эмоциональный подход инспектора - это дама с Россельхознадзора, которые проявила, если не интерес, то просто эмоциональный подход при диалоге с нашими сотрудниками
М. Баданов
- Я там присутствовал, руководство местного отделения Россельхознадзора. В ходе беседы я выразил мнение – конечно, на 90 процентов, мы вроде бы уверены, что крайних мер никто применять не должен, но, по опыту, опасение есть, почему я и поднял этот шум. В ходе этого совещания никто не посчитал, что совершается что-то злостное, поэтому, по мнению руководителя Россельхознадзора, остановка предприятия никаким здравомыслящим человеком принята быть не может. Мне было приятно увидеть, что человек рассуждает по-человечески и с пониманием. Он сказал, что здесь присутствовал компонент эмоционального отношения его сотрудника, и они уже провели по этому поводу совещание, где решили, что в данном случае не являются её союзниками. Все присутствующие на совещании сказали, что походатайствуют перед судом, а руководство посёлка Николаевский выразило решимость помочь ускорить решение вопроса. В этом момент вы меня и пригласили. У меня есть основание выразить удовлетворение, что у всех есть трезвое понимание ситуации.
И. Озеров
- С чем связана возникшая ситуация, как вы считаете?
М. Баданов
- Если посмотреть с предпринимательской точки зрения и процессов, которые происходят в стране, безотносительно к нам, то я ожидаю увеличение напряжения. Кода несколько лет назад мы делили бюджет, ряд депутатов проявляли сожаление и недовольство нашим тощеньким бюджетом. Конечно, хотелось бы много кому помочь из бюджета, но, чтобы было чем помочь, надо чтобы бюджет наполнялся. Львиная доля доходов всех бюджетов в России – это совершенно не заработанные россиянами деньги. Так получилось, что у нас под землёй есть нефть и газ, и про последние 15 лет мы говорим «жирные годы».
И. Озеров
- Теперь, оглядываясь, стали так говорить.
М. Баданов
- Сейчас отмечают день рождения Бориса Николаевича Ельцина. У людей к нему неоднозначное отношение, но, мы, наверное, не будем судить население, экономическая грамотность у большинства оставляет желать лучшего. Ельцину сложно было платить людям, потому что нефть тогда стоила 18 долларов. Даже по нынешним временам это намного меньше, чем сейчас, когда мы вопим – господи, как же она упала в цене! С наступлением нулевых годов нефть стала зашкаливать далеко за сотню. Есть ряд стран в мире, которые при данной манне небесной, не потеряли трезвость рассудка, и создали инфраструктуру, которая будет кормить, если вдруг нефтяная соска иссякнет. Самый яркий пример - Арабские Эмираты. Это была вообще не нужная территория - они даже не знали, кому отдаться. Всё что у них было - голый песок, среднегодовая температура плюс 40 градусов, и отсутствие всего остального, даже воды нет. Когда у этих бедуинов в 1968 году обнаружилась нефть, они сделать таким образом, что на сегодняшний день доход от нефти, даже при жирных годах, у них составлял всего лишь 10 процентов. 90 процентов их доходной части осуществлялось за счёт того, что они создали у себя. А мы на эти деньги создавали раздутие государственного аппарата на всех уровнях. Казалось бы, государственный аппарат у нас должен был быть поменьше, чем в Советском Союзе, потому что тогда не было средств автоматизации.
И. Озеров
- И частной собственности не было.
М. Баданов: Есть ряд стран в мире, которые при данной манне небесной, не потеряли трезвость рассудка, и создали инфраструктуру, которая будет кормить, если вдруг нефтяная соска иссякнет. Самый яркий пример - Арабские Эмираты
М. Баданов
- Да. Сейчас кругом средства автоматизации, гаджеты, компьютеры, калькуляторы, самый простецкий сотовый телефон по мощности намного превосходит компьютер того времени. Тем не менее, у нас управленческий аппарат гораздо больше, чем в Советском Союзе, в том числе, в лице многочисленных контролирующих органов. Надо что-то резать, и все работники эти контролирующих органов это понимают. Сидят они рядком, и каждый думает – с кого начнут резать? Наверное, сначала с того, от которого меньше доходу. Значит, чтобы выжить, они между собой будут соревноваться - кто из них бюджет принесёт больше? Но, они же эти деньги не зарабатывают, они могут просто у кого-то отобрать. В чём отличие предпринимателя от служащего?
И. Озеров
- Предприниматель приносит деньги в бюджет.
М. Баданов
- Предприниматель ушёл с работы домой – смотрит телевизор, но думает о своих проблемах, спит – сквозь сон всё равно думает. А госслужащий в конце рабочего дня вышел за порог и всё забыл. И вспомнил, только когда пришёл утром. И сейчас чиновник озабочен – как бы эту ситуацию отодвинуть на попозже? Я ожидаю, что они сейчас будут доказывать, что они не зря получают зарплату. Им будут сто раз говорить сверху – вы не лютуйте, не убивайте наших жалких единичных предпринимателей, - а больше им пойти некуда.
И. Озеров
- Матвей Александрович, что бы вы, с вашей предпринимательской колокольни, изменили в стране?
М. Баданов: Предприниматель ушёл с работы домой – смотрит телевизор, но думает о своих проблемах, спит – сквозь сон всё равно думает. А госслужащий в конце рабочего дня вышел за порог и всё забыл
М. Баданов
- Я бы постарался провести границу между мелким и средним бизнесом, и крупным бизнесом. Мелкий бизнес надо абсолютно освободить от всех платежей, потому что механизм изъятия у них налогов и сумм этих налогов, может быть, даже не оправдывает затрат и зарплат работников, которые это осуществляют. То есть, нам не придётся кормить армию инспекторов, которые ищут копейки и создают нервозность. А если малый бизнес хотя бы просто кормит свою семью, и на том ему спасибо! Они не будут обивать пороги и требовать себе социальных выплат. Их надо через СМИ всячески поощрять, за то, что они сделали усилия и отпустили свои руки с шеи нашего бюджета. Для того, чтобы малого бизнеса было много, не надо ничего изобретать - у нас есть ряд государств, которые абсолютно не имеют никаких природных подарков - это Япония, Южная Корея, Сингапур. Они входят в разряд самых развитых стран мира, но, при этом у них нет практически ничего.
И. Озеров
- И земли тоже совсем мало.
М. Баданов
- В Южной Корее ничего нет, но мы по миру смотрим корейские телевизоры, ездим на корейских машинах, все они сделаны из сырья, не относящегося к Корее – корейского там только мозги и руки. Да, у нас разный менталитет.
И. Озеров
- Если бы менталитет был виноват, мы бы остались глубоко советскими людьми, которые бы держались за это иждивенчество, и говорили - верните нам общенародную собственность!
М. Баданов
- Менталитет – это опыт народа за последние пару поколений. Как люди жили, когда государство не в состоянии было их содержать, и приходилось надеяться на себя - это всё относится к XIX веку. Получается, генетической памяти у нас нет, произошёл колоссальный разрыв поколений. Получается, менталитет – это наш опыт жизни при Советском Союзе, опыт, когда мы ругаем Михаила Сергеевича Горбачёва и Бориса Николаевича Ельцина. Но, при Горбачёве нефть была 10, а при Ельцине – 18, и им было очень тяжело.
И. Озеров
- Вы сказали про дедов – мне мой дед про репрессии рассказывал, это тоже менталитет, но опыт отрицательный, скорее, основа для страха и опасений. Как вы думаете, экономических изменений будет достаточно, или политическая система у нас морально устарела тоже?
М. Баданов: Мелкий бизнес надо абсолютно освободить от всех платежей, потому что механизм изъятия у них налогов и сумм этих налогов, может быть, даже не оправдывает затрат и зарплат работников, которые это осуществляют. То есть, нам не придётся кормить армию инспекторов, которые ищут копейки и создают нервозность
М. Баданов
- В истории нашей страны так получалось – что-то нам помогало, и эта помощь нас развращала, и не заставляла браться за ум. Наверное, рано или поздно, мы поймем, что никто никому уже помочь не сможет. Надо надеяться на себя, и тогда вопрос действительного почёта и уважения к людям, которые не перекладывают ответственность на государство, а заняты сами, станет актуальным. У людей к предпринимателям сложное отношение, и их надо понять, им почти целый век говорили, что это очень плохо. Потом, в 90-е годы все хотели попробовать, но, поскольку не было опыта, и не образовалось атмосферы, и, соответственно, какого-то кодекса чести, а это всё должно было созреть. Мы можем указывать на массу недостатков предпринимателя, но он человек сильный, занят своей судьбой сам, а не смотрит на того, кто ему эту зарплату выдаст.
И. Озеров
- Спасибо огромное за содержательный разговор, пожелаю вам всяческих успехов на предпринимательской ниве, и в вашем лице всем предпринимателям Бурятии. Это была программа «Особое мнение», мы общались с депутатом Народного Хурала Матвеем Бадановым, в студии работал Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!
↓