Министр природных ресурсов Бурятии Наталья Тумуреева
комментирует результаты завершающихся в 2024 году национальных проектов в области экологии, старт новых федеральных программ, в том числе, в сфере сохранения озера Байкал, и другие темы.
— В 2024 году завершается большой национальный проект «Экология», который состоял из нескольких федеральных проектов — мы участвовали в «Чистой стране», в рамках которой рекультивировали четыре свалки — в Закаменске, Кяхте, Усть–Баргузине, и последняя завершается в Северобайкальске. Кроме того, мы заканчиваем проект по расчистке озера Котокель от донных отложений (сапропели), чтобы восстановить его естественную проточность. Была проблема с тем, куда складировать сапропель, но здесь помогли предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью в Прибайкальском районе, потому что сапропель можно использовать как удобрение — они её с удовольствием забрали.
— По федеральному проекту «Сохранение озера Байкал» ещё в прошлом году на средства специальной субсидии региональный оператор убрал 10 свалок в центральной экологической зоне — в основном в Кабанском районе. Сейчас основная задача — создать мощности для хранения твёрдых коммунальных отходов, которых сейчас остро не хватает. Также по проекту «Сохранение озера Байкал» идёт реконструкция правобережных очистных сооружений в Улан–Удэ, а также очистных в Северобайкальске. В Улан–Удэ к правобережным мы планируем присоединить и левобережье — это будет дешевле, чем строить на Левом берегу отдельные очистные сооружения. На новом этапе наши очистные сооружения в Улан–Удэ и Северобайкальске входят в проект «Вода России», и также другие очистные, по которым мы сейчас разрабатываем проектно–сметную документацию.В 2024 году национальный проект «Экология» заканчивается, и все мероприятия переходят в национальный проект «Экологическое благополучие». Здесь есть нюанс — федерального проекта «Сохранение озера Байкал» больше не будет, но все наши мероприятия будут разложены по другим федеральным проектам с нашими показателями и с нашими отдельными правилами предоставления субсидий.
— Несколько слов о сплошных рубках применительно к закону о Байкале. Когда в 1996 году принимали этот закон, то там были запрещены рубки главного пользования, то есть коммерческая заготовка древесины, и в Лесном кодексе это было прописано. В 2006 году, когда поменяли Лесной кодекс, то ввели новые понятия — «сплошная рубка» и «выборочная рубка». И, долго не думая, в законе о Байкале просто запретили сплошные рубки, но если смотреть, что такое рубка главного пользования, то это только коммерческая заготовка древесины. В то же время проводить рубки под различные объекты — дороги, инфраструктуру, и так далее, было можно. А сейчас под понятием «запрет сплошной рубки» понимается вообще полный запрет на любую рубку.
— Радует то, что в национальном проекте «Экологическое благополучие» появилась строчка «Строительство инфраструктуры в области твёрдых коммунальных отходов», и наши объекты туда вошли. Теперь это не мусорные полигоны, а целые комплексы с сортировкой, полями компостирования и инсинераторами для сжигания отходов с выработкой полезного тепла — теперь мы стараемся сделать так, чтобы строительство этих объектов не сильно сказалось на тарифе для населения.
— Все наши дамбы стоят в федеральных планах — два этапа реконструкции дамбы на набережной и в районе очистных сооружений завершены, и теперь нам предстоит три этапа нового строительства. Пятый этап самый сложный для нас — это дамба на Левом берегу, мы его очень долго готовили, и сейчас ждём подтверждения начала его реализации. Также сейчас проходят исследования по моделированию водных потоков, потому что в связи со строительством межвузовского кампуса и национального музея, а также новых участков дамбы, нам надо понимать, как будут вести себя реки Уда и Селенга. До конца 2024 года мы это моделирование завершим, и также у нас будут реализованы третий и четвёртый этапы по строительству дамбы и подпорных стенок по обеим берегам Уды вплоть до Мясокомбината.
— Надо понимать, что проект «Чистый воздух» — это в первую очередь не про инфраструктуру — сначала это вообще был эксперимент по квотированию. Да, у нас загрязнённый воздух, но есть общепринятое мнение, что такой воздух может быть только в городах с крупными промышленными предприятиями. Этим предприятиям нужно установить квоту по загрязняющим веществам и заставить их реализовывать мероприятия по уменьшению выбросов в атмосферу. Но, когда стали рассматривать такие города, как Улан–Удэ, то поняли, что здесь самую большую часть загрязнения создаёт частный сектор с его низкими дымовыми трубами. Теперь подходы пересмотрены, и была принята как основная идея перехода частного сектора на электроотопление. Для её реализации есть два источника финансирования — через минэнерго будут финансироваться затраты на модернизацию электросетей, а непосредственно из проекта «Чистый воздух» будет финансироваться переоборудование частного сектора на различные виды электроотопления — по 250 тысяч рублей на дом. Все эти работы начнутся уже в 2025 году.
↓