$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


25 декабря 2015, 12:45

Фото: moygorod-online.ru

"РГ.ru": "Богаты и не рады"

Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России предлагает разработать методику выявления у чиновников неправедно нажитых богатств: автомобилей, ценных бумаг, предметов роскоши.

Закон разрешает забирать все это в доход государства, если служащий не сможет объяснить, на какие деньги все это купил. Как сообщила "РГ" директор Института законодательства, вице-президент Российской академии наук Талия Хабриева, такая практика сейчас активно нарабатывается.

Талия Ярулловна, заработала ли норма, позволяющая забирать у чиновников имущество, приобретенное на непонятно какие средства? Она относительно недавно появилась в Гражданском кодексе. Процесс привыкания к ней не затянулся?

Талия Хабриева: В настоящее время уже складывается практика применения статьи 235 ГК РФ. Согласно данной статье одним из оснований прекращения права собственности является обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. Такая норма заложена в законодательство РФ о противодействии коррупции.

Каковы результаты?

Талия Хабриева: В частности, прокурором Орловской области в Заводской районный суд города Орла направлено исковое заявление к двум депутатам облсовета народных депутатов об обращении в доход государства 31 объекта недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений) стоимостью более 71 млн руб., которые были ими приобретены.

Другие дела данной категории также связаны с недвижимостью. В одном случае обращаются в доход государства активы стоимостью в 9 миллионов рублей, в другом - в 6 миллионов.

При этом трехлетний доход семей служащих в районе составлял порядка 4 миллионов рублей.

Есть ли какая-то пошаговая инструкция, как найти у чиновника нелегальные богатства?

Талия Хабриева: Прокуратурой применяется Методическое пособие по выявлению и обращению в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены соответствующие сведения. В этих рекомендациях раскрывается порядок действий при направлении в суд исков об обращении в доход государства имущества, по которому не представлены доказательства, что оно приобретено на законные доходы.

Когда у чиновника при скромной зарплате дорогой коттедж, это всегда вызывает вопросы. А на что еще следует обращать внимание прокурорам?


Талия Хабриева: Необходимо наладить алгоритмы выявления и обращения в доход государства не только недвижимости, но и иных имущественных активов - транспортных средств, ценных бумаг, предметов роскоши и т.д.

Сейчас много говорится о необходимости предотвращать конфликт интересов. Какие механизмы могут повысить эффективность выявления и предотвращения конфликта интересов между чиновниками и их родственниками?


Талия Хабриева: Два месяца назад в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и в законодательство о государственной службе внесены существенные, как мы полагаем, изменения, расширяющие понятия конфликта интересов и личной заинтересованности.

В частности, в него были включены положения, указывающие на нематериальную взятку, а также на возможное существенное сокращение личных расходов должностного лица, его освобождение от материальных затрат. Теперь в законе указано, что такая выгода может получаться состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей). Но и это не все. Личная заинтересованность должностного лица также связывается с интересами граждан или организаций, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Таким образом, сфера действия определения стала максимально широкой и можно без сомнения сказать, что легальное определение конфликта интересов в России является одним из наиболее совершенных.

Есть ли еще какие-то конкретные проекты и предложения на этот счет?

Талия Хабриева: Есть предложение усилить контроль, в том числе при анализе имущественного положения тех, кто подпадает под определение конфликта интересов. В серьезной корректировке нуждаются обзор типовых случаев конфликта интересов на госслужбе и кодексы этики, утвержденные органами власти.

Целесообразно разработать типовые обзоры случаев конфликта интересов для госкомпаний и корпораций, а также для организаций негосударственной сферы.

Возможно ли распространить ответственность за подкуп на случаи, когда средства передаются третьим лицам? То есть человек берет не себе, а передает деньги родственникам или друзьям.


Талия Хабриева: Действующая редакция статьи ст. 291 Уголовного кодекса РФ "Дача взятки" предусматривает ответственность за дачу взятки должностному лицу лично или через посредника. В свою очередь, статья 291.1 УК РФ предусматривает ответственность за посредничество во взяточничестве. Однако она наступает только в случае, когда получение и дача взятки осуществляются в значительном размере, что составляет примерно 25 тыс. рублей. В случае если посредничество во взяточничестве осуществляется на меньшую сумму, посреднику удается избежать ответственности.

Однако чиновника в такой схеме трудно назвать посредником. Он - ключевое звено, без него и взятки бы не было.

Талия Хабриева: Примером сложного случая, когда средства подкупа передаются третьим лицам, является перечисление незаконного вознаграждения не физическому лицу, а компании, зарегистрированной за рубежом.

А если деньги перечисляются, скажем, детскому дому? Что делать, если чиновник специально выбивал взятки, чтобы пустить деньги на хорошее дело? Прощать?

Талия Хабриева: Когда речь идет о перечислении средств на условно благие цели, необходимо учитывать, что современные коррупционеры далеки от образа Юрия Деточкина из фильма "Берегись автомобиля". В реальной жизни это лишь один из способов сокрытия части незаконных доходов.

Гораздо более жизненной является другая ситуация. Когда коррупционеры шантажируют госзаказчика, выигрывая конкурс, предполагающий поставку вещей первой необходимости. Речь идет о лекарствах, топливе и прочем, без чего нормальная жизнь невозможна. При этом в поставку включаются товары ненадлежащего качества. Поставка осуществляется не в полном объеме, но и не принять ее целиком нельзя, поскольку это сразу отразится на обеспеченности людей такими товарами.

Возможно ли введение черных списков "нерукопожатных" бизнесменов и ограничение доступа к государственным и муниципальным закупкам компаний, причастных к проявлениям коррупции?

Талия Хабриева: Это предложение довольно активно обсуждается и прежде всего в сфере бизнеса. Частично оно уже применяется. Согласно Антикоррупционной хартии российского бизнеса при оценке уровня благонадежности партнеров и контрагентов принимается во внимание степень неприятия ими коррупции при ведении бизнеса.

Однако любое подобное ограничение может вступить в противоречие с антимонопольным регулированием. Вместе с тем схожий тренд в законотворческой практике все же прослеживается. Летом этого года Институт поддержал идею ограничить доступ к закупкам в рамках федеральной контрактной системы тем организациям, которые зарегистрированы в офшорах. Эта идея была реализована в законе от 13.07.2015 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В законодательстве о закупках также используется категория недобросовестного поставщика. В ней может быть предусмотрен прямой запрет на доступ к государственным и муниципальным закупкам компаний, которые привлекались к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица по статье 19.28 КоАП РФ.

Коррупционеры часто прячут свои нечестно заработанные богатства за границей. Эксперты часто говорят о необходимости наладить систему возвращения в страну таких активов. Однако реально ли решить такую проблему?

Талия Хабриева: По данным Центробанка России, чистый отток капитала в 2014 году составил 150 млрд долл. В общем объеме незаконно выводимых из российской экономики средств значительную долю составляют доходы от преступлений коррупционной направленности и хищений из государственного бюджета.

Вектор вывода данных активов преимущественно односторонний: из стран с развивающимися экономиками в страны с развитыми экономиками и офшоры. Для возвращения активов, полученных коррупционным путем и выведенных за рубеж, необходимо прежде всего выявить указанные средства.

Проведенные Институтом совместно с Росфинмониторингом исследования показывают, что одним из наиболее значимых направлений данной работы может стать анализ (в том числе посредством компьютерного моделирования) многообразных финансовых потоков и их отслеживание (в том числе посредством различных меток, "окрашивание" подозрительных финансовых потоков).

Международное сотрудничество является ключевым аспектом функционирования механизма репатриации активов, полученных коррупционным путем и выведенных за рубеж. Для его активизации потребуются следующие меры: подготовка международного соглашения о сотрудничестве в области поиска и возврата активов, полученных преступным путем; постоянное взаимодействие между финансовыми разведками иностранных государств, в том числе входящими в Группу "Эгмонт" по вопросам выявления и репатриации доходов, полученных коррупционным путем; разработка и установление режимов совместного (с иностранными государствами) использования конфискованного имущества и другие меры.

На внутригосударственном уровне необходимо скоординировать работу по выявлению и репатриации доходов, полученных преступным путем; расширить число составов уголовных преступлений, за совершение которых может быть предусмотрена конфискация имущества, а также оптимизировать порядок подачи и выполнения запросов о правовой помощи по рассматриваемой категории дел.

Источник: "РГru."

Комментарии (2)

  • 26 декабря 2015, 12:02

    Наблюдатель   Ответить

     

    Ворье и жулье должны сами сожрать друг друга..

    26 декабря 2015, 16:52

    Георгий   Ответить

     

    В 2008году принят закон о коррупции.Сегодня заканчивается 2015год.Коррупция в Бурятии и в России переросла в Мафию.Законы о мафии еще не нарабатовались.Судить мафиози по старым законам ,незаконно.Пока наработают разработают и примут законы о мафии введут в действие еще лет 10-15 пройдет.А сейчас воруй, гуляй Россия на костях россиян.

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^