$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


30 мая 2007, 03:21

Попытки указать Путину, какого кандидата назначить, имеют все шансы привести к непредвиденному результату

Межнациональное согласие более сотни народов, населяющих республику, едва ли не единственное общественно-политическое достижение нашего небогатого региона. Денег нет, так хоть живем мирно. Однако и это достояние легко ставится на карту, когда речь идет о сохранении власти. 


Бог с ней, с дружбой, если кресло вот-вот грозит уйти из под пятой точки — здесь можно и юрточным майданом Кремлю пригрозить, и революцией поз, и народным негодованием. Даже если народ и слыхом не слыхивал об этом своем негодовании.

Из истории межнациональных конфликтов в Бурятии

В истории Бурятии были времена, когда национальный вопрос реально вставал очень остро. Вспомним лишь некоторые моменты. Когда советская власть впервые дала бурятам (и калмыкам) особую государственность в составе России, усилиями местных политиков в республике было поднято движение, кстати, не поддержанное аратскими массами, о присоединении Бурят-Монголии к планируемому некоему Панмонгольскому государству под патронажем Японии. Итогом стало подавление движения "панмонголистов" и расчленение автономной республики на несколько частей. Такова уж общемировая практика: государство сильно, когда оно способно нейтрализовать внутренние деструктивные силы. Получилось, что отдельными национальными политиками того времени был нанесен огромный ущерб развитию целого этноса. Народ утратил возможность проживания на общей территории, строительства общей экономики, культуры.

В конце 50-х годов прошлого столетия рядом политиков республики был поднят вопрос о выходе из состава СССР и присоединении региона к Монголии, в качестве обоснования было выставлено единение с близким по происхождению и менталитету монгольским миром (продолжение теории "панмонголизма"). Движение вновь было нейтрализовано, от названия "Бурят-Монголия" было отсечено второе этническое имя.

Теперь перейдем к более близким временам. Дискуссии о возврате прежнего названия (Бурят-Монголия), идея об образовании единого Байкальского края, в котором центральное, консолидирующее место принадлежало бы Бурятии со столицей в Улан-Удэ привели к недовольству Кремля нынешним правительством и нежеланию В.В. Путина посетить наш регион. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Почему молчали-то?

Сегодня реально национального конфликта нет. Накануне смены власти бурятские политические лидеры из-за собственных амбиций создают его искусственно. Используя при этом весь немаленький арсенал СМИ. Однако тема эта настолько деликатная и взрывоопасная, что надуманные "игры патриотов" могут закончиться вполне реальными и нешуточными последствиями .

Еще задолго до появления на горизонте представленных сегодня в Кремль кандидатур в президенты Бурятии местные политики уже начали раскручивать тему "юрточного майдана", который якобы неминуем в случае назначения человека со стороны. Небольшая группа бурятских депутатов свое личное мнение по этому вопросу изложила в обращении к главе государства от имени... всего Народного Хурала. Мнение это сводилось к тому, что если Путин предложит русскую кандидатуру, он сильно об этом пожалеет: "Мы молчали, когда шло объединение Усть-Ордынского бурятского автономного округа с Иркутской областью, Агинского бурятского округа с Читинской областью. Мы надеялись, что после объединения будет сохранена целостность республики и руководить ею будет представитель титульной национальности. Если этого не произойдет, то мы молчать не будем", "Бурятия относиться к числу спокойных регионов. Но не стоит бесконечно провоцировать национальные конфликты".

Во-первых, если такие принципиальные, то почему молчали во время объединения ("Номер один", к примеру, не молчал — и русские, и бурятские журналисты вовсю критиковали это объединение)? И почему вдруг закричали сейчас? Возможно, потому, что объединение в Усть-Орде и Аге не грозило потерей вполне конкретной власти здесь, в республике, вполне конкретных должностей, зарплат и привилегий. А теперь грозит. Вот и вспомнили о майданах. Во-вторых — что означает предостережение главе государства "мы молчать не будем" и угроза по поводу "провоцирования национальных конфликтов"? Подобные действия вполне могут повлечь ответные меры со стороны государства. Сейчас еще и закон об экстремизме приняли, который предусматривает серьезные меры реагирования на подобные вещи.

Ты меня уважаешь?

Когда руководитель СФО внес кандидатуры в Кремль, в прессе и вовсе началась полномасштабная кампания по лоббированию кандидата титульной национальности. По-человечески этих людей можно понять: из почти трех десятков претендентов на пост назначаемого президента РБ администрация Кремля остановилась на двух, и оба русские — Борис Золотарев и Владимир Бавлов. Михаил Семенов в одном из СМИ прямо обозначил причину такого раздражения: "Желательно было бы на данном этапе президенту России представить человека коренной национальности, особенно после тех объединений, которые произошли в двух бурятских округах".

Аналогичная мысль содержится в коллективном письме В.В. Путину 199 бурятских деятелей. Письмо это выдержано в тоне поучительного назидания президенту страны: мол, неудачи с кандидатурами из центра (бывшего главы МВД и бывшего прокурора) "свидетельствуют о порочности практики назначения кадров со стороны" и "еще более усиливают недоумение и возмущение общественности предложением назначения на пост президента Бурятии лиц, не имеющих представления о ситуации в республике. Возникает справедливый вопрос: почему государственное недоверие оказывается бурятскому народу, его национальным кадрам?" Назидание завершается угрозой: "В этих условиях ожидания государственной помощи, реабилитации государственности и права на самоуправление в республике, назначение представителя небурятской национальности президентом Бурятии будет воспринято актом неуважения коренного народа". Если следовать этой логике, то назначение бурята будет воспринято как акт неуважения русского народа. Полный бред. Однако, несмотря на всю анекдотичность угроз Путину, бред далеко не безобидный.

Вся эта инициатива по меньшей мере неполиткорректна. Авторы коллективного обращения к В.В. Путину словно не замечают, что, кроме бурят, в республике проживают и другие народы. Что касается основного по численности, то, в письме говорится, что мол, абсолютное большинство русских поддерживают их точку зрения. Не поддерживают. Стоит посмотреть на нынешнюю местную элиту, погрязшую в коррупции.

Непонятно, от чьего имени "революционеры" угрожают Москве "юрточной революцией", если на должность главы региона придет человек не из их круга? Они ссылаются якобы на всеобщее одобрение их идеи, но ни одного русского, эвенка, сойота или представителя других ста живущих в регионе национальностей среди 199 подписантов обращения к В.В. Путину нет. И уже только этот факт вызывает недоверие. Да и тысячам простых бурят все эти майданы даром не нужны, они так же далеки от революционных настроений, как от сладкой жизни начальников всех мастей.

Что последует за угрозами Путину?

Авторы письма правильно пишут, что буряты живут с другими народами республики мирно, поддерживают друг друга в трудные времена. Но почему на крутых поворотах истории эта дружба забывается политиками? Недовольные активисты грозят В.В. Путину расценить не назначение бурята на пост президента РБ "актом неуважения коренного народа", обвиняя его (заочно!) в провоцировании национальных конфликтов. А что за слова о необходимости введения "самоуправления в республике" во главе с лидером бурятом? Следующий этап за такими настораживающими словами — заявление о выходе из состава Российской Федерации? Понятно, что распада страны на удельные карликовые государства никто не допустит. Так зачем затевать весь этот сыр-бор, зная, что Москва с ответом не задержится?

Понятно, что были и среди русских, и среди бурят неплохие руководители. А.У. Модогоева, В.Б. Саганова уважали большинство жителей, вне зависимости от национальности. Появился бы еще один бурятский политик их уровня, никто бы возражать не стал. Но исходить при выборе главы региона только из критерия "титульности" по меньшей мере несолидно. Умный или дурак, рвач или честный — лишь бы свой, так получается? В любом случае у руководства страны есть право назначать и снимать региональных лидеров в соответствии с кадровой целесообразностью.

Очевидно, что попытки указать Путину, кого назначать на пост президента, заведомо бесперспективны. И о квалификации наших руководителей ВВП хорошо известно, и об их немаленьких амбициях, и о так называемой угрозе "революции поз". Что и как мы бы ни кричали, чем бы ни пугали ВВП, по эффекту это равно тявканью моськи из крыловской басни. Это скорее плохо, чем хорошо, но таково положение дел. Повлиять на Кремль с помощью шантажа нереально, результат имеет все шансы получиться прямо противоположным ожидаемому. Зато разыгрывая националистическую карту и балуясь с огнем, навредить республике легче простого.

Петр Санжиев, «Номер один»

Комментарии (10)

  • 30 мая 2007, 03:57

    mitron   Ответить

     

    +1
    Петру Санжиеву респект за грамотнейшую статью. Основные проколы письма 199 бурятских запорожцев Турецкому султану выявил на отлично.

  • 30 мая 2007, 05:07

    Walker   Ответить

     

    А давайте сделаем в республике бурятское гетто и поставим там руководителя титульной национальности.

  • 30 мая 2007, 06:49

    мда   Ответить

     

    Aффтар, согласен с тобой на все 100%.

  • 30 мая 2007, 11:02

    Прохожий   Ответить

     

    Петру респект и уважуха! И БМК за публикацию!

  • 30 мая 2007, 11:18

    читатель   Ответить

     

    моджахеду: эти две страшилки в прошлом, да и статья в целом написана для, так сказать, “широких масс”, ну и уровень премудрого пескаря соответственно – типо только рыпнытесь и сразу вас либо поделят либо переназовут
    у нас свободная страна (по конституции) и выражать свою волю никому не запрещено, только чтоб до фанатизма не доходило

  • 30 мая 2007, 12:12

    schreibikus   Ответить

     

    сколько раз говорить, нет такого человека – редакционный псевдоним. Сидели вечером всем номером и писали, списывали с интернета.

  • 30 мая 2007, 12:39

    krotoff   Ответить

     

    Вот прочитал на voffka.com – смешные правила.
    Семь правил националиста
    1. Если эта земля была нашей 500 лет и вашей 50 лет, она должна принадлежать нам, так как вы просто оккупанты.
    2. Если эта земля была вашей 500 лет и нашей 50 лет, она должна принадлежать нам, так как границы нельзя изменять.
    3. Если эта земля принадлежала нам 500 лет назад и никогда после этого, она должна принадлежать нам, так как это Колыбель нашего Народа.
    4. Если наши люди составляют там большинство, эта земля должна принадлежать нам, так как они должны пользоваться правом на самоопределение.
    5. Если наши люди составляют там меньшинство, эта земля должна принадлежать нам, так как они должны быть защищены от вашего угнетения.
    6. Все вышеозначенные правила относятся к нам, но не к вам.
    7. Наша мечта о величии — это Историческая Необходимость, а ваша — фашизм.

  • 30 мая 2007, 12:45

    читатель   Ответить

     

    Пациент: об чем и речь, а все прочее: про нагнетание нац.конфликта, про юрточные майданы, панмонголизм – мимо кассы. про угрозы в адрес ВВП так вообще смешно.
    другой вопрос – что является целью этой статьи, нацеленной на так называемые “широкие массы” (из которых вычленяем “Небольшая группа бурятских депутатов”,”Михаил Семенов” и “199 бурятских деятелей”)???

  • 31 мая 2007, 03:37

    читатель   Ответить

     

    моджахеду: я ж указал в скобках – ”(по конституции)”

  • 2 июня 2007, 12:24

    Гыук   Ответить

     

    Есть конечно несколько фактических ошибок, так не указано о балагатском государстве Сандана Цыденова. И кольнуло насчет ” Получилось, что отдельными национальными политиками того времени был нанесен огромный ущерб развитию целого этноса.” Типо Жамцарано, Ринчино, Барадийн и ряд других деятелей свой народ повели на Голгофу? Херня чистой воды.
    А вот за “Во-первых, если такие принципиальные, то почему молчали во время объединения (“Номер один”, к примеру, не молчал — и русские, и бурятские журналисты вовсю критиковали это объединение)? И почему вдруг закричали сейчас? ” это – респект. Ибо нех было тогда молчать, чтобы сейчас делать хорошую мину при плохой игре. В общем, это не наша война, это война наркоманская:)

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^