$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


5 июля 2013, 09:40

Глава Бурятии предложил кардинально изменить систему образования

На Байкальском образовательном форуме глава Бурятии предложил целый ряд изменений в школах и детских садах республики. В их числе – замена в школах всех устных экзаменов на тестирование, отказ от зубрёжки и «лишних» предметов в профессиональном обучении 

4 июля в физкультурно-спортивном комплексе состоялось главное событие Байкальского образовательного форума (БОФ) – пленарное заседание. Помимо первых лиц Бурятии, в нём приняли участие сенатор Совета Федерации Людмила Бокова, замруководителя Рособрнадзора Вадим Чеха, научный руководитель Института «Эврика», занимающегося проблемами образования Александр Адамский. Завтра в Бурятию приедет замминистра образования РФ Игорь Реморенко, сообщает «Байкал-Daily».

Всего же в работе форума примут участие более тысячи человек. На БОФ съехались гости из 44 регионов России, а также Монголии Китая, Индии, Японии и США.

Петабайты и бурятское образование

Основной доклад на пленарном заседании по традиции представил глава Бурятии. Начал он нестандартно: «К сожалению, мы живем в условиях нескончаемых перемен. Мир стал глобальным, растёт конкуренция, информация вокруг нас измеряется петабайтами (миллион гигабайт). И жить в информационном поле человек уже начинает не с семи, а с 1,5 или двух лет».

После чего и вовсе перешёл к глобальным угрозам: ожидающейся численности населения планеты до 8,3 миллиардов человек и, следовательно, роста потребления воды, еды и электроэнергии. В этих условиях глобальной выживаемости на первый план выйдет лишь конкурентоспособный человек, обладающий навыками лидера и знающий потребности рынка, спрогнозировал глава Бурятии.

- Казалось бы, а при чём здесь мы? Мы же собрались поговорить об образовании. Но наши выпускники не готовы сегодня к таким требованиям. 38 процентов наших выпускников работают не по специальности. Выпускники школ плохо ориентированы и поступают в вуз, чтобы просто получить диплом, - подчеркнул Вячеслав Наговицын

В итоге он заявил педагогическому сообществу, что работа на само обучение и выявление склонности ребёнка к той или иной деятельности должно начинаться уже не в вузе, а в школе и даже детском саду. Таким образом, глава дал педагогам 15 лет на выявление профессиональных склонностей.

Любознательность вместо зубрёжки

Сегодняшние дети живут в кардинально другом обществе, нежели учились их учителя. Под рукой у них мгновенные электронные переводчики, выход в интернет под рукой и пр. Потому глава Бурятии предложил ввести в учебный план глобальную сеть как пособие.

- Механизмы любознательности надо вводить ещё с детского сада, - заявил Наговицын.

А для того, чтобы подготовить школьников к ЕГЭ глава и вовсе предлагает вводить тестирование вместо устных экзаменов ещё в младших классов. Также среди его предложений – введение на уроках обращение к поисковым системам.

- Нельзя запрещать использовать компьютер при тестировании, - отметил глава Бурятии.

Кроме того, он пошёл в общефедеральном тренде сокращения часов основных предметов и замены их творческими уроками и уроками физкультуры.

Вложения в обновление инфраструктуры школ в последние годы достигли больших сумм при поддержке федерального бюджета. Как итог – интерактивные доски становятся нормой. «Это нужные вложения, так как они в будущем будут увеличивать конкурентоспособность детей», заявил глава.

- В век, когда в одном карманном устройстве оказываются десятки библиотек, отказывать от того, чтобы превратить скучный урок в увлекательный процесс, непрактично, - отметил он

Только необходимые знания

Самим педагогам вновь было обещано повышение заработной платы. Учителя в среднем уже получают зарплату уровня средней по экономике. Теперь цель – обновление педагогического состава до 2018 года.

В рамках БОФ многое уже было сказано о создании многопрофильных учебных центрах, а также корпоративных учебных центрах на предприятиях. Похвастаться такими в Бурятии могут лишь флагманы промышленности, вроде Улан-Удэнского авиазавода, да и то признанию директора Леонида Белых, создавать свой учебный центр пришлось по необходимости – сегодняшние выпускники высокой квалификацией не отличаются.

Проблемы, вроде большого срока учёбы в отрыве от реального производства, признал и глава Бурятии.

- Нужно готовить не просто токаря, а конкретного человека на конкретном токарном станке с конкретными деталями. В результате срок подготовки может сократиться с двух-трёх лет до нескольких месяцев. И выпускник сразу встанет за станок, - заявил глава Бурятии.

В скором времени приобретенная компетентность будет обязательным условием.

Потому учащимся ПТУ необходимо получать только практические знания. Знания по общим предметам даются в школе, выбравший же училище должен понимать, что общие предметы изучать не должен, жёстко разграничил глава.

- Подготовка универсалов с избыточными знаниями не оправдала себя. Бизнес должен понимать систему подготовки кадров и встраиваться в модель. Учащиеся должны быть мотивированы и понимать, где находится его рабочее место. Он должен чётко видеть механизмы карьерного роста и понимать, кем он может стать, - подчеркнул Вячеслав Наговицын.

В то же время сегодня ситуация прямо противоположная: «Работодатель не может предложить заработной платы, приемлемых условий труда. Он поспешно берёт первого человека с улицы и ставит за станок. В результате либо ломается станок, либо выходит брак».

Потому Наговицын призвал вводить современную систему управления персоналом, вроде той, чтобы была разработана в 60-х годах корпорацией «Тойота». Она в том числе включает ежегодную переподговку всего персонала – от низшего до высшего.

- Это управленческая система, в которой кадровая политика проводится таким образом, что всё переводится на аутсорсинг. Конечно, нужно изучать эту систему, - согласен министр образования Бурятии Алдар Дамдинов. – Она применяется сегодня практически всеми ведущими корпорациями.

Деньги на детсад

В дошкольном образовании также ожидаются значительные изменения. Федеральный стандарт пока только разрабатывается, вызывая бурную дискуссию среди педагогов. Главная практическая задача сегодня – ликвидация очередности в детские сады. Выполняя указ президента России, Бурятия обязалась справиться с этой задачей уже к 2016 году.

Потому особое внимание сегодня получили альтернативные формы дошкольного образования, вроде семейных групп. Выделяются субсидии и муниципальным образованиям за создание новых дошкольных мест.

- Сегодня детский сад можно построить и за миллион, и за 300 тысяч. Потому не нужно стремиться раздуть расходы, - подчеркнул глава.

Что касается жёстких требований СанПин, то государство пошло в последние годы навстречу бизнесу. Произошло это не без участия Байкальских образовательных форумов, которые в разные годы направляли свои предложения о смягчении пожарных и санитарных требований федеральному центру.

- Одновременно с ликвидацией очередности необходимо повышение качества образования. Дети должны быть креативные, любознательные и самостоятельные, - заключил Вячеслав Наговицын.

А родители смогут получать специальные сертификаты по достижению детьми трёх лет. Их они смогут потратить на выбор дошкольного места для своего ребёнка. «Так называемая система движения денег за ребёнка», - охарактеризовал глава. Впрочем, данная схема заработает лишь после ликвидации очереди в детские сады.

Впрочем, все предложения от главы Бурятии не являются аксиомой. Все они будут обсуждаться на круглых столах БОФ для принятия в дальнейшем резолюции форума.

- У нас должны быть поставлены чёткие цели, чтобы могли двигаться вперёд. Потому что если мы не будем знать, куда двигаемся, тогда будем шарахаться. Для республики же очень важна организованная работа,
- заключил Наговицын уже после заседания, подводя итоги дня.


Комментарии (13)

  • 5 июля 2013, 09:52

    очкарик   Ответить

     

    Правильно я думаю, также что выявление склонности ребёнка к проф.деятельности должно начинаться уже не в вузе, а в школе и даже детском саду.

    5 июля 2013, 15:31

    прав   Ответить

     

    согласен, выявление склонности ребенка к проф.деятельности должно начинаться на генетическом уровне...

  • 5 июля 2013, 10:09

    дэн   Ответить

     

    глобальный подход - лет на 50!

    Зря так расширенно, в последующих годах трибунить ничем будет, по логике если выступающие - деловые люди, ведь отчитыватся нужно

    8 июля 2013, 19:43

     

    В ом то и дело что привыкли максимум на 5 лет вперед думать, а нужно дальше, перспективней заглядывать, может наконец будет жить завтрашним днем а не только сегодняшним.

  • 5 июля 2013, 11:12

    Васяткин   Ответить

     

    Профподготовка в детском саду?? Оригинально. Раньше в детском саду ни читать, ни писать не учили. Все это отводилось школе. И из этих детей вырастали академики, профессора. А сейчас при поступлении в школу требуют, чтоб ребенок уже с компьютером умел обращаться, а результата что-то не видно. Скоро видимо вообще в детский сад будут брать только через сдачу экзаменов, а там может и до роддомов доберутся. Например, чтоб из роддома выписаться, надо будет сдать тест какой-нибудь.

    А что значит научить рабочего трудиться "... на конкретном токарном станке с конкретными деталями...". То есть научим его делать болты за два-три месяца, как предлагает г-н Наговицын, а если потом придется делать гайки, то будем его переучивать еще два-три месяца. Сначала развалили все профобразование, под предлогом, что России нужны только высокообразованные кадры, теперь спохватились, что некому у станка стоять.

    "...Сегодня детский сад можно построить и за миллион, и за 300 тысяч. Потому не нужно стремиться раздуть расходы, - подчеркнул глава. ". Так отчего же Республика и город не построит эти детские сады, почему все региональные сметы на детские сады составляют сотни миллионов рублей?

    На словах все легко и просто, а на деле... как обычно

    8 июля 2013, 19:38

     

    Врете, меня в садике учили и писать и читать, а иначе бы как в школу взяли?

    8 июля 2013, 19:39

     

    Вообще дети с компьютером лет 2-3 на ТЫ, так что зря вы со своими совдеповскими подходами. Они намного умнее нас с вами.

  • 5 июля 2013, 17:53

    васюткин   Ответить

     

    А что ты васяткин постоянно постоянно ноешь? Достал уже со своим завыванием - если бы да кабы, видать совсем плохо живешь. Без тебя как люди жили, так и будут жить, не переживай и не гони волну!

    5 июля 2013, 18:46

    Васяткин   Ответить

     

    Жил бы хорошо, так не ныл бы. А работали бы наши чинуши и не врали бы народу, так еще и хвалил бы их. А не нравится нытье - иди на сайт Единой России. Там все время пишут, как у нас в стране хорошо. Почитаешь - и жить легче становится...

    6 июля 2013, 13:31

    Мая Иванова   Ответить

     

    Сноб ты васяткин!

  • 8 июля 2013, 10:09

     

    Развалили образование ,грамотных учителей по разогнали,теперь о чем можно говорить ? Миф о Советском прошлом не поможет !Платное образование не помогает , отсюда вывод, безграмотные министры делают безграмотные законы.

    8 июля 2013, 19:41

     

    ... а ты несешь как всегда полную чушь про развал образования. Оно меняется, то чему учили тебя сейчас уже не актуально, так что не нужно со своим уставом в чужой монастырь. Да и потом роль школы немного снижается в современном общества, интернет его заменяет.

  • 9 июля 2013, 09:11

     

    В данное время уровень Российского образования наравне с Пакистаном,для 42 это нормально

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^