$ 63.3
67.21
јвторизаци€
¬ойти Ќапомнить пароль

Ћогин

ѕароль

"Ѕаргузин ‘ћ"
"Ёхо ћосквы" "–усское радио"


3 сент€бр€ 2014, 10:17

Ќ√: "»нститут ’амбо-лам Ц всего лишь фрагмент картины российского буддизма"

√лавный редактор журнала «Ѕуддизм –оссии» јндрей “ерентьев ответил на вопросы журналиста ƒмитри€ Ќазарова о значении 250-лети€ института ’амбо-лам дл€ соотечественников, исповедующих учение Ѕудды.

–  акое значение имеет дл€ российского буддизма 250-летие официального института духовных лидеров?

Ц я хотел бы уточнить, что речь идет всего лишь о 250-летии титула Ѕандидо ’амбо-лама. ¬едь в –оссии есть три совершенно независимых буддийских народа: калмыки, бур€ты и тувинцы, и буддийские общины у них всегда были независимы друг от друга. ¬ частности, калмыки добровольно присоединились к –оссии еще в 1609 году, и их буддийские структуры недавно отмечали 400-летие. ƒа и в Ѕур€тии централизованна€ буддийска€ организаци€ была создана не 250 лет назад, а в 1732 году Ц когда главой всех 150 лам, имевшихс€ тогда в Ѕур€тии (а это были тибетские и монгольские ламы) был официально назначен тибетец Ќгаванг (јгван) ѕунцок из тибетского монастыр€ „онэ. Ќо титул Ѕандидо ’амбо-лама был сконструирован (это бур€тска€ смесь санскритского Ђпандитаї Ц Ђученыйї и тибетского Ђкхенпої Ц Ђнасто€тельї; Ђламаї по-тибетски значит Ђучительї) позже Ц когда через 32 года на смену ѕунцока пришел его бур€тский заместитель и помощник, получивший образование в “ибете, Ц ƒамба ƒоржо «а€ев. ¬от об этой дате получени€ титула сейчас и идет речь.

Ц  огда при ≈катерине II был создан институт ’амбо-лам, с какой целью это было сделано? Ѕыли ли тому аналоги в истории буддизма или это ноу-хау –оссийской империи? ѕредполагала ли предыдуща€ истори€ буддизма подобные проекты Ђогосударствлени€ї и Ђнационализацииї сангхи?


Ц ÷арскому правительству необходимо было укрепл€ть Ђвертикаль властиї, чтобы через духовенство (а гораздо удобнее иметь дл€ этого одного главу духовенства) контролировать не совсем пон€тные этносоциальные реалии в стратегически важном регионе «абайкаль€. »спользование религии, в том числе буддизма, дл€ нужд государства придумали, конечно, не в –оссии. “акого рода процессы имели место и в »ндии, и в  итае, и в “ибете. “ем не менее даже в теократическом тибетском обществе его глава, ƒалай-лама, не имел силы нав€зывать свою волю отдельным монастыр€м Ц они в большой степени оставались независимыми.

Ц —уществовала ли в услови€х дореволюционной –оссии духовна€ альтернатива, параллельные иерархии?

Ц ¬еро€тно, вы имеете в виду Ѕур€тию? ¬едь в –оссии-то духовные структуры калмыков и тувинцев никакого отношени€ к бур€тским Ѕандидо ’амбо-ламам не имели. ¬ Ѕур€тии поначалу строгой централизации не было, было три группы независимых монастырей-дацанов вокруг ÷онгольского, √усиноозерского и ’оринского дацанов. Ќо с укреплением роли Ѕандидо ’амбо-лам параллелизм был устранен.

Ц  ак в дореволюционной –оссии выстраивались отношени€ ’амбо-лам с ƒалай-ламами, с тибетским центром? ¬ свою очередь, российской администрации с “ибетом?

Ц ј какие Ђотношени€ї могут быть у цар€ и подданного? ћожно даже сильнее сказать: у Ѕога и простого смертного? ¬едь ƒалай-лама обожествл€етс€ как јвалокитешвара Ц бодхисатва сострадани€. ј Ѕандидо ’амбо-лама Ц титул обычного чиновника. ћы же не спрашиваем, какие Ђотношени€ї у ѕатриарха с ’ристом.

¬от отношени€ российской администрации с “ибетом Ц это реальный вопрос. “ибет был ареной соперничества соседних могучих государств Ц сначала монгольских, затем маньчжуров и китайцев. ¬ XIX веке еще и јнгли€ подключилась. Ќекоторые в “ибете, и в том числе предыдущий, XIII ƒалай-лама, наде€лись, что –осси€ может защитить “ибет от внешних врагов. –осси€ же была заинтересована в экспансии в јзию. ѕоэтому в –оссию приезжали тибетские делегации, в ѕетербурге построен тибетский буддийский храм.   сожалению, “ибет так никто и не защитил: в 1948 году он был оккупирован Ќародно-освободительной армией  Ќ– и сделан частью  ита€. Ѕуддизм в “ибете был разгромлен, и ƒалай-лама с окружением (а потом еще более 100 тыс€ч тибетцев) вынуждены были бежать из своей страны.

Ц Ќасколько политика нынешней –оссии в отношении отечественного буддизма продолжает традицию –оссийской империи? Ќасколько успешно она реализуетс€?


Ц „естно говор€, особой Ђполитикиї относительно буддизма (помимо поздравлений с буддийскими праздниками) € не чувствую. Ѕуддисты, к счастью, мало кого интересуют в нашей стране: это всего несколько сот тыс€ч избирателей, причем мирных и законопослушных. ѕотребности буддистов можно полностью игнорировать Ц например, 20 лет не пускать в страну ≈го —в€тейшество ƒалай-ламу и не бо€тьс€ при этом, что кто-то начнет бомбы взрывать.

Ц  ак на стремление централизовать духовное управление буддистами –оссии ныне вли€ет то, что три разных народа исповедуют буддизм?

Ц ƒа никак не вли€ет: вот бур€тский ѕандито ’амбо-лама (несколько лет назад слово Ђбандидої в традиционном титуле изменили на более точное произношение санскритского оригинала, которое дл€ русского €зыка гораздо благозвучнее) ни в каких вопросах не имеет мнени€, сколько-нибудь отличающегос€ от мнени€ руководства страны, Ц и поэтому обычно выступает как бы от имени всех буддистов –оссии. √олоса же калмыцких или тувинских духовных буддийских лидеров нам почти не слышны. »х можно просто не замечать.

»сточник:†Ќезависима€ √азета


 омментарии (4)

  • 3 сент€бр€ 2014, 10:46

    јга   ќтветить

     

    я вот никогда не слышал термина"Ѕандидо".  акие "несколько лет назад"? „то за разжигани€ на ровном месте? “ерентьев этот - провокатор какой-то

    3 сент€бр€ 2014, 14:24

    јге   ќтветить

     

    ≈сли кто-то чего-то не слышал по причине своей недалЄкости или природной глупости, это его личное дело. ј стать€ - правильна€, по крайней мере она даЄт информацию к размышлению, а автор ничего не разжигает, а информирует.

    8 сент€бр€ 2014, 17:00

    –ќћјЌ   ќтветить

     

    ну пон€тно же, что эти јги перед своими хоз€евами выслуживаютс€. чуть что воп€т "разжигание"....)))))))))))))

  • 4 сент€бр€ 2014, 13:14

     

    ¬ ћ  прочитал интервью с „ой ƒорди Ѕудаевым по поводу хамбо-ламы. –екомендую.

»м€

 омментарий

CAPTCHA
¬ведите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Ѕайкал ћедиа  онсалтинг»

Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€

 Ќаверх 

ѕерепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.

^