β
$ 59.01
69.4
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Эхо Москвы" "Русское радио"


30 апреля 2008, 10:10

В Бурятии прошла предварительная презентация «Концепции транспортно-логистического комплекса»

На прошлой неделе в Улан-Удэ прошла предварительная презентация «Концепции транспортно-логистического комплекса». Этот комплекс является одной из экономических «фишек», на которую правительство республики собирается сделать упор — приграничное транзитное положение выглядит привлекательно. Однако, как выяснилось, его судьба зависит не от нашей республики и даже не от Российской Федерации. Ключ к благополучному функционированию транспортнологистического комплекса в Бурятии — в руках, во-первых, Монголии и, во-вторых, Казахстана.


Если оторваться от вопроса перевозки собственно бурятской продукции, то республика лежит между южно-якутским ресурсным районом и южно-монгольским. Эти зоны разработчики Концепции назвали ресурсоизбыточными. Внимание РФ сегодня приковывается к ресурсам южно-монгольского пояса минерализации. «Поддерживается выход на территорию Монголии ряда наших серьезных горно-металлургических компаний», — отметили разработчики («Фонд международного развития») в ходе презентации.

Официальные контакты между Россией и Монголией, которые заметно усилились в последнее время, говорят о том, что интерес к монгольскому урану, серебру, углю и т.д. на самом деле велик. И в связи с этим Бурятии пророчат странное будущее.

«Поскольку республика оказывается между двумя избыточными ресурсными зонами, необходима ориентация региона на глубокую переработку природных ресурсов. Транспортно-логистическая система является необходимым условием промышленного развития территории», — так сказали разработчики.

В планах РФ по освоению богатств Монголии республике, вероятно, отводится роль тыловой базы по обеспечению работы горных холдингов и вывозу из соседней страны добытого там сырья. А база, конечно, должна быть хорошо развитой. Разработчики выдвинули мысль, что избыточность ресурсов южно-монгольского пояса минерализации чуть ли не заставит монголов включить Россию в их освоение. Идея, конечно, очень спорная.

То, что Бурятия хочет создать у себя транспортно-логистический комплекс, для руководства ОАО «РЖД» стало нежданной новостью. ОАО «РЖД» занято развитием логистики на Транссибе, дабы знать, как лучше вести перевозки. Раньше республика не фигурировала в логистических планах железнодорожников. Но теперь Бурятия, якобы, нашла свое «место в строю» и включена в план развития транспортно-логистических терминалов ОАО «РЖД».

Транспортно-логистический проект, действительно, новинка для Бурятии. Власть заговорила о нем лишь прошлым летом. Концепция, как можно было понять из презентации, делает упор именно на железнодорожные перевозки.

«Китайская дорога, в перспективе, пройдет через Казахстан. Она способна в будущем взять на себя основные грузы, если не создать сегодня альтернативу в России», — говорят представители фонда-разработчика.

Ситуация и ежу понятна... Однако, чтобы возить из Китая через Россию, есть мощная читинская станция Забайкальск. Как Бурятии вписаться в «азиатско-европейский поток»? Коридор «Улан-Удэ — Наушки — Кяхта — Улан-Батор — порты Юго-Восточной Азии» можно создать и даже постелить линолеум, но кто там будет ходить?

На презентации соседнюю Монголию обвинили в том, что азиатско-европейские грузоперевозки через Бурятию «душит» именно она. Мол, там высокие транзитные сборы за проход китайских составов и плохая Улан-Баторская железная дорога, из-за чего бизнес предпочитает возить или по океану, или через Забайкальск.

Один из депутатов Народного Хурала даже заявил, что в Монголии при транзите поездов берут большие взятки, но его одернул зампред правительства по инфраструктуре Сергей Лысцев. Ему стало неудобно за такое публичное вмешательство во внутреннюю жизнь другого государства. «У монголов к нам тоже есть претензии», — заметил г-н Лысцев, чем мгновенно «потушил» тему коррупции.

Центры транспортно-логистического комплекса должны быть сосредоточены в зонах экономической активности. Самым крупным, согласно Концепции, станет улан-удэнский центр в районе аэропорта «Мухино», а также терминалы в Кяхте и Наушках.

Улан-удэнский мультимодальный транспортно-логистический центр расположится на территории в двадцать гектаров. Объем грузопереработки — 2,5—3 миллиона тонн.

«Потребность в инвестициях высчитывается в среднем по три миллиона долларов на гектар. Срок окупаемости инвестиций - 5—6 лет», — говорят разработчики проекта Концепции.

В рамках улан-удэнского центра предполагается развить станцию Тальцы, где расположен грузовой двор. Как раз на основной железнодорожной магистрали. В Тальцах надо организовать таможенный терминал. Что касается аэропорта «Мухино», то он имеет выгодное положение. Не только географическое, но и внутригородское, вблизи дорог и прочей инфраструктуры. Одновременно есть плохая новость.

«Хочется обратить внимание на естественные ограничения. На сегодня мы можем говорить о перспективах внутренних перевозок на территории Сибири и близлежащих международных. Улан-Удэ находится в центре квадрата, по периметру которого пролегают основные транзитные воздушные трассы.

Как известно, проще выстроить новый аэропорт, чем передвинуть трансполярные или кроссазиатские международные маршруты. Россия заинтересована в некотором движении этих маршрутов, но для этого необходима координация по всему предлагаемому маршруту», — огорчили на презентации. В битве за небо улан-удэнский аэропорт явно «в пролете».

Кроме столицы Бурятии, логистические терминалы должны появиться в Наушках и Кяхте. В районе Наушек целесообразно организовать контейнерные площадки. Особенно, если там будут перегружать грузы с одного вида транспорта на другой. Что касается рабочих мест, то их будет создано около полутора тысяч. Транспортно-логистическая система в Бурятии должна соединить терминально-складскую, инвестиционную, таможенноброкерскую и транспортно-логистическую деятельность.

Две опоры Концепции из трех находятся под большим вопросом. Во-первых, снизит ли Монголия сбор с транзитных грузовых поездов, на презентации предсказать никто не смог. Фактически, транспортно-логистический комплекс в том виде, как его на прошлой неделе представил фонд, еще не родившись, стал заложником международной политики. Монголия красной нитью проходила через всю презентацию. Для нашего комплекса это вопрос жизни и смерти. Говорят, будто бы монголы тоже хотят стать важной транзитной страной. Но насколько велико это желание, никто, опять-таки, не знает.

Во-вторых, получит ли Бурятия клиентов в виде российских горных компаний, что начнут освоение южно-монгольского пояса минерализации? Если какой-нибудь «Норильский никель» или «Базовый элемент» начнет реальную добычу в соседней стране, то им пригодятся услуги бурятского транспортно-логистического комплекса. Однако гарантии, что россияне смогут утвердиться на горнорудном рынке Монголии, на презентации никто не предоставил.

Некие надежды республика может питать на усиление внутриреспубликанских и внутрироссийских перевозок. Только этого мало. И что конкретно нужно делать, никто так и не понял... Транспортно-логистический комплекс напоминает мираж. Вроде бы, он перед тобой. А дойти и прикоснуться не получается.

В Наушках готовы принимать 10 поездов в сутки, но принимают только 3. Забайкальск сейчас пропускает в КНР 20 поездов в сутки, без всякого логистического комплекса. Раздосадованные железнодорожники заявили, что им транспортно-логистический комплекс не нужен, чем свели на нет все реверансы в сторону федерального руководства ОАО «РЖД».

Присутствующие были шокированы такой откровенностью. Правда, потом представители железной дороги стали говорить, что они не это хотели сказать и что их не так поняли. Но оправдания прозвучали неубедительно. Вообще, в 2007 году через Наушки не провезено ни одного нефтеналивного состава. НК «Юкос» в свое время сумела договориться с Монголией о транзите. Пришедшая ей на смену государственная НК «Роснефть» договориться пока не может.

Разработчики Концепции выразили оптимизм по поводу того, что Россия заинтересована найти место в трансконтинентальных перевозках, и Бурятия идет в унисон с ней. Вот только умом Россию не понять и аршином общим не измерить. Если Москва передумает, то наш транспортно-логистический комплекс станет почти покойником. «Вы не написали, какие политические риски», — отметил Сергей Лысцев.

Еще более наивно прозвучали мысли разработчиков, что в Азии очень много грузов, и даже когда заработает параллельная Транссибу железная дорога КНР — Казахстан, грузы для российских железных дорог все равно останутся. Но если не договориться с Монголией, то остатки будут возить не через Наушки, а через Забайкальск. Пусть и на 500 км длиннее.

Кто будет работать в системе логистического комплекса, тоже не совсем понятно. Для привлечения инвесторов фонд посоветовал создать для компаний комфортные условия. Такой ответ, по сути, можно приравнять к пустой отговорке.

Основной докладчик, который должен был рассказывать о Концепции, в Бурятию не приехал. «По уважительной причине», — подчеркнули гости. Вместо него отработала какая-то женщина. В ходе презентации она перечислила массу организаций, которые участвовали в разработке проекта Концепции.

Может быть, хотела ошеломить провинцию шлейфом шикарных названий институтов, центров и ассоциаций? Если так, то у нее не получилось. К проекту был высказан ряд серьезных претензий. В целом, ситуация с перспективами бурятского транспортно-логистического комплекса зыбка, как мираж. Если бы транзит через Бурятию был выгоден, бизнес сам бы создал здесь и склады, и все остальное.

А пока бурятский транзит не очень привлекает бизнесменов. И сколько ни говори «логистика», грузов больше не станет. Если проект провалится, то у властей будет железное объяснение — мол, сорвалось из-за сложной международной обстановки. И ведь будут правы!

Петр Санжиев, «Номер один»

© 2004-2017 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес: 670000 респ. Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина д.54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info(at)baikal-media.ru


Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг" 

Главный редактор: Будаев В.Н.


 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^
^