$ 63.87
68.69
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


30 апреля 2008, 10:10

В Бурятии прошла предварительная презентация «Концепции транспортно-логистического комплекса»

На прошлой неделе в Улан-Удэ прошла предварительная презентация «Концепции транспортно-логистического комплекса». Этот комплекс является одной из экономических «фишек», на которую правительство республики собирается сделать упор — приграничное транзитное положение выглядит привлекательно. Однако, как выяснилось, его судьба зависит не от нашей республики и даже не от Российской Федерации. Ключ к благополучному функционированию транспортнологистического комплекса в Бурятии — в руках, во-первых, Монголии и, во-вторых, Казахстана.


Если оторваться от вопроса перевозки собственно бурятской продукции, то республика лежит между южно-якутским ресурсным районом и южно-монгольским. Эти зоны разработчики Концепции назвали ресурсоизбыточными. Внимание РФ сегодня приковывается к ресурсам южно-монгольского пояса минерализации. «Поддерживается выход на территорию Монголии ряда наших серьезных горно-металлургических компаний», — отметили разработчики («Фонд международного развития») в ходе презентации.

Официальные контакты между Россией и Монголией, которые заметно усилились в последнее время, говорят о том, что интерес к монгольскому урану, серебру, углю и т.д. на самом деле велик. И в связи с этим Бурятии пророчат странное будущее.

«Поскольку республика оказывается между двумя избыточными ресурсными зонами, необходима ориентация региона на глубокую переработку природных ресурсов. Транспортно-логистическая система является необходимым условием промышленного развития территории», — так сказали разработчики.

В планах РФ по освоению богатств Монголии республике, вероятно, отводится роль тыловой базы по обеспечению работы горных холдингов и вывозу из соседней страны добытого там сырья. А база, конечно, должна быть хорошо развитой. Разработчики выдвинули мысль, что избыточность ресурсов южно-монгольского пояса минерализации чуть ли не заставит монголов включить Россию в их освоение. Идея, конечно, очень спорная.

То, что Бурятия хочет создать у себя транспортно-логистический комплекс, для руководства ОАО «РЖД» стало нежданной новостью. ОАО «РЖД» занято развитием логистики на Транссибе, дабы знать, как лучше вести перевозки. Раньше республика не фигурировала в логистических планах железнодорожников. Но теперь Бурятия, якобы, нашла свое «место в строю» и включена в план развития транспортно-логистических терминалов ОАО «РЖД».

Транспортно-логистический проект, действительно, новинка для Бурятии. Власть заговорила о нем лишь прошлым летом. Концепция, как можно было понять из презентации, делает упор именно на железнодорожные перевозки.

«Китайская дорога, в перспективе, пройдет через Казахстан. Она способна в будущем взять на себя основные грузы, если не создать сегодня альтернативу в России», — говорят представители фонда-разработчика.

Ситуация и ежу понятна... Однако, чтобы возить из Китая через Россию, есть мощная читинская станция Забайкальск. Как Бурятии вписаться в «азиатско-европейский поток»? Коридор «Улан-Удэ — Наушки — Кяхта — Улан-Батор — порты Юго-Восточной Азии» можно создать и даже постелить линолеум, но кто там будет ходить?

На презентации соседнюю Монголию обвинили в том, что азиатско-европейские грузоперевозки через Бурятию «душит» именно она. Мол, там высокие транзитные сборы за проход китайских составов и плохая Улан-Баторская железная дорога, из-за чего бизнес предпочитает возить или по океану, или через Забайкальск.

Один из депутатов Народного Хурала даже заявил, что в Монголии при транзите поездов берут большие взятки, но его одернул зампред правительства по инфраструктуре Сергей Лысцев. Ему стало неудобно за такое публичное вмешательство во внутреннюю жизнь другого государства. «У монголов к нам тоже есть претензии», — заметил г-н Лысцев, чем мгновенно «потушил» тему коррупции.

Центры транспортно-логистического комплекса должны быть сосредоточены в зонах экономической активности. Самым крупным, согласно Концепции, станет улан-удэнский центр в районе аэропорта «Мухино», а также терминалы в Кяхте и Наушках.

Улан-удэнский мультимодальный транспортно-логистический центр расположится на территории в двадцать гектаров. Объем грузопереработки — 2,5—3 миллиона тонн.

«Потребность в инвестициях высчитывается в среднем по три миллиона долларов на гектар. Срок окупаемости инвестиций - 5—6 лет», — говорят разработчики проекта Концепции.

В рамках улан-удэнского центра предполагается развить станцию Тальцы, где расположен грузовой двор. Как раз на основной железнодорожной магистрали. В Тальцах надо организовать таможенный терминал. Что касается аэропорта «Мухино», то он имеет выгодное положение. Не только географическое, но и внутригородское, вблизи дорог и прочей инфраструктуры. Одновременно есть плохая новость.

«Хочется обратить внимание на естественные ограничения. На сегодня мы можем говорить о перспективах внутренних перевозок на территории Сибири и близлежащих международных. Улан-Удэ находится в центре квадрата, по периметру которого пролегают основные транзитные воздушные трассы.

Как известно, проще выстроить новый аэропорт, чем передвинуть трансполярные или кроссазиатские международные маршруты. Россия заинтересована в некотором движении этих маршрутов, но для этого необходима координация по всему предлагаемому маршруту», — огорчили на презентации. В битве за небо улан-удэнский аэропорт явно «в пролете».

Кроме столицы Бурятии, логистические терминалы должны появиться в Наушках и Кяхте. В районе Наушек целесообразно организовать контейнерные площадки. Особенно, если там будут перегружать грузы с одного вида транспорта на другой. Что касается рабочих мест, то их будет создано около полутора тысяч. Транспортно-логистическая система в Бурятии должна соединить терминально-складскую, инвестиционную, таможенноброкерскую и транспортно-логистическую деятельность.

Две опоры Концепции из трех находятся под большим вопросом. Во-первых, снизит ли Монголия сбор с транзитных грузовых поездов, на презентации предсказать никто не смог. Фактически, транспортно-логистический комплекс в том виде, как его на прошлой неделе представил фонд, еще не родившись, стал заложником международной политики. Монголия красной нитью проходила через всю презентацию. Для нашего комплекса это вопрос жизни и смерти. Говорят, будто бы монголы тоже хотят стать важной транзитной страной. Но насколько велико это желание, никто, опять-таки, не знает.

Во-вторых, получит ли Бурятия клиентов в виде российских горных компаний, что начнут освоение южно-монгольского пояса минерализации? Если какой-нибудь «Норильский никель» или «Базовый элемент» начнет реальную добычу в соседней стране, то им пригодятся услуги бурятского транспортно-логистического комплекса. Однако гарантии, что россияне смогут утвердиться на горнорудном рынке Монголии, на презентации никто не предоставил.

Некие надежды республика может питать на усиление внутриреспубликанских и внутрироссийских перевозок. Только этого мало. И что конкретно нужно делать, никто так и не понял... Транспортно-логистический комплекс напоминает мираж. Вроде бы, он перед тобой. А дойти и прикоснуться не получается.

В Наушках готовы принимать 10 поездов в сутки, но принимают только 3. Забайкальск сейчас пропускает в КНР 20 поездов в сутки, без всякого логистического комплекса. Раздосадованные железнодорожники заявили, что им транспортно-логистический комплекс не нужен, чем свели на нет все реверансы в сторону федерального руководства ОАО «РЖД».

Присутствующие были шокированы такой откровенностью. Правда, потом представители железной дороги стали говорить, что они не это хотели сказать и что их не так поняли. Но оправдания прозвучали неубедительно. Вообще, в 2007 году через Наушки не провезено ни одного нефтеналивного состава. НК «Юкос» в свое время сумела договориться с Монголией о транзите. Пришедшая ей на смену государственная НК «Роснефть» договориться пока не может.

Разработчики Концепции выразили оптимизм по поводу того, что Россия заинтересована найти место в трансконтинентальных перевозках, и Бурятия идет в унисон с ней. Вот только умом Россию не понять и аршином общим не измерить. Если Москва передумает, то наш транспортно-логистический комплекс станет почти покойником. «Вы не написали, какие политические риски», — отметил Сергей Лысцев.

Еще более наивно прозвучали мысли разработчиков, что в Азии очень много грузов, и даже когда заработает параллельная Транссибу железная дорога КНР — Казахстан, грузы для российских железных дорог все равно останутся. Но если не договориться с Монголией, то остатки будут возить не через Наушки, а через Забайкальск. Пусть и на 500 км длиннее.

Кто будет работать в системе логистического комплекса, тоже не совсем понятно. Для привлечения инвесторов фонд посоветовал создать для компаний комфортные условия. Такой ответ, по сути, можно приравнять к пустой отговорке.

Основной докладчик, который должен был рассказывать о Концепции, в Бурятию не приехал. «По уважительной причине», — подчеркнули гости. Вместо него отработала какая-то женщина. В ходе презентации она перечислила массу организаций, которые участвовали в разработке проекта Концепции.

Может быть, хотела ошеломить провинцию шлейфом шикарных названий институтов, центров и ассоциаций? Если так, то у нее не получилось. К проекту был высказан ряд серьезных претензий. В целом, ситуация с перспективами бурятского транспортно-логистического комплекса зыбка, как мираж. Если бы транзит через Бурятию был выгоден, бизнес сам бы создал здесь и склады, и все остальное.

А пока бурятский транзит не очень привлекает бизнесменов. И сколько ни говори «логистика», грузов больше не станет. Если проект провалится, то у властей будет железное объяснение — мол, сорвалось из-за сложной международной обстановки. И ведь будут правы!

Петр Санжиев, «Номер один»

Комментарии (3)

  • 3 мая 2008, 14:52

    Антипурген   Ответить

     

    Газета "Номер один" - из натурального ряда чисел. Одни догадки. Рассуждения. Домыслы. Надо вам, газетным работникам, немного набраться терпения. Подождать. Чтобы быть "номером" пишите о всяких неразжеванных проекта. Лишь бы пургануть. Пургисты номер один.

  • 4 мая 2008, 07:54

    приколист   Ответить

     

    главный недостаток, что это - Концепция. а это значит, что конкретного выхлопа не предвидится вовсе. говорильня просто. и никто ни за что отвечать не будет. ни разработчики Концепции, ни минэкономики. т.е. это не проект, где забиты рынок, инвестиции, отдача... не программа, где предполагается участие тех или иных федералов со сроками, мероприятиями...

    а вот кто-то очень похоже диссер защитит на тему транспортно-логистических комплексов на примере РБ. ну хоть такой выхлоп. хотя дороговатый...

    а забавно было на защите. разработчики были совершенно не в курсе, что чего и почему у нас тут с монголами творится, с РЖД, с Китаем, цен не знают, тарифов даже... подумал по ходу, что если бы не слова про Бурятию, то легко можно было подумать про, скажем, транскавказский транспортный коридор... привязка к местности мягко говоря слабая. текст под кальку.

  • 5 мая 2008, 08:27

    для Антипурген   Ответить

     

    а)Антипурген, на презентации, как я понял, был проект Концепции. Проект лажовый, ничего не понятно, ничего не ясно.   б)Если не писать о "неразжеванных" проектах, их никто "разжевывать" дальше, совершенстовать, не будет. Тут хоть как-то привлечено внимание, дана хоть какая-то информация с презентации. Другие СМИ ни слова не написали, замолчали приезд москвичей.... Когда прав-во РБ примет финальный вариант и заплатит за него, поздно будет писать. ПОЗДНО. Вот такая журналистика в Бурятии...

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^