Современные города, как правило, основаны на тех территориях, которые в далеком прошлом были освоены человеком.
Имеются сведения, что примерно семь тысяч лет назад на территории современного Улан-Удэ появлялись люди. Окрестности города изобилуют археологическими древностями, свидетельствующие об истории города до периода освоения его русскими переселенцами.
Город Улан-Удэ расположен на слиянии двух рек: Селенги и Уды и начинался с небольшого казачьего зимовья в пору присоединения Восточной Сибири к Русскому государству (17 век). Место для города было выбрано казаками и называлось "Заудинским камушком", через него проходила дорога, которую местные люди называли "ханской дорогой звонкой" и действовала удобная переправа через реку Селенгу. Это место почиталось бурятским населением как священное.
В 1666 году отрядом казаков Гаврилы Ловцова здесь было построено Удинское зимовье, что совпало по времени с отправкой из Москвы в Китай первого русского торгового казенного каравана по пути, в дальнейшем получившим название "Чайного пути". Через 14 лет в 1678 году томским сыном боярским Иваном Поршённиковым были возведены оборонительные стены Удинского острога. Выбор места диктовался удобной, с точки зрения обороны, позицией, что позволяло осуществлять контроль за перемещениями по территории Западного Забайкалья.
В 1687 году Удинский острог был обнесен большими тройными надолбами, рвом, был сделан тайный ход к реке, построены башни, караульная изба, посад, двойное ограждение (бревенчатый тын и рогатки), артиллерийская батарея, двое ворот, часовня. В посаде располагалось около 100 казачьих изб. Зимой гору, на которой стоял острог, поливали водой, чтобы неприятель не мог подобраться к его стенам.
В 1689 году Удинский острог получает статус города и становится административным и военным центром Забайкалья. Сооружение Удинского острога - города сыграло огромную роль в установлении мирной жизни в Забайкалье и развитии торговли с Китаем.
Историческое место, которое занимал Удинский острог, находится над правым скалистым берегом Уды. Простоял Удинский острог до второй половины 19 века, после чего он был разобран населением города на дрова. Сейчас на месте острога установлен памятный знак и каменный крест.
Превращению Удинского острога из крепости в город способствовали приток русских переселенцев в долину Селенги и экономический подъем прилегающих районов. Удинский острог становится основным пунктом хранения товаров и формирования караванов для торговли с соседями. Благодаря своему выгодному географическому положению город превратился в административный и торговый центр Забайкалья, посредника между Монголией, Китаем и городами Восточной Сибири. По мере развития города стали намечаться дороги в направлении городов Иркутска, Нерчинска, Читы, ставшие впоследствии основными при создании первых планов города.
К 1735 году в городе было уже 120 жилых домов. Первая планировочная структура города компактная, частично сохранилась и до наших дней. Впечатляли своеобразием и красотой постройки деревянного и каменного зодчества, а также Одигитриевский собор (построен в 1741-1785 годах), Спасская (в 1786-1800 годах) и Троицкая церкви (в 1798-1806 годах). Одигитриевский собор - первое каменное сооружение Верхнеудинска является оригинальным памятником культовой архитектуры Сибири 18 века.
Город развивался, как один из крупных центров оптовой торговли на "Чайном пути", в нем проживала большая колония богатых купцов, на средства которых были построены многие общественные здания.
С 1783 город называется Верхнеудинском и становится уездным городом. Основными предметами торга были мануфактурные, кожевенные, скобяные, бакалейные, москательные и парфюмерные товары, сахар и чай. По описанию современников, Верхнеудинск напоминал сплошной торговый центр, который делился на две части - городскую, состоящую из деревянной крепости и слободскую с магазинами, торговыми лавками, частными домами и церквями.
В связи с расположением на Московском тракте, город стал крупным этапным пунктом на пути следования к месту назначения каторжных и ссыльных. Политические ссыльные, начиная с декабристов, способствовали распространению в Забайкалье просвещения и культуры. В 1793 году было открыто первое учебное заведение - малое народное училище, преобразованное в 1806 году в уездное.
Первая перепись населения 1897 года показывает, что в городе проживало около 8 тысяч человек. Социальный состав города в середине 19 века был разнородным и включал в себя мещан (1212 чел.), военных (717 чел.), разночинцев (480 чел.), купцов (171 чел.), дворян (109 чел.), чиновников (98 чел.), дворовых (71 чел.), духовенство (60 чел.), ссыльных (28 чел.) и др. Население города по религиозным конфессиям состояло из представителей самых разных вероисповеданий: православных, иудеев, магометан, католиков, древлеправославных, буддистов, лютеран и др. В городе проживали люди разных национальностей - русские, евреи, поляки, буряты, китайцы, татары, грузины, армяне и пр.
В 19 веке в городе возводятся новые каменные общественные здания, среди которых публичная библиотека и городской банк. На средства купца М.К.Курбатова строится первый мост через реку Уду. В 1803 году собрание купцов и богатых мещан решает на акционерных началах построить каменный Гостиный двор, строительство которого продолжалось до 1856 года.
В 1875 году в Верхнеудинске избирается первая Городская Дума, а городской Головой избран купец I гильдии И.П.Фролов.
В 1873 году через город проезжает наследник русского престола, великий князь Алексей, а в 1891 году город посещает цесаревич Николай, впоследствии ставший царем Николаем II. Он останавливался в доме купца I гильдии И.Ф.Голдобина, в котором находится сейчас Музей истории города. В честь его приезда купечеством возведена торжественная арка - "Царские ворота".
С 1900 года открылось регулярное сообщение по железной дороге, связавшей Забайкалье с центром России.
Строительство в конце 19 - начале 20 веков Великой Транссибирской магистрали привело к коренным изменениям всей экономической жизни города. В городе открываются отделения крупных банков, доходные дома, строятся новые предприятия, первая электростанция, работают гостиницы, иллюзион.
В 1912 году построена первая городская телефонная станция, появился первый автомобиль и установлено автомобильное почтово-пассажирское сообщение Верхнеудинск-Троицкосавск. Город живет активной общественной жизнью: организуются благотворительные вечера, концерты, театральные выступления, парады, ярмарочные балаганы, маскарады, а также первые спортивные состязания.
В 1917 году был образован Верхнеудинский Совет рабочих и солдатских депутатов, под председательством В.М.Серова. Второй съезд трудового населения Прибайкалья поддержал установление Советской власти. В 1918 году город был занят войсками белочехов и белогвардейцев. В 1920 году в нем устанавливается Советская власть. Верхнеудинск становится столицей Дальневосточной Республики, а в 1921 году губернским центром Прибайкальской губернии. В 1923 году создана Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика, включающая территории Бурятии, Усть-Ордынского и Агинского округов, а Верхнеудинск объявлен ее столицей.
В 1934 году Верхнеудинск переименован - теперь он называется Улан-Удэ. Город развивается, преимущественно, как промышленный центр республики - строятся заводы, фабрики, пищевой и перерабатывающей продукции, крупные машиностроительные предприятия. Вместо паромной переправы через реку Селенгу построен автомобильный мост. Начинает функционировать общественный транспорт - первые 19 автобусов обслуживают 4 маршрута протяженностью 29 км. 1932 год - открыт педагогический институт имени А.С.Пушкина и первый бурятский профессиональный театр.
В годы Великой Отечественной Войны в городе разворачиваются военные госпитали, в которых лечатся раненые бойцы.
В послевоенные годы развитие города продолжается. Завершено строительство тонкосуконной фабрики. В 1952 году построено одно из красивейших зданий города - Бурятский государственный театр оперы и балета, ставший одним из лучших музыкальных театров Восточной Сибири. 1957 год - построен новый железобетонный мост через р. Уду вместо арочного деревянного. Проложен первый трамвайный путь, начала вещание первая телевизионная станция. Открываются новые ВУЗы, школы, идет бурное жилищное строительство и на карте города возникают новые микрорайоны. В 1966 году город торжественно отметил 300-летие со дня основания.
В 1971 году завершена реконструкция административного центра - площади Советов с открытием памятника Ленину, ставшего одной из уникальных достопримечательностей города. На северо-восточной части города открыт "Этнографический музей народов Забайкалья" и построено новое здание Бурятского академического театра драмы им.Х.Намсараева.
В 1991 году город посетил глава буддистов всего мира - Далай-лама, буддисты республики отметили 250-летие официального признание буддизма в России. 90-е годы особо отмечены возрождением православных и буддистских храмов, строительством и освящением новых культовых зданий. В 1995 году в городе начато строительство первого женского буддистского монастыря. Центр восточной медицины, образованный в 1989 году и использующий в своей практике методы тибетской медицины, идущие из глубины веков, в 1996 году получил статус регионального медицинского центра.
В настоящее время город Улан-Удэ динамично развивающийся деловой, культурный, научный центр Забайкалья. Население города составляет 375,3 тыс. человек.
↓