$ 63.39
68.25
јвторизаци€
¬ойти Ќапомнить пароль

Ћогин

ѕароль

"Ѕаргузин ‘ћ"
"Ёхо ћосквы" "–усское радио"


3 июн€ 2014, 11:00

фото: www.kino-teatr.ru

ћорихиро »вата: Ђћне кажетс€, в Ѕур€тии € пойму что-то очень важноеї

–уководитель балетной труппы Ѕур€тского театра оперы и балета рассказал о том как попал в –оссию, о работе в Ѕольшом театре, семье и жизни в Ѕур€тии.

ќн был единственным €понцем в Ѕольшом театре. —ейчас возглавл€ет балетную труппу Ѕур€тского академического театра оперы и балета.

—кромный и даже застенчивый, он всегда в центре внимани€. —реди балетного люда не найти такого, кто бы не знал ћорика.  оллеги уважают его за уникальную работоспособность и умение освоить любой трюк («∆аль, что невысокий рост ограничивает репертуар», — сетовал один из его педагогов). —ердца зрителей еще недавно замирали от его головокружительных прыжков и доверчивых си€ющих глаз: любили его забавного  итайца в Ђўелкунчикеї и беспризорника »вашку в балете ЂЅолтї, азартного „иполлино и пар€щего «олотого божка в ЂЅа€деркеї. ≈го можно назвать шутовских дел мастером: он танцевал всех Ўутов Ѕольшого театра: в Ђ–омео и ƒжульеттеї, ЂЋебедином озереї, ЂЋегенде о любвиї Ч и все были разными.

ќпытный конкурсант, ћорихиро »вата завоевал немало призов на балетных конкурсах: золотые награды на ¬се€понском в “окио и на ћосковском международном. ј на пермском Ђјрабескеї первым получил √ран-при и приз ћихаила Ѕарышникова. японский виртуоз Ѕольшого в разгар артистической карьеры начал ставить, интригу€ поклонников загадочной философией самураев в экзотической миниатюре Ђ¬осхождение на ‘удзи€муї и балете о тайне великих восточных ритуалов Ђ“амашиї.

 ак мальчик из дружной и благополучной €понской семьи оказалс€ в перестроечной –оссии?†

- ƒумаю, вела судьба. ћои родители Ч люди балетные. ѕапа училс€ классическому танцу в японии, но у русского педагога, солиста Ѕольшого театра јлексе€ ¬арламова. ¬ семье обожали русских танцовщиков. я занималс€ танцем и мечтал о встрече с русским балетом. ¬ советское врем€ приехать в –оссию на учебу было очень трудно, и когда мне наконец выпала така€ возможность, € ею, конечно, воспользовалс€. ћне уже исполнилось 19 лет, когда € попал на второй курс ћосковского хореографического училища.

¬ Ѕольшой попали сразу?

- ѕосле училища три года работал в Ђ–усском балетеї у ¬€чеслава √ордеева. ѕотом покинул труппу, мне выдали пропуск в Ѕольшой театр, что позвол€ло заниматьс€ в классах. ј в 1995-м прин€ли в театр стажером, но не как иностранца, а на общих основани€х. ƒаже стипендию выплачивали и доверили роль Ўута в Ђ–омео и ƒжульеттеї. „ерез год € стал артистом Ѕольшого.

’от€ в те времена иностранные танцовщики приезжали в Ѕ“ на стажировку, танцевали, но в штат их не брали.

- ¬ Ѕольшом, которым восхищаюсь до сих пор, € проработал 17 лет. Ётим горжусь. ѕри€тно, что оказалс€ первым и поначалу единственным иностранцем в знаменитой труппе, но моей заслуги в том нет. “огда театр перешел на контрактную систему, и со всеми солистами подписали договоры. ѕолучил контракт и €.

Ѕалет в японии почитаем, русские педагоги с удовольствием едут преподавать в —трану восход€щего солнца. ѕочему же все €понские выпускники русских школ стрем€тс€ остатьс€ в –оссии?

- ѕо большому счету €понское понимание балета иное, чем здесь. “анцы Ч скорее хобби. ” нас нет театров, защищенных государством, как в –оссии, Ч с репертуаром, стационарным зданием и своей историей. “руппы собираютс€, готов€т спектакль, какое-то врем€ его показывают, а потом Ч оп€ть ничего. ћного балетных школ, но они частные, без системного образовани€.

«акончив танцевать, ¬ы исполнили трюковую вариацию в своей судьбе Ч уехали в ”лан-”дэ, возглавили балет дальневосточного оперного театра. ѕочему?

-   тому времени € подумал, что свое дело как танцовщик уже сделал, и ушел из Ѕольшого театра.  онечно, хотелось потанцевать, но еще больше хотелось ставить. ћен€ интересовал этот процесс.

  тому времени ¬ы уже поставили спектакль Ђ“амашиї, несколько номеров: Ђ»споведьї, Ђ¬ечна€ любовьї, Ђ аменный векї, Ђѕервый поцелуйї, Ђ леопатраї, Ђ”зникї. Ќекоторые были отмечены наградами на конкурсах…

- —читаю, что если ты сочин€ешь хореографию, то надо заниматьс€ только этим, не разменива€сь на другое. ѕриглашали преподавать в √»“»—е, который € окончил, думал поехать в японию, но семь€-то у мен€ в ћоскве. » вдруг предложение Ч стать худруком балетной труппы Ѕур€тского театра оперы и балета.

ƒолго думали, прежде чем согласитьс€?

- ќбрадовалс€ и сразу дал согласие. ¬озможность иметь свою труппу Ч это же такой подарок дл€ человека, решившего реализоватьс€ как хореограф. Ќе надо договариватьс€ с артистами (а они люди зан€тые), искать залы дл€ репетиций, сцену дл€ показов, шить костюмы. ћне дают все готовое. ѕроблема только одна Ч расставание с семьей, но жена мен€ поддержала, она понимает, что такое творческа€ мечта.

ƒалековато от ћосквы оказалась ¬аша труппа.

- Ќа середине пути от ћосквы до “окио. —транно, но врем€ в Ѕур€тии совпадает с €понским, так что живу по €понским часам.

Ќесколько лет назад € была в ”лан-”дэ. “еатр оперы и балета произвел удручающее впечатление: пустые залы, скандалы, увольнени€Е

- »дет второй сезон моего руководства. ѕодготовили концертные программы, провели ћеждународный фестиваль балета имени Ћарисы —ахь€новой и ѕетра јбашеева Ч легендарных бур€тских танцовщиков, выпустили два спектакл€ Ч Ђƒон  ихотї и ЂЅахчисарайский фонтанї. ѕублика потихонечку начала возвращатьс€. Ѕалет в ”лан-”дэ очень любили. Ћюди старшего поколени€ рассказывают, что раньше спектакли шли с аншлагами, зрители знали артистов. ¬се это мен€ согревает, потому что традиции очень важны. ѕоначалу в каждом моем шаге искали какой-то тайный умысел. ѕотом стали оценивать то, что мы делаем, скандалы прекратились, артисты увлеклись работой.

ѕонимаю, что срочно нужен детский спектакль, хочу поставить Ђ„иполлиної √енриха ћайорова. ≈ще важно растить индивидуальности. ћолодых стараюсь заинтересовать классикой, которую € очень люблю. —ейчас кака€-то странна€ тенденци€ в мире балета Ч много артистов с красивыми ногами, подъемами, все крут€т пируэты и высоко прыгают. Ќо так часто переделывают классику Ђпод себ€ї, чтобы было удобно танцевать и выгодно показатьс€. —мысл сразу тер€етс€. ÷енности помен€лись, задачи стали поверхностными, внешнее уже важнее внутреннего. Ѕур€тскую труппу € ценю за то, что в ней еще осталась искренность, что-то гор€чее, внутреннее. Ёто и хочу сохранить и развить в молодых артистах. “ак что зан€т воспитанием.

ѕроцесс воспитани€ изматывает. Ќе устали?

- Ќаоборот, мне нравитс€.  онечно, бывают моменты, когда т€жело. ќднажды даже подумал: два года поработаю и достаточно. Ќо сейчас смотрю со стороны на то, что сделано, оцениваю свои возможности и понимаю, что не оставлю театр. я полюбил артистов, они уже мои.  огда сваливаютс€ проблемы, то от них не надо бежать, их надо пытатьс€ решить. ¬ этом мо€ задача. ”ходить не буду.

Ќа каком €зыке ¬ы думаете?

-  огда говорю с русскими людьми Ч на русском. ћы с вами беседуем, и дл€ того, чтобы сказать то же самое по-€понски, мне надо переключитьс€. ¬ одиночестве думаю по-€понски и пишу дл€ себ€ по-€понски, а записи по театру веду на русском, но допускаю немало ошибок. ѕоэтому завтруппой провер€ет документы или составл€ет их под мою диктовку.

 ак сложилась ¬аша семь€?†

- — женой ќльгой мы работали в Ђ–усском балетеї. ”знали друг друга на длительных гастрол€х Ч по мес€цу выступали в јнглии и √ермании. ¬ 1992-м мы вместе оказались в ѕерми Ч тогда на конкурсе Ђјрабескї € получил √ран-при. ќл€ Ч перм€чка, всех знала и очень помогала мне Ч русский €зык у мен€ был тогда плохой. Ќу а потом поженились, и родилась ћаша.

Ќавещать семью удаетс€?†

- –едко. –аз в два мес€ца прилетаю в ћоскву на несколько дней. ћладша€ дочка успокаивает: Ђ¬се равно мы мало видимс€: ты просыпаешьс€, когда € ухожу в школу, возвращаешьс€ Ч уже сплюї. “еперь общаемс€ по скайпу, разговариваем каждый день. ƒевочки приезжали ко мне зимой.

¬аша жена уже оставила сцену и перешла на педагогическую работу. Ќе хотите вз€ть ее в помощники?†

- ’очу. ќна ответственный и профессиональный педагог. Ќо дочки еще учатс€, и их не оставить одних.


ѕо€вилось любимое место в Ѕур€тии?†

- †ƒа, часто гул€ю по набережной —еленги. » удивителен Ѕайкал. ћне нравитс€ холодна€ суха€ бур€тска€ зима. ¬ ћоскве при температуре минус дес€ть больше мерзну, чем в Ѕур€тии при минус тридцати. ”лан-”дэ Ч очень солнечный город, в году 300 с лишним солнечных дней. ѕо этому показателю Ѕур€тию превосходит только  алифорни€. ќчень при€тный и здоровый климат. ¬округ Ч тайга, заводов минимум, Ѕайкал р€дом, воздух прозрачный. «дорово! Ќа чистоту окружающего мира сразу реагирует кожа Ч подт€гиваетс€ и начинает дышать.

  бур€тской кухне привыкли?†

- ¬ Ѕур€тии очень хорошее м€со Ч просто иного вкуса. Ќедавно в ћоскве, в ресторане, вс€ наша компани€ нахваливала м€со: какое м€гкое, просто тает во рту. ј мне показалось, что это и не м€со.

¬ыходит, что ¬ы чувствуете себ€ вполне комфортно.†

- ”ченые, исследовав гены разных этнических групп, пришли к выводу: €понцы генетически ближе всего к бур€там. Ќе к корейцам, китайцам, монголам, а именно к бур€там.

ј внешне бур€ты и €понцы похожи?†

- ћежду ними гораздо больше сходства, чем с китайцами или корейцами. ¬ообще бур€тска€ истори€ очень интересна, и многое св€зано с японией. ¬ ”лан-”дэ немало зданий, которые строили €понские военнопленные. ¬ том числе и театр. †— бур€тами мне легко разговаривать. ¬ них сильно развито духовное начало. Ќе случайно здесь так много св€щенных мест, св€тых источников, центр буддизма –оссии Ч »волгинский дацан.†„асто думал Ч и в японии, и в ћоскве Ч зачем мы живем. “акой вопрос задают себе все Ч рано или поздно. » всю жизнь ищут на него ответ. ћне кажетс€, в Ѕур€тии € пойму что-то очень важное.

»сточник: √азета " ультура"


 омментарии (0)

»м€

 омментарий

CAPTCHA
¬ведите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Ѕайкал ћедиа  онсалтинг»

Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€

 Ќаверх 

ѕерепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.

^