$ 63.87
68.69
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


2 октября 2013, 14:58

Театр оперы и балета в Улан-Удэ будет догонять ведущие оперные театры России

Заместитель директора театра Давид Дондупов рассказал «Центральной газете» о ближайших планах, творческом поиске и повседневных проблемах

На минувшей неделе Бурятский академический театр оперы и балета открыл юбилейный 75-й сезон яркой премьерой – оперой «Аида» знаменитого итальянского композитора Джузеппе Верди. Это событие можно с уверенностью назвать знаковым в культурной жизни республики, ведь ровно 60 лет назад, в 1953 году, «Аида» стала одной из первых классических постановок на сцене тогда еще совсем молодого Бурят-Монгольского оперного театра. Похоже, что после реконструкции 2011 года и последовавшего за ней периода становления наконец начинается его долгожданный подъем.

Давид Доржиевич, как вы оцениваете старт театрального сезона?

- Сезон является для нас юбилейным, в том числе и поэтому мы очень серьезно отнеслись к его началу. Принято считать, что опера Джузеппе Верди «Аида» является одной из краеугольных для любого театра. Будучи очень непростой по декорациям, постановке, драматургии, вокалу, она как бы цементирует репертуар. Качество постановки оперы Верди – это лакмусовая бумажка для любого театра, для любого солиста это большой экзамен на творческую зрелость. Исполнитель должен подойти к этому рубежу с определенным личным опытом.

Театральная общественность, критики и представители СМИ уже признали, что премьера «Аиды» превратилась в большой двухдневный праздник. У нас есть два полноценных состава солистов, которые проявили себя на высоком уровне, а некоторые партии у нас были представлены даже тремя составами. Наши артисты показали, что могут ставить перед собой большие творческие задачи и достойно их решать.

Постановкой «Аиды» занималась питерская команда из Мариинского театра. Насколько продуктивным было ваше сотрудничество?

- Мы очень благодарны коллективу «Мариинки». Режиссер-постановщик Алексей Степанюк, обладатель нескольких национальных театральных премий «Золотая маска» – профессионал своего дела, работая с ним, наши солисты получили настоящий урок драматического искусства. К сожалению, ранее наши артисты мало сотрудничали с режиссерами подобного уровня. Говоря современным языком, Степанюк – один из ведущих топ-менеджеров в российской опере. Дирижер Леонид Корчмар, который также преподает в санкт-петербургской консерватории – человек с громаднейшим опытом. Он сотворил настоящее чудо в процессе работы с нашим оркестром. Конечно, наш оркестр еще не доукомплектован – постоянно идут разговоры о том, что нам не хватает музыкантов. Тем не менее, в «Аиде» он звучал на должном уровне. Третий человек из питерской команды – художник-постановщик Вячеслав Окунев, чьи декорации известны по всей России, ведущие театры страны с удовольствием приглашают его в свои проекты.

Чем еще наш оперный театр готов удивлять публику?


- С 19 по 25 ноября наш театр организует фестиваль балета имени Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева – основоположников балета в Бурятии. Это уже третий фестиваль, который готовит художественный руководитель балетной части Морихиро Ивата. Зрителя ждут как мировая классика балета – «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», так и национальная постановка «Красавица Ангара». Кроме того, мы готовим премьеру – балет «Бахчисарайский фонтан» на музыку Бориса Асафьева. В плане музыки и стенографии это будет весьма оригинальная постановка. На данном фестивале выступят звезды балетного искусства из Санкт-Петербурга, Перми и Казани. Мы ведем переговоры с лидером балетного рейтинга страны Ульяной Лопаткиной и очень надеемся, что она примет наше приглашение.

Еще раз напомню, что Морихиро Ивата, сотрудничающий с нами уже второй сезон, в прошлом был солистом Большого театра. В качестве балетмейстера он поставил у нас детский балет «Синяя птица», а также «Дон Кихот» и «Восхождение». В этом сезоне, помимо «Бахчисарайского фонтана», он ставит балет «Тамаши» с элементами японской хореографии и при участии японского оркестра.

А под Новый год, помимо балета «Щелкунчик», который становится уже традиционным, будет премьера детского новогоднего спектакля и новогоднего шоу. В настоящее время ведутся переговоры с режиссерами, поэтому я пока не могу озвучить названия данных проектов. Мы хотим, чтобы постановками занялись столичные режиссеры, которые смогли бы настроить на нужный лад наших исполнителей, музыкантов и танцоров.

В октябре у нас намечаются гастроли в Чите, а в мае этого года мы были в Иркутске. Улан-Удэ является театральным центром всего Восточно-Сибирского региона, и артистов театра всегда ждут в Уфе, Иркутске, а также в Красноярске, Новосибирске и Томске, где в прошлом году мы выступали в рамках проекта «Байкал-Опера».

Кроме того, в 2014 году республика отмечает 90 лет со дня рождения Лхасарана Линховоина, к этому событию мы будем готовить оперу «Князь Игорь», ранее бывшую визитной карточкой нашего театра. Напомню, что Лхасаран Линховоин блистательно исполнял в ней партии хана Кончака, он гремел с этой ролью по всему миру. Последние годы у нас в театре были представлены отдельные арии из «Князя Игоря», но полноценной, масштабной оперой мы не занимались. Она требует колоссальных средств и усилий по подготовке декораций и костюмов. Также планируется постановка балета «Баядерка», далее мы будем думать об организации фестиваля оперного искусства, и, наконец, в декабре 2014 года мы будем праздновать 75-летний юбилей театра.

 Планы серьезные. Может ли что-то помешать их реализовать? Вы говорили, что оркестр не до конца укомплектован, о малочисленности художественного персонала. Существуют и нерешенные вопросы с постоянным жильем для артистов - гостей города…

- Комплектация оркестра – это очень сложная задача, ее не решить за один день или даже за год. Музыкант, работающий в оркестре, должен обладать большим опытом и иметь высшее профессиональное образование. Поиск таких людей ведется по всей стране и за рубежом. Конечно, хотелось бы набрать постоянную оркестровую труппу, чтобы ставить масштабные спектакли, и ни в чем себе не отказывать. Сложность для нас заключается еще и в том, что многие наши молодые артисты учатся в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, а затем остаются работать в местных театрах. Мы пытаемся приглашать их обратно, но здесь многое решает денежный фактор. Но надо продолжать работать над этим.

Вопрос обеспечения наших артистов жильем возник не вчера. В настоящее время он решается, но всегда хочется определиться с бытовыми проблемами поскорее, ведь подобные вещи мешают артисту концентрироваться непосредственно на своей работе. В то же время за последние два года у нас существенно выросли зарплаты, руководство театра и Министерство культуры республики стараются улучшать материальные условия для артистов.

Театр – это большой живой организм, у него есть постоянная потребность в хороших специалистах. Сейчас мы продолжаем поиски главного художника и главного режиссера-постановщика. Это штучные профессии.

Скоро мы будем проводить официальную презентацию нового дирижера - Евгения Борисовича Шейко. Он более 15 лет проработал главным дирижером в Нижегородском академическом театре оперы и балета, знает всю дирижерскую кухню «от» и «до», и мы надеемся, что с его приходом театр продолжит стабильно развиваться, становясь все интереснее для зрителя. Конечно, мы рассчитываем на долгосрочное сотрудничество, ведь должность главного дирижера требует последовательной и вдумчивой работы с оркестром, балетом, исполнителями...

Похоже, что при серьезном подходе к делу и дальнейшем раскрытии творческого потенциала всего коллектива у нашего театра оперы и балета может быть весьма радужное будущее…

- Мы действительно очень гордимся тем, что наши деды и прадеды добились становления этого театра в Улан-Удэ, теперь на нас лежит ответственность по сохранению и приумножению их трудов. По всей России, насколько мне известно, не больше дюжины оперных театров, из них четыре находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Когда человек начинает это понимать, он приходит к нам и видит, что здесь совершенно иной мир, особая атмосфера.

Как видите, у нас намечаются новые гастроли, приглашения новых дирижеров и режиссеров. Все это говорит о подъеме театра после реконструкции, мы начинаем жить активной творческой жизнью, восстанавливаем старый репертуар, готовим новые постановки. Мы уже вышли на хороший уровень с пятью премьерами за сезон, что соответствует высокому статусу академического театра. Будем и далее работать над тем, чтобы определение «провинциальный» не относилось к нашему искусству, и стремиться догонять ведущие оперные театры России.



Комментарии (1)

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^